Демон. Сцена седьмая, философская

Владимир Воржев
Мрачное царство Аида... Демон идет темными коридорами. Вокруг него мелькают зловещие тени; где-то за стенами слышатся стоны и мольбы о помощи. Чьи-то руки тянутся к нему из древних колонн, но, в последний момент, - почувствовав опасность, исчезают. Где-то капает вода... Вдалеке, в мертвенном свете луны видны темные воды Стикса.

Демон
Аид... ты где, мой старый друг?
Ужель забыл гостеприимство?
Или какой-нибудь недуг
Тебе мешает насладиться
Беседой с тем, кто знал тебя
Младым и дерзким... отзовись же!

Аид (выходит из-за одной из колонн)
Вертенгориг... что вижу я?
А ну-ка, подойди поближе!

Демон
Ну, вот – всю нечисть распугал,
Произнеся, моё ты имя!

Аид
Немудрено... где ты бывал,
Там жизнь от ненависти стыла...

Демон
Так, это ж было так давно!
Земля с тех пор добрее стала...

Аид
Земля – возможно... но вино
Дурманить кровь не перестало,
Отважным... иль не так?

(Обнимается с Демоном)

Демон
Да, как сказать...
Земля не та, и люди новы...
Тебе ли этого не знать:
Чем крепче жизненные своды,
Тем меньше жизни в них!
Ведь смерть
Теперь уносит только старцев,
А юность учится робеть,
Да лишь соблазнам предаваться!

Аид
Я слышал... отголоски дел
Ко мне доносят волны Стикса...

Демон
А что Харон, - все также смел,
И так же любит веселиться?

Аид
У нас все тоже... С давних пор,
Как пал Олимп – уснуло время,
Прервался бесконечный спор,
Сомнения засохло семя!
Теперь все ясно: зло с добром
Разложены как на прилавке,
И нам с тобою в мире том
Нет места, как дворовой шавке...
Ну, а Харон все также бодр.
Хотя работы меньше стало,
Он возит плот свой до сих пор,
Унынью сдаться не желая.

Демон
А Персефона... как она?
Уж не грустит по жизни света?

Аид
Она прекрасная жена...
Но жизнь ее навек согрета
Теплом земли... и солнца луч
Милее ей, чем волны Стикса
И красота вот этих туч!
Она давно не веселится...
Да, что о нас! Поведай мне,
Как жил ты эти годы?
В какой участвовал войне?
Спасал ли ты народы
От истребленья, иль карал
Зарвавшихся тиранов?
Какие песни распевал
Под звуки барабанов?

Демон (печально улыбаясь)
Да, уж наделал я делов,
И нагулялся вволю...
Где был очаг, уютный кров, -
Теперь пустое поле...
Чума шагала по земле;
Она сметала стены,
И с грозным Зевсом наравне
Творила перемены...
Я лишь присутствовал при них...

Аид
Бывает ли такое...
Однако твой печальный вид
Меня спросить другое
Все норовит...
Здоров ли ты?

Демон
Я болен, и серьезно...
Любви жестокие цветы
Сознал я слишком поздно!
И вот, я здесь... В миру живых
Нет счастья, нет спасенья!

Аид
Да, ты влюблен! Чего затих?

Демон
Влюблен и без сомненья...

Аид
Да, кто ж она? Чьи земли там
Красу такую дарят?
Чтобы тебя – как в плен врагам,
Любви на смерть отдали!

Демон (вздыхает)
Мой друг, Аид, как горько мне,
Прожившему столетья,
Осознавать, что радость дней
И горя лихолетья,
И юный ветреный туман,
И опыта сомненья –
Все к счастью, если дарит нам
Любовь свои мгновенья!
Что толку в знаниях моих:
В войне, политике, интригах –
Плодов ошибок роковых,
Застывших на старинных книгах!

Аид
Тут ты не прав... Чей разум тверд,
Химерам не подвластен,
Кто смотрит времени вперед, -
Тот был бы вечно счастлив,
Узнав лишь толику того,
Что ты считаешь хламом!

Демон
Нет... мне не нужно ничего...

Аид
О, Зевс, какая драма...

Демон
Я лишь одно бы попросил...

Аид
Проси, мой друг несчастный!

Демон
Тут есть поэт... в нем нет уж сил
Бороться с жизнью...

Аид
Ясно!
Ты хочешь, чтобы я к себе
Забрал его, конечно!

Демон (кивает)

Аид
Спасибо, друг... Обидно мне...

Демон
Но, не суди поспешно!

Аид (останавливает его нетерпеливым жестом)
Прошла пора, когда я был
Хозяином Загробья!
Тех лет покрыла жизни пыль...
Теперь у изголовья
Того, кто метит в мир иной –
Иные следопыты,
И тем, кто видел ад земной,
На рай врата открыты...

Демон
А ты ему пришлешь паром...
Харону он поверит!

Аид
А не поверит... - что потом?
Бродить в приделах серых,
И призраком усталым
В ночи детей пугать...
А мне Его вассалам
Все это объяснять!
Избавь меня! Поэт он,
Бездельник иль дурак:
Мне все едино это!
Пусть в рай идет иль в ад...

Демон
Прошу тебя, не надо!
Ну, сделай для меня,
Поблажку. А в награду
К тебе на службу я
Пойду на два столетья...
Согласен?

Аид
Нет, на три...
Уже ль несчастья ветер
Забрал твои мозги!
Да как ты мог подумать,
Что царь богов Аид,
Забыв о дружбе, будет
Менять твой гордый вид
На мелкую услугу!

Демон
Прости, я поглупел...
Придя к тебе, как к другу,
Я позабыть сумел,
Что вижу брата Зевса!

Аид
А я, вот, не забыл,
Как ты из копий леса
Меня освободил...

Демон
Вот, вспомнил! Это ж было
В Элладе молодой...

Аид
Судьба тебя любила...
Она сейчас с тобой!
Пускай покинет тело
Несчастный твой поэт –
В кувшине опустелом
Для жизни места нет!
Я ж поручу Харону
Забрать его на плот.
И, преступив законы,
Везти по глади вод!