смирение слышать чужую душу

Тома Мин
   Ну и жизнь! Разберемся ли мы в ней когда-нибудь? Вспышки злобы, презрения, недоверия, ненависти. В жизни надо полагаться на Бога, обладать спокойной верой и суровой непоколебимостью. А если этого нет, то оказывается порою, что любая мелочь, пустяк, не значащее слово сможет сорвать с тебя защитный панцирь - и вздрогнут руки,стиснет ужас и заполнит бессилием и отчаяньем.  А в чертах официанта пред вами проступит само воплощение безрадостной мысли - суровый лик Эразма Роттердамского.

***
 Официант - это прежде всего официант, а потом уже француз, русский  и т.д. Человечество разделяется совсем не так, как нам внушили : на расы, племена и т.д. Истинные рубежи разделяющие человечество возникают из несходства душ человеческих.

 ***
 
   В семнадцать лет мы так любили рассуждать о своей "философии жизни". Мы никогда не рассуждали о Боге, бесконечно споря, пытаясь докопаться до сути "истины", "красоты", "добра". Мы были молоды - мы были искренни. У нас не  учителей, мы учились сами.
  Как нам нравилась роль разочарованных и отчаявшихся.И наш художник ненавидел жизнь и бежал от неё. Кто он? - уязвимая талантливая натура, молодой гений, распятый невеждами, непонятый, затравленный узколобыми фанатиками и обывателями, уничтоженный толпой? Он -  особенный, закон не для него. Художник живет и умирает, но извечное ничтожество всех оттенков никогда не умирает: в ничтожестве нет сердца, нет души, нет живой веры - извечное ничтожество пребывает вовеки и его суть нет.

***
   Подлинно выше других тот, в ком есть и смирение, и терпение и умение слышать чужую душу.

***
   Что есть выше?  благородное , мудрое  выражение сущности человеческой жизни? "Суета сует" - сказал Екклезиаст.
День смерти лучше дня рождения;
все вещи в труде;
не может человек пересказать всего;
не насытится око зрением, а ухо слушанием;
что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться;
всему свое время, время каждой вещи под небом.
   Познать мудрость и безумие, и глупость - это все томление духа.

***
И вот десятки отдельных заметок наконец-то выстраиваются в сознании в определенный порядок. Надо только соединить их в одно целое и заполнить пустоты.