Золото. Рассказы о ВОВ

Галина Терешенок2
                ( Партизанская быль).

                В горах  Кавказа каждый мальчишка – готовый альпинист. И лазят мальчиши – кибальчиши иногда там, где без страховки взрослый скалолаз и не пройдет.Вот и развлекалась в середине 30-х годов  скалолазанием и альпинизмом компания разновозрастных хуторских мальчишек, благо лес знали как свои пять пальцев.

                На летних каникулах у ребят приключилась настоящая «золотая лихорадка». Первый «участок» застолбил Колька, который шел впереди всей компании, раздвигая палкой огромные листья борщевика. Он что – то поднял с земли и вдруг заорал: «Золото». На истошный вопль сбежались все участники «экспедиции». Тесно окружив пляшущего от радости пацана, стали по очереди рассматривать находку. И впрямь золотой самородок, хоть и не очень большой. Тяжелый, желтый слиток. И всё …. Пропала рыбалка, игры в казаки – разбойники, даже на конюшню почти не бегали, чем немало удивили конюхов.

               Всё время ребята посвятили поискам золота.  Их старания были вознаграждены. Почти каждый нашёл по самородку, кто мельче, кто крупнее.  Сидя у костра, они делились планами, как используют своё золото. Толян мечтал купить маме настоящую шубу, чтобы не мерзла она лютой зимой. Федя мечтал поехать на море и прокатиться на настоящем пароходе. Ребята постарше хотели с помощью золота поехать на учебу в Москву или в Ленинград.  Каждый из них принес свой ( а кому повезло, то и свои слитки) домой и попрятали в потайные места.
 
             В сентябре начался учебный год и на школьной линейке выступил военный, который рассказал ребятам о жизни большой страны под названием СССР, в которой они жили. О том, что враги не дремлют и советской стране, для того, чтобы жить мирно, нужно иметь много танков, самолетов, кораблей. На переменке «золотоискатели» дружно постановили отдать всё своё золото для армии родной страны.

                Но когда они принесли «свой золотой запас» в кабинет директора, где сидели военные, то оказалось, что это было не золото, а медный колчедан. Военные, скрывая улыбки, поблагодарили ребят за их патриотический порыв и пожелали найти настоящее золото. Директор долго утешал расстроенных горе – золотоискателей, объясняя, что и взрослые иногда путают слитки золота и медного колчедана. Похожи  внешне эти две породы.

               Ребята собрали всё свое «золото»  и отнесли  в небольшую пещеру в горах, куда вела запутанная тропинка через лес, время от времени пополняя свой «золотой запас».  Через несколько лет после «золотой лихорадки» грянула война и фашисты захватили предгорья Кавказа. Подросшие подростки ушли на войну: кто воевал на фронте, а кто и партизанил в родных горах.

               Однажды большая часть партизанского отряда ушла в рейд по тылам противника, оставив на базе несколько местных едва оперивших юнцов. Конечно, ребята были не промах и с оружием, как с холодным, так и с огнестрельным обращались весьма умело. И надо же было такому случиться, что именно в это время на хутор пришла  группа фашистов вместе с пленными. Среди пленных было несколько раненых красноармейцев, но большинство были дети из санатория, не успевшего вовремя  эвакуироваться. Немцы использовали тактику десантов. То тут, то там появлялись на дорогах немецкие грузовики с альпийскими егерями и путь для отступающих людей был отрезан.

                Колонна зашла на хутор и вымотанные люди садились прямо на землю. Немцы по хозяйски занимали дома хуторян, попутно устроив охоту на кур и поросят.  За непрошенными гостями из леса  внимательно следили партизанские связные, мальчишки. Уяснив количество немцев, они поспешили в отряд. Связные спешили за помощью и какого же было их разочарование, когда они увидели только своих подросших старших друзей. Их было слишком мало, чтобы попытаться отбить пленных. Трое партизан да двое связных. Вот и всё войско. Старший из них, Ахмед, вдруг зло рассмеялся.         

  - Ничего, выручим мы пленных. А дальше дети пойдут через перевал к нашим, а взрослые кто хочет, останутся с нами, партизанить.-

                - Хороша ложка к обеду, - справедливо заметил его лучший друг Степа. – Для начала пленных надо освободить.-

                _ А у меня появилась идея, только её надо обдумать, -не смутился Ахмед.- Помните пещеру с нашим золотом. К пещере идет извилистая тропа, да и чаща там такая, не то что человека, медведя не увидишь. 
 –
             - Так ты предлагаешь привести туда фашистов, как бы за золотом, а по дороге устроить им бой?-

                _ Да, так хоть шанс какой – то будет. –
         Часа через два в дверь дома, который занял фашистский офицер, постучал ефрейтор.

                -  Гер обер – лейтенант, разрешите доложить. Пришел местный житель и хочет поговорить с вами наедине.-

                - Узнай, что ему нужно, Франц,- велел офицер.-
             -  О майн гот! Золото!!!! Много золота , - не сдержал удивления ефрейтор.
          Эти крики « Гольд, Гольд» услышали все немцы.

               Из разговора с молодым местным, явно не принадлежавшим   к славянской расе, немцы выяснили, что русские здесь в рудниках добывали золото. И очень много золота они не успели вывести и спрятали в пещере, надеясь, что его не найдут. Но он, черкес, не любит русских и хотел бы служить в армии Германии, чтобы освободить от русских весь Кавказ. Он может показать немцам, где находится это золото.

             Фашисты стали решать, кто пойдет за золотом, которого, по словам черкеса, было очень много.   Каждый из немцев боялся, что ему ничего не достанется. Шум от споров стоял такой, что лейтенанту пришлось буквально орать, чтобы подчиненные замолчали. Он видел их злые, горящие от предвкушения богатства глаза.  Видел пальцы рук, судорожно вцепившиеся в  ремни от автоматов и принял, как ему показалось, верное решение. Избитых и связанных красноармейцев заперли в один сарай, детей – в другой. Оставив двух автоматчиков, немцы устремились в лес за проводником. Идти было не очень далеко, но крутая и каменистая тропа измотала фашистов. И когда проводник вдруг остановился, офицер зло закричал : « Где золото?!»    

                - Там, гер – лейтенант, - горец кивнул на вход в пещеру.  –

                - Иди первым, - потребовал фашист.

            Молодой человек бесстрашно шагнул в темный провал подземелья, а через несколько секунд в руках у него оказался зажженный факел, который он услужливо протянул офицеру. Немцы гуськом зашли в пещеру и остолбенели : везде лежали слитки золота.  Черкес в это время зажёг  еще несколько факелов, висящих на стенах.   Хвалённая немецкая дисциплина тут же рухнула, не выдержав тусклого отблеска   желтого металла.   

                Солдаты, побросав автоматы, набивали желтыми слитками заплечные мешки.  Офицеру с трудом удалось восстановить порядок и дисциплину. Оглядевшись по сторонам, он увидел только потные, разгоряченные лица солдат. Проводника не было. С руганью, шатаясь под тяжестью рюкзаков, немцы построились возле входа в пещеру. Встал вопрос : «Куда идти?». Заметная днем тропинка в вечерних сумерках растворилась, как и проводник, в девственном лесу.  При помощи догоравших факелов и фонариков нашли тропинку, ведущую, как показалось офицеру, в правильном направлении.

                Немцы, изнемогая под тяжестью заплечных мешков, поплелись по ней. Вскоре они уже начали бросать золотые слитки на землю. Попетляв по лесу, фашисты попали в каменный мешок:  войти то они вошли, но обратного выхода не нашли. Сбившись в кучу, они стояли и напряженно вслушивались в тишину абсолютно чужого им мира, живущего по своим законам. Их пугали неизвестные шорохи, какой то треск. Особенно стало жутко, когда раздался громкий стон, как будто стонала сама Земля.Это лопались от перепада температур нагретые днем скалы. У лейтенанта не выдержали нервы и он принялся палить из пистолета во все стороны. Стон стих. Нет , он прервался не сам, а его заглушили звуки падающих камней, которые, увлекая за собой своих собратьев, обрушились на дно каменного мешка. Криков людей слышно не было. Их всех похоронил камнепад.

                Ахмед, бледный от пережитого, спустился с горы и пришел в хутор. Там уже всё было в порядке. Больных детишек разобрали по домам, красноармейцев перевязали и накормили.

Через несколько дней вернувшиеся партизаны вместе с местными жителями повели к перевалу детей. Самых маленьких несли на руках. Ребят удалось спасти, переправив через линию фронта.  Ахмед погиб позже , защищая свои любимые горы от людей, которые могли издеваться над больными детьми.