Всех обманул

Владимиров 3
Второе название - "дай пять"


Когда-то очень давно мой бригадир в строительном отряде частенько любил выразиться довольно странной тогда фразой:
"Всех обманул. Взял билет и не поехал."
Не сказать чтобы она очень всех смешила, эта фраза,  смеялся по большей части он сам; но всем всё-таки становилось  веселее. Нас тогда вместо того, чтобы направить на денежные работы в "русле политики партии и правительства" ставили на выполнение заданий, которые местные очень неохотно выполняли. Они давно знали расценки. На этих заданиях просто невозможно было хоть сколь-нибудь нормальные деньги заработать. Мы не были шабашниками, но всё-таки в конце семидесятых в студенческие строительные отряды ехали  хорошенько заработать прежде всего.  Прибавка к стипендии в 30 рэ совсем не лишняя была.  Да, были ещё какие-то признаки ранне-комсомольского энтузиазма, но далеко не у всех. Мало того, даже если у кого и сохранились эти  признаки энтузиазма, то они играли роль второго плана. Заодно, так сказать. И вот мы, семнадцатилетние пацаны и девчонки пашем значит, как папы карло, а он, бригадир нашего звена посмеивается этой фразой - мол тот из нас всех обманул, взял билет и не поехал. Мол этот. И в обед давай возьмём поллитра для тонуса. По грамм сто получалось. И вечером давай возьмём. И брали. Ему было за двадцать. Максимум двадцать два. Но для нас 17-18 летних разница колоссальная. Естественно прислушивались и пили. По-детски. На примере старшего. Он ну может по грамм сто пятдесят в обед выпивал. А по вечерам может пол бутылки. Развлекались вечером. Дело молодое, силы были. С регулярным допингом тем более. Кто на танцы, кто в карты, кто по-парам в тёмных закоулках или углах. Но сколько же возьмёшь с собой денег на подобное? Неделя-две и попросили аванс. Растянули ещё на две недели, а там и получка. Негр с нами был. Так тот как завопит у кассы по-русски "Вы меня обманули!" понятно что пополучали, да? Грубо говоря, как тому Володе Шарапову вначале предлагали - на ящик водки только и хватило бы.  Без закуски конечно. Уже и не помню как мы питались. В смысле за свои или в столовке, но всё равно другие отряды из нашего же заведения потом рассказывали - минимум вдвое, а то и втрое-четверо больше пополучали. Наш командир отряда, 25-ти летний старшекурсник то ли лохом был, то ли делился с ним  прораб местный. Но в любом случае против прямых расценок в лоб не попрёшь.  Стоит кубометр земли выкопать десять копеек - получи десять копеек.
Через много лет один поляк рассказывал как четыре немца два кубометра земли отказывались копать вручную в городе, так он взялся. Ему 100 марок их шеф на руки дал, не задумываясь. Короче говоря второй месяц мы уже не столько работали, сколько брали авансы и обозначали работу. На день вышло раза в полтора больше. Я это к чему всё пишу. К знаменитому переходу количества в качество. Нельзя человеку создавать условия естественного отбора типа дарвинских. Под красивыми увещеваниями о необходимости жёсткой конкуренции. Не может жёсткая конкуренция идти на пользу людям. Точно также не может, как и бессмысленный труд, про который бичи говорят - могу копать, могу не копать.
Почему нельзя до бесконечности повышать уровень конкуренции? Потому, что даже огурцы и помидоры на грядке нормальными не вырастишь, если не создашь им тепличные условия. Яблоня дичка останется дичкой, если ей не привить ветвь культурно-сортовой яблони, а уж человек...
Человек обязательно осудит своего работодателя за такую его работу, после которой отдыхом занимаешься в порядке штурмовщины. Вольно или невольно.  Потому, что это труд рабский. Как говорится - бери побольше, кидай подальше, а отдыхай пока летит.  Это труд части животного, сошедшегося с другим животным в смертельной схватке. Клык волка или копыта быка, козла какого-нибудь. Без многих частей тела можно прожить. Если этими частями пользоваться не так, как надо, то они выходят из строя. Но всему есть предел. Начинается либо воровство, либо вредительство, с которым обычный человек, коим предприниматель  себя обычно опрометчиво не считает, не справится.. Западная система безудержной конкуренции, по-роч-на-я.
Нормальные люди при определённом уровне  конкуренции начинают сознавать, что работы существуют для жизни, но не наоборот.  Не жизнь для работы. А потому это происходит, что для экспортирующего идею она привычна. Приказывающий пахать не настолько выматывается, как пашущие по его указке. Он вообще, можно сказать пьянствует на работе, заставляющий заниматься неэффективным трудом. В эйфории находится, в прострации.
      Пока социалистическая система экспортировала свои идеи - пахала капиталистическая система. Но социалистическая система взяв билет не поехала. Не стала добивать капиталистическую. Потому, что это более человечная система, а потому и более хрупкая. Ей нужен  парник понадёжнее чем огурцам капиталистической системы. Не обычная вода поутру, а чай или кофе, проще говоря.  А капиталистическая система таких тормозов не имеет. Её предшественница феодальная система ещё меньше тормозов имеет.
 Для фашистской же системы парник обойдётся обязательно дороже выращенного в нём.
К фашизму и билет брать не стоит.  Его можно разве что только попробовать, например в виде спиртного шампанского по случаю какого-нибудь торжества. Иначе вас засосёт до наркотической зависимости.

Нет смысла всю жизнь делать карьеру, чтобы в конце карьеры в штурмовщине пытаться отдыхать. Такой отдых не принесёт удовлетворения, счастья не принесёт. А это главное.