Родительские заветы

Вадим Сыван
                РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАВЕТЫ

      В одном дальнем глухом лесничестве жили две сестрёнки-близняшки. Батюшка их был лесничим, и матушка иногда помогала ему: оставляя ребятишек хозяйничать по дому, уходила на весь день, и возвращалась к вечеру с добычей. Девочки привыкли оставаться надолго одни, и не скучали, всегда находя себе какое-нибудь занятие: и по хозяйству работу делали, и поиграть успевали. Надо сказать, что по хозяйству работы всегда было много: нужно накормить кур и двух свиней, подоить рогатую козу и выпасти её, собрать аккуратно из-под кур яйца, чтобы они не разбились, подмести в доме и на дорожках во дворе, а зимой ещё и тропинки расширить в сугробах. Воду из колодца обычно родители заранее приносили, но если надо, то четверть ведра из колодца девочки достать умели. Всё они умели, вот только к радиостанции девочкам запрещалось подходить и уж тем более — нажимать на ней разные кнопочки  и тумблеры. По вечерам в семье лесника все усаживались возле радиостанции и слушали новости, концерты и сказки. Телевизора в таком глухом лесничестве не было.
      Сестрёнки знали, что на свете есть другой мир, где люди живут в больших городах и сёлах, но они за свою жизнь ни разу его не видели, если не считать роддома в районном центре, где они родились пять лет назад. Но районный центр находится в почти ста километрах от них. Батюшка порой туда наведывается за всяким необходимым: за вещами и продуктами. А самыми интересными из привозимых им гостинцев были книжки и куклы, которых сестрёнки оберегали и лелеяли. Куклы были их подружками; всем им давались разные имена и характеры. Семья лесника не собиралась всю жизнь жить в лесу. Родители пообещали, что через два года они всей семьёй переедут жить к людям на «большую землю», где девочки пойдут в школу. А уж по окончании ими школы родители вновь собирались поехать работать в лесничество.
      Но в планы этой дружной семьи вмешалось большое горе. Ушли как-то родители осматривать владения, да к вечеру не вернулись. Страшно было двум маленьким девочкам без родителей в доме. Уснули они вдвоём, крепко обнявшись, на родительской кровати. Целый следующий день близняшки, занимаясь по хозяйству, то и дело поглядывали на тропинку, ведущую в лес, но не шли родители. В этот день девочкам играть в куклы совсем не хотелось. Не было желания и покачаться на качелях или повозиться в песочнице. За песком их батюшка специально несколько раз ходил с рюкзаком к речке. Нехорошее предчувствие угнетало маленьких хозяек лесничества, но они старались не поддаваться панике, и как могли успокаивали друг дружку.
      И лишь, как только стало смеркаться, они едва услышали слабый стон со стороны лесной тропинки. Девочки выскочили со двора и вбежали в темнеющий лес. На тропинке лежала их матушка со страшными рваными ранами и в порванной одежде. Маловато было силёнок у малышек, чтобы помочь матушке добраться до дому. Тогда одна из сестрёнок сбегала к сараю, откуда прикатила тачку, на которую они с большим трудом погрузили тяжёлую родительницу… С ещё большим трудом девочки втащили матушку в дом и уложили на кровать, где она проспала до утра. «Почему же батюшка не идёт? Почему не поможет им?» — эти вопросы девочки не произносили вслух, а лишь читали в глазах друг у друга.
      Утром матушка ненадолго пришла в себя. Дочки напоили её чаем с малиновым вареньем, умыли лицо смоченной в воде салфеткой. Матушка поблагодарила их, и полушёпотом поведала, что на них с батюшкой неожиданно напал большой медведь-подранок, забредший на их территорию откуда-то из других мест. Этот медведь задрал насмерть батюшку и жестоко поранил матушку, помогавшую мужу справиться с обезумевшим медведем. И батюшка, и медведь теперь мёртвыми лежат в обнимку в десяти километрах отсюда. Обведя взглядом притихших дочек, в глазах которых застыли слёзы, матушка добавила: «Мне с такими ранами здесь не выжить — в больницу надо, но у радиостанции позавчера аккумуляторы сели. Если вы не поможете, то очень худо будет. Никто тогда нам не поможет».
      — А что мы должны сделать, матушка?
      — Вам надо добраться до людей. Да, да, не удивляйтесь! В сорока километрах от нас есть войсковая часть. На юг вам надо срочно идти. Вы ведь помните, как идти к белой высокой вышке-мачте? (тут девочки согласно закивали головами). Ориентируйтесь на неё. Как окажетесь рядом с ней, то  влезьте не высоко по лестнице, и увидите в южной стороне другую такую  же мачту-вышку, со второй вы увидите третью, а с третьей мачты — следующую. Эта четвёртая мачта-вышка и будет войсковой частью. Возьмите в рабочем столе батюшки карту — на ней отмечены координаты нашего лесничества. Карту отдадите военным. Они помогут. Сейчас хоть и лето, но наденьте осенние курточки — по ночам прохладно в лесу, и обуйте сапоги — ручьи да речушки переходить. В сенях, дочки мои, возьмите тревожные рюкзачки. В них лежит всё, что может вам пригодиться в лесу: консервы, ножи, ложки, кружки, спички, сухое горючее, фонарики, мыло, иголки с нитками. Только воду свежую перед путь-дорогой во фляжки налейте. Кукол с собой не берите — лишняя тяжесть, сами знаете. А для меня принесите ведро с водой, ковшик и ещё пустое ведро. Да мяса вяленого нарежьте кусочками. Аптечку рядом поставьте. Не забудьте про карту! Как в лесу себя вести, где спать ночью — вы хорошо знаете. Главное — ничего не бойтесь и не ссорьтесь, а помогайте друг дружке! А я постараюсь дождаться помощи, — после этих  слов матушка опять впала внезабытьё.
      ...Сестрёнки быстро сделали всё, как велела им матушка и,  поцеловав спящую больную, тронулись в путь. Густой лес — это не городской парк с ухоженными аллеями и дорожками. Тут даже тропинок почти нет. Маленьким бедняжкам трудно приходилось продираться сквозь заросли и валежник, через буреломы и заросшие берега небольших речушек… К вечеру обессиленные девочки добрались лишь до второй вышки, возле которой и заночевали в старом шалаше, построенном, наверное, ещё строителями этой вышки. Пришлось только натаскать хвойных веток для подстилки. Пока совсем не стемнело, сестрёнки поужинали, и вдруг одна из них нашла в кармашке своего рюкзачка полиэтиленовый пакетик, в котором лежали картонки размером с игральные карты. Тогда и вторая полезла в свой рюкзачок, и тоже нашла такой же пакетик. Раскрыв пакетики, девочки увидели, что в них лежало по пять картонок-карточек. На каждой с одной стороны были написаны мелкими буквами данные девочек: имя, фамилия и отчество, дата и место рождения, а пониже — данные их родителей. А вот с обратной стороны каждой карточки большими печатными буквами было написано всего по одному слову. Девочки уже умели читать, пусть и по слогам. Одна прочитала на своей карточку:
      — ВЕ-РА… Вера! Это чьё-то имя, наверное?
      Тут вторая девочка тоже прочитала слово на своей карточке:
      — НА-ДЕЖ-ДА… Надежда! Это девочек и тётенек имена.
      И вновь первая сестрёнка прочитала слово на следующей карточке:
      — ЛЮ-БО-ВЬ… Любовь!.. Зачем матушка нам написала эти имена? Может, для новых кукол, которых они собирались нам купить?
      — Наверное, — пожала плечами сестрёнка, и прочитала новое слово: — ТРУ-ДО-ЛЮ-БИ-Е… Трудо-любие… Трудолюбие! Но это — не женское имя… Хм!
      Дальше стали читать по очереди:
      — ПО-РЯ-ДОЧ-НО-СТЬ… Порядочность!
      — УМ… Ум! Какое короткое слово!
      — ПА-МЯ-ТЬ… Память!
      — ЛЮ-БО-ЗНА-ТЕ-ЛЬ-НО-СТЬ… Любознательность! Какое длинное и трудное слово!
      — ДУ-ШЕВ-НО-СТЬ… Душевность!.. Непонятно!..
      — СМЕ-ЛО-СТЬ… Смелость!.. Понятное слово!.. Уже стемнело. Давай ложиться спать!
      — Давай! У меня ножки болят.
      — И у меня… Очень-очень!.. Надеюсь, мы завтра дойдём до людей.
      — И я надеюсь! И верю!..
      И тут девочки взглянули друг на друга, при этом в темноте заблестели их глаза, и хором воскликнули:
      — Надежда, вера!..
      Одна из них задумчиво произнесла:
      —Так вот зачем нам матушка написала для нас эти добрые слова. Чтобы мы не хныкали.
      — И чтобы были хорошими и добрыми девочками, даже когда вырастем.
      — Не-е! Когда мы вырастем, то станем тётями, как наша матушка. А потом будем бабушками, как в сказке про Красную Шапочку.
      — А дедушками мы будем?
      — Не знаю. Я буду бабушкой, а ты будешь дедушкой. Договорились?
      — Не-а!.. Дедушка — это старенькие батюшки и дяди. У меня же не будет бороды и усов.
      — Ну да, не будет, — зевая, ответила сестрёнка, и почти тут же сонно засопела.
      Сон сморил и вторую сестрёнку… Проснулись они, как только в шалаш стал проникать утренний свет. Одна из близняшек выглянула наружу:
      — Ой! Ничего не видать. Туман такой белый, прямо как пролитое молоко. Даже третью вышку совсем не видно.
      — Плохо! Будем ждать, когда туман разойдётся. А иначе мы заблудимся.
      — Так у нас же компасы есть на руках.
      — Посидим немного, и если туман не исчезнет, то пойдём по компасам на юг.
      — Ладно, согласна!
      На их счастье туман скоро развеялся, выглянуло солнышко, и повеселевшие девочки продолжили трудный и опасный путь к неизвестности… Ближе к войсковой части стало полегче идти: появились сначала тропинки, а потом и наезженная дорога. Ещё засветло падающие и спотыкающиеся сестрёнки вышли на войсковую часть, где сообщили о случившемся часовому. Тот доложил дежурному, а тот — командиру. Уставших с дороги девочек накормили и уложили спать, а командир части связался со спасателями и попросил выслать за пострадавшей вертолёт. Спасатели доставили матушку в больницу, где она выздоровела на радость дочкам.
      ...С тех пор прошло уже много лет. Девочки давно выросли и сами стали мамами. Но они до сих пор с благодарностью вспоминают, как им помогли в трудные минуты слова, заботливо написанные для них родительницей. В своей жизни они следуют этим заветам, и тому же учат своих детей.
      Людям всегда необходимо вовремя получить добрые, простые и искренние слова поддержки.
                * * * * * * *
      Как звали сестрёнок близняшек, где и когда это всё произошло — не столь важно. Важнее то, что добро не только победило зло, но и проникло не в одну душу!

                07.05.2015 г.