2006 год

Михаил Анохин
Здравствуй Василий Борисович!
     Прочел только что октябрьский номер «Круга…» и подивился странности нашей литературной жизни. Но по порядку. Во первых, в этом номере как ни в каком другом, дана мощнейшая подборка стихов и, соответственно, авторов.
      И вот мне странно, что в 2005 году Тамара Рубцова получила премию журнала, как публицист, хотя, это, несомненно, один из сильнейших поэтов в Кузбассе.
       Вот тебе и женщина! То есть,  «собаке под хвост» мой тезис об «ущербность женской поэзии»!  Однако же… вот именно, однако же! Там, где Тамара пишет о женских чувствах: – «Как пусто всё – хоть плачь, хоть пой…»  - здесь она откровенно слаба. Слабина эта проступает и в стихах претендующих на философские обобщения. Как, например: «Русь». Сказывается незнание православия и в частности «радости крестового распятия». 
       «Сегодня Господь наш Иисус Христос - на кресте, и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест - праздник и духовное торжество. Прежде крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом, прежде был символом осуждения, а теперь - знаком спасения». (Иоанн Златоуст.)
        Для Тамары состояние распятия, явно плохо – «Не пьяной и не распятой на кресте». Этот ряд: пьянка и распятие, не могут перечисляться, как однородные явления, равно отрицательные. Для христианского миросозерцания - это диаметрально противоположные действия.  Небо и земля. (Нравственно не одного ряда).  Впрочем, такая «безграмотность», вполне объяснима, как и тяга к христианским ценностям.
       Вот и получаются искренние,  проникновенные, но нелепые с христианской точки зрения призывы и представления. (Особенно выпукло такое не различение проявляется у Коврижных.  Об этом я уже писал).
         А вот такие стихи как : «Бесприютно и бездонно», «В детском доме», - у меня выжимают слезы. Происходит очищение души, катарсис и безысходное чувство собственной вины за эти детские души! Хочется поклонится Тамаре за её служение сиротам и за такие стихи тоже!
        Это вторая, нет уже третья женщина, которая вынуждает меня читать стихи! Разумеется – это исключение из общего правила, но какое?!  Ты молодец, что не «пожадничал» и дал её столько места. Она этого стоит.
        Хорош и Олег Курочкин, и не просто хорош, но очень хорош! Его читал по телефону знакомым. Особенно часто «Отражение». У него подлинная глубина  мысли - истинная философия!
       Все остальное и в особенности проза, так – рядовое явление. Ни хорошо, ни плохо. На фоне сильнейшей поэзии, она, тем паче, выглядит блекло. Ни порадоваться, ни возмутиться и, словом, ни чего не дает душе человеческой, да и сознанию здесь не на чем остановиться, зацепиться. В ней нет открытий, нет постановки проблемы – она, таким образом, только написана на русском языке, но духовно не русская.
        Наверное, есть любители такой словесности, но я не из их числа и пишу эти «письма» исключительно исходя из глубины своей субъективности без претензий на что-либо. Единственное, чего не могу себе позволить, так это лгать. То есть думать одно, а писать (говорить) другое.
        Об остальном промолчу. «Ипостаси» нужно  самому читать, а об Антонове, кажется, я уже имел возможность высказаться. А. Сазыкин, хотя и кандидат филологических наук, но не нашел убедительных слов. Приведенные отрывки стихов Антонова и его комментарии к ним, мне кажется, не совпадают по смыслу.
        Ну, что это: «Подсолнухи пахнут \ Солнечной свежестью (?) \  Еще, обязательно (?) Утренней нежностью(?)». Что это за особая «утренняя нежность»?  Не та ли, о которой сказано: «На коровий рев, как коровий рог?» Не понимаю и «солнечную свежесть» в отличии от «солнечного ожога, тепла» и так далее, а вот ветер может быть «свежим». И кандидат этого не видит! А словечко – «обязательно» и вовсе, как «кила» торчит! Совершенно необязательное слово в данном случае! Ну, кто это «обязал» подсолнухи?
      Одно слово - реклама благоглупости!

                Всего тебе доброго!
P.S.
           Конечно, кольнуло немножко, что ни чего моего нет, но быстро пролетело. Такие чувства нужно учиться подавлять в себе в самом зародыше! Жаль, что поздно осознал это, еще позднее стало получаться - это «обуздание».