Кто ближе к богу

Людмила Румянцева 2
                (притча)
 
   Как-то в одно селение, ближе к вечеру, пришли несколько странников. Они остановились на ночлег в доме одного зажиточного крестьянина, который любил послушать необычные истории. По этой причине он всегда принимал странствующий люд на постой.
   Утром, расположившись во дворе дома, где неподалёку на лужайке играли малолетние ребятишки, хозяин и его гости начали беседу. Поговорив о том-о сём, узнав обо всех новостях, какие поведали странники, крестьянин, немного помолчав, задал вопрос:
 - Вы побывали в разных местах, многое слышали, многое видели. Не встречался ли на вашем пути человек, который, благодаря своей вере и поступкам, стоит ближе всех к богу?
   Задумались странники. И тут один из них сказал:
 - Видел я такого человека. Он известен в своей округе тем, что наизусть знает священное писание и может в разное время суток пересказать любую главу из этой книги.
 - А я встречал такого человека, - заговорил второй гость, - который не только знает наизусть священные тексты, но и мастерски пишет иконы и картины на библейские сюжеты.
 - Это что! - вступил в разговор третий, - Вот мне довелось говорить с человеком, который с помощью молитв исцеляет людей: слепые прозревают, лежачие поднимаются.
 - Это всё пустяки по сравнению с тем, что скажу вам я, - произнёс четвёртый странник, - есть в одном небольшом городке священник. Из разных мест к нему на службы и проповеди стекается много народу. Его вера так глубока, что он почитает за честь быть убитым за свою веру.
   Все замерли.
 - Воистину, он ближе всех к богу, - тихо произнёс хозяин, и все, кроме одного, закивали головами в знак согласия.
   Тут крестьянин обратил внимание на странника, который, казалось, не проявлял интереса к беседе остальных, молчал и лишь иногда улыбался, глядя на играющих поблизости детей. Немного подумав, он обратился к нему:
 - А ты, что молчишь? Неужели тебе не посчастливилось встретить человека, подобного тем, о которых нам рассказали твои сотоварищи? Похоже, ты старше всех и повидал больше других.
 - Твоя правда, - ответил тот,- и походил я по свету не мало, и повидал много. Видел и тех, кто наизусть знает священные книги, и тех, кто иконы пишет, и тех, кто людей исцеляет. Встречал и и таких, которые за веру готовы жизни свои отдать... Вот только не могу про них сказать, что стоят они ближе всех к богу.
   Переглянулись собеседники, ожидая разъяснений. Странник продолжил:
 - У одних память хорошая, у других талант к писанию икон, у третьих дар к целительству через слово божее. Отчего же не использовать своё умение во благо других? А те немногие, что готовы за веру убитыми быть, по моему разумению, и вовсе далее всех от бога. Зачем создателю нужна такая жертва? Все рождены для жизни и вера, какую бы силу не имела, должна в этой жизни найти применение. Бог сам знает, кого и когда к себе призвать. Да и как можно жертвовать собой, принеся в жертву другого? Кто-то же должен стать убийцей, взять этот грех на себя, ради навязчивой идеи фанатика. А каково родным и близким несчастного? Один через принесение себя в жертву желает прослыть святым, а другого великим грешником сделать?
   Снова переглянулись странники, стали о чём-то перешёптываться. Задумался крестьянин, затем спросил:
 - Кто же по-твоему ближе всех к богу?
 - Имеете глаза, да не видите. Имеете уши, да не слышите, - с печалью в голосе сказал необычный гость, - те, кто ближе всех к богу, находятся рядом с вами - ваши дети. Взгляните на этих беззаботно играющих ребятишек. У них ещё нет прошлого, они не задумываются о будущем. Дети пребывают только в настоящем, как и сам создатель. Только дитя может так неподдельно и горько плакать и в следующее мгновение, с непросохшими от слёз глазами, так задорно смеяться. Их игра - священное действо, в которое они глубоко вовлечены. Для них время отсутствует, а миг и вечность одно целое. Им всё равно, какого сословия каждый из них, кто богат, кто беден, в каком государстве они живут, на каком языке говорят, какую религию исповедают окружающие. Они, благодаря своей невинности, растворены в божественном потоке бытия, не обременённые пока никакими условностями, свободные и счастливые. Всё существование для них, и они для него...
   Немного помолчав, странник добавил:
 - Только тот, кто сохранил в себе хотя бы часть того ребёнка, каким он пришёл в этот мир, и есть тот самый человек, ближе всех находящийся к богу.