Воздух Родины

Магда Кешишева
   В Сан - Франциско армянский писатель Вардгес Петросян встретился со своим односельчанином, который 30 лет живёт вдали от родины. Сейчас он - Майкл, а когда - то был Мкртычем. Всё потерял человек: не только Родину  и всё, что с ней связано, но и своё армянское имя, данное ему при рождении его армянскими родителями.

   На одной из стен его квартиры  висела картина, которая показалась гостю чем -
- то знакомой. Он внимательно посмотрел на неё.
  - Нравится? Ещё не разрушен, хотя говорят, вы уже новый построили, - услышал он голос хозяина.
  - Что разрушен?
  - Мост. Старый мост у нашего села. Хорошо его помню, просто о'кей!
   Гость молчит, продолжая смотреть на картину.
  - Не похоже?
  - На что?
  - На старый мост. Хотя столько времени прошло...

   Оказывается, он заплатил американскому художнику 500 долларов, и тот со слов заказчика нарисовал картину. Художник дотошно  спрашивал:
  - Какого цвета у вас деревья, воздух, вода.

   Писатель всё понял. Он продолжал стоять перед картиной, якобы изображающей старый мост, и ему стало грустно. На картине, вроде, всё было нарисовано точно, и всё же это было не то.

   Не хотелось расстраивать Майкла - Мкртыча, но он подумал о том, что нельзя описать иностранцу цвет своей реки, своего воздуха, дерева или камня. И пришла ему в голову мысль: Родина - это не простое соединение  кислорода, водорода и углерода, а дерево на Родине - не просто зелёного цвета.  А хозяин всё повторял:
  - Я рассказывал, он рисовал...

   Не может даже талантливый художник  передать чужие слёзы, услышать биение сердца в момент, когда ты вспоминаешь старый мост. Он просто нарисовал  старый мост, каких в мире тысячи, в то время, как хозяин хотел видеть  Родину...

 ...Невольно вспомнил Петросян другого  соотечественника, у которого было два цветочных ларька, и все деньги, вырученные от продажи цветов, он тратил на покупку картин, рисунков и книг на родном языке. Вся его квартира была завалена  редкими книгами, рукописями... Он не имел никого и мечтал всё это подарить Армении.

   Запомнился писателю  одиннадцатилетний мальчик. О нём писателю рассказали в одном из Нью - Йоркских кафе. Этот мальчик в числе 227 юных туристов - армян прибыл  летом в Армению. С собой он привёз пять пачек жевательной резинки. Мальчик отдыхал в Цахкадзоре. И тут он в первый же день распаковал пачки и ... продал жвачки  сверстникам. Наверное, вы думаете, что на вырученные деньги он купил подарки родителям, сувениры друзьям. Нет. В Москве он превратил деньги в доллары, а, вернувшись  в Америку, купил акции какой - то компании. Рассказчик говорил обо всём этом с восторгом:
  - Вырастет, станет армянским Фордом!

   Может быть, и станет Фордом. Но никогда он не повесит картину с изображением библейского Арарата, нарисованную хотя бы по описанию. Он поедет в Армению, как в очередную страну по торговым делам. Он не почувствует тоски, не купит армянских книг... И вовсе не потому, что пожалеет денег. И, к сожалению, он никогда не поймёт, что воздух Родины - это не простое соединение кислорода, водорода и углерода...

  P.S. На фото - поющие фонтаны на центральной площади Еревана.