Медиоланские - служители земли Уфимской

Анна Медиоланская
 


… И увидел народ светоносного мужа выехавшего на белом коне из врат церкви Илии пророка. И поразил муж сей слепотою орды рвавшихся к городу под предводительством Чики Зарубина разъяренных повстанцев…

Этим преданием вошел в историю один из самых древних храмов Уфы ,построенный еще при основании города в диких степях стрельцами.

Белым лебедем он плыл по над городом несколько столетий ,пока не был снесен в 1930-х годах … Но его облик  до нас донесли удивительным образом пришедшие к нам в конце 20 века фотографии С.Прокудина-Горского и Зираха.
 


Так сквозь дымку времени приоткрылся вид златоглавых холмов еще в 20 веке считавшегося немного провинциальным города. Смесь старых тряских мостовых и почти столичных театров  удивляла приезжих , но обволакивала их сразу своей теплой атмосферой. И они прирастали к городу , который воспели его чада- М.Нестеров и С.Аксаков.

Ещё со времен ,грозивших на каждом шагу опасностей то от набегов степняков, то от бунтовщиков ,город жил общей жизнью. Престольные праздники справлялись сообща всем населением  независимо от того к какому приходу они принадлежали. Тысячи горожан собирались  на всеобщую молитву , и  какой силы должны были взлетать в небеса самые простые прошения о  мире, о близких и дальних…

В одном из таких древних приходов- Ильинском довелось в середине 19 века прослужить ровно тридцать лет и три года (1865-1898) одному из маститых священнослужителей города протоиерею Александру Петровичу Медиоланскому. 



Храм  был построен еще во времена первых поселенцев города-стрельцов на высоком холме при ручье близ ворот деревянного острога, которые так и назывались по храму Ильинскими. Рядом находилась деревянная церковь Фрола и Лавра , впоследствии при постройке каменного храма в 19 веке вошедшая в него как предел со своими святынями. Вообще в Ильинском храме вплоть до века 20 хранились многие древности времен основания города ,в том числе Евангелие напечатанное при Царе Алексее Михайловиче.

В приходе Ильинского храма жила издавна семья чиновника Петра Ивановича Федорова, сына священника Иоанна ,служившего  на Верхоторском медеплавильном заводе в первой половине 19 века. Сам Петр Иванович  после окончании Семинарии сан не принял, но связь с духовным сословием не потерял- его братья и дети  также учились в семинарии , которые и познакомили свою сестру Анну с молодым выпускником Александром в 1854 году ,незадолго перед тем приехавшим в Уфу вместе со своими братьями.
 

Четверо братьев Медиоланских – Григорий (Евлампий), Павел, Владимир и Александр остались круглыми сиротами во время эпидемии холеры, унесшей их родителей- иерея Петра и матушку Елизавету. Служил  о.Петр в древнерусском Нерехтском уезде Костромской губернии ,который славился льном, солью и молитвами прп.Пахомия Нерехтского. Свою мелодичную фамилию о.Петр получил в 1820 году в Костромской Духовной семинарии в честь свт Амвросия Медиоланского и по семейным преданиям однофамильцев у него никогда не было.

После смерти родителей заботливым опекуном сирот стал старший брат Евлампий Петрович, к тому времени  окончивший Московскую Духовную Академию. За ним, как за заботливой наседкой ,и перемещались по стране все братья разом, куда бы его не посылал Синод. Так и пришлось им поучиться сразу в трех семинариях.

Сперва Евлампия Петровича назначили преподавателем в Великий Новгород. Вслед за ним потянулось и все семейство.
 

 Тут ,у древнего камня прп.Антония Римлянина Евлампий Петрович принял постриг с именем Григория и был направлен инспектором в Оренбургскую Семинарию, располагавшуюся в то время в Уфе. Так все братья в 1850 году оказались на южном Урале. Впоследствии, иеромонах Григорий стал ректором семинарии, архимандритом и настоятелем Успенского монастыря в Уфе. В 1867 году он был вызван в Петербург и хиротонисан во епископа сперва Ямбургского ,а впоследствии Пензенского .В Пензу за ним уехал брат Павел, где они и оставались до кончины владыки в 1881 году. А младшие братья женились на местных красавицах, рукоположились и вросли всеми корнями в уфимскую землю.

Сперва Владимир и Александр отправились служить в далекие уральские села Златоустовского уезда . Однако о.Александр оказался весьма энергичным батюшкой и начал организовывать на свои собственные средства школу , взялся за обновление храма и  за обучение грамоте местных детишек в далеком селе Ярославка. Вскоре его перевели уже гораздо ближе- в уфимский уезд, а оттуда в 1865 году – настоятелем Ильинского храма в самом городе вместо почившего протоиерея Михаила Арханельского.
Его ревностный труд был отмечен бронзовым крестом в память войны 1853-56 гг.


Тут и получил о.Александр возможность претворить свою кипучую энергию в активную деятельность в полной мере. В то время самым насущным для духовенства была организация образования для дочерей духовенства. По всей стране  появлялись женские епархиальные училища , готовящии достойных  матушек для духовенства и будущих учительниц церковно-приходских школ. В Пензе владыка Григорий стоял у основания подобной школы, а в Уфе его брат посвятил свою педагогическую деятельность епархиальным девочкам.
К тому же оба они ,каждый на своём месте, очень жалели всех оставшихся сиротами, вдовами и бедняками ,вспоминая свое детство. Свои усилия они посвятили бедным  из духовного звания, а о.Александр преподавал в приюте для слепых детей.

В приходе у о.Александра жило много интересных людей.
Одним их них был статский советник Андрей Дмитриевич Дашков, с которым батюшка поддерживал теплые отношения – ездил с ним на освящения усадебных храмов его знакомых , воздвигал огромный колокол на колокольню … Можно представить каким громовым звуком оглашал окрестности этот колокол, если учесть, что храм стоял на высоком холме.
Андрей Дашков был владельцем Благовещенского медеплавильного завода , расположенного рядом с Уфой ,при котором он устроил учительскую семинарию ,первое подобное  заведение в губернии.

 

Не перестаешь удивляться- какие были люди в старой России! Завод не давал никакого дохода и его поддерживали на свои средства только ради того, чтобы дать работу местному населению.

Семейное гнездо с каждым годом увеличивалось на одного- двух птенцов. Матушка Анна вышла замуж ещё почти ребенком 16-ти лет ,впрочем это тогда было нормой. В этом возрасте обрели своих мужей и её дочь, и все знакомые.  Всего у них было 13 детей.

Однако увеличивалась не только семья ,но прирастала и паства о.настоятеля.

Батюшка жил единой семейной жизнью с приходом и ,как потом писали о нем , за каждой Литургией горячо предстательствовал за всех своих духовных чад. И они платили ему такой же любовью.
В 1890 году летом всем приходом отмечали 25-летие непрерывного служения о. Александра в Ильинском приходе . На службу ,которую совершал сам батюшка ,прибыли губернатор и Л.Норд и вице-губернатор А.Румянцев. После службы прихожане поднесли своему пастырю крест из уральских самоцветов…
В резолюции на прошении прихожан о поднесении креста Владыка Дионисий Уфимский начертал : «Желаю, чтобы хартия сия хранилась в делах Градо-Уфимской церкви в память союза взаимной любви пастыря и паствы ,чтобы благодать и общение служения их Богу ведомы были их потомкам ,да и потомки сделаются подражателями предкам своим.»

 

…Этот крест пронесла через все невзгоды его внучка, которую когда-то окрестил сам о.Александр в 1894 году- Ольга Михайловна Источникова.
В конце торжества батюшке поднесли телеграмму от казанского губернатора П А Полторацкого ,в которой он поздравлял о.протоиерея.
Вчитываясь в простые строки ,посвященные этому торжеству, ощущаешь аромат той далекой от нас эпохи …землекасательное поклонение ,которым отвечал  батюшка своему Владыке ,лобызание своей любвеобильной паствы ,желание скончаться на служении своему приходу ( Господь исполнил это его желание). Церковное торжество закончилось тем, что по приглашению юбиляра все участники торжества отправились к нему домой  « из боковых дверей храма, по ограде благоухающей зеленью деревьев и трав при пении хором тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя ..»,а после разделили с ним трапезу. Так и чувствуешь в этих словах  неспешную жизнь уже недосягаемого спокойствия малого города.
Многие отмечали кротость ,незлобие и любовь к миру о.Александра, который никогда не возвышал тона на своих подчиненных ,что особо отмечалось ими. Этим он сплотил паству и причт в единое целое, что  было редкостью во все времена.

Этот 1890 год стал для прот.Александра Медиоланского подарком от Господа за многолетние пастырские труды, когда один за другим следовали поздравления ,праздники и торжества. Осенью был произведен при собрании всего города трезвон « во вся» по случаю избавления в 1888 году Царской семьи от опасности во время крушения поезда в Борках.
Той же осенью им был приглашен в свой хор молодой человек ,только что приехавший в их город. Им оказался будущий золотой голос России Федор Иванович Шаляпин.
 

А семья о.Александра за один только этот 1890 год приросла тремя внуками…

За этим годом следовали  награждения о.протоиерея орденом св.Владимира 4 степени, палицей и другие торжества, но кульминационным годом его жизни стал именно 1890 й.

К 1895 году силы о.Александра уже ослабели и в храме был поставлен ему в помощь второй священник.
 


До того дня, когда болезнь насовсем приковала о.Александра к постели, он непременно сам служил ,несмотря на уже сильный упадок сил. Его не стало 1 сентября 1898 года , в день, когда православная церковь отмечает Новолетие церковного года. Этот день стал его приобщением   к вечности Нового круга бытия.

Матушке же его Анне Петровне  довелось не только встретить новый ХХ век ,но и дожить до первых войн этого столетия,  почти до начала конца. Она скончалась в январе 1916 года, увидев внуков своих детей.
 

А вот детям о.Александра, как и всему их поколению уже не довелось столь мирно окончить свои дни. Их разбросало по всей стране.
Дочери Ольга и Елизавета вышли замуж за священников , и оба они пострадали после революции. Об о.Михаиле уже было рассказано ,а Ольга вышла замуж за будущего протоиерея Захария Ясенева.
 

Известно, что в 1921 году он был арестован в первый раз по обвинении в контрреволюции, в 1930- во второй раз вместе со своим сыном священником Виктором Ясеневым.  Почти всей семье Ясеневых в 1930-х годах пришлось покинуть Уфу, несмотря на то ,что ещё их прадеды  родились в сей земле. Самому протоиерею Захарии в 1934 году исполнилось 80 лет, когда судьба после долгих мытарств забросила его в Пошехонский район, где они с матушкой Ольгой голодали. Старики остались совсем одни- детей разбросало по городам ,да и просто сообщаться между собой было весьма опасно. К сожалению, на этом следы их обрываются…

…А пророк Илия  доныне невидимо предстоит на том холме ,где возносились ему молитвы в течении нескольких столетий и предстательствует за род «нестудных» жрецов Истинного Бога .