Зримая деградация современного искусства

Кабаков-Кабацкий
 Деградация современного искусства связана с цивилизацией денег.

Недавно, в Лондоне, рассматривая жилые и административные здания восемнадцатого, девятнадцатого веков и сравнивая их с стеклянными и кирпичными коробками современности, подумал, что сегодняшние архитекторы, художники, писатели, поэты - жертвы бескрылого прагматизма, который утверждает, что если укршения на жилых домах, или создание художником на полотне некую понятную и мастерски исполненную картину бытия, не несут определённую утилитарную функцию, то без них можно прекрасно обойтись. Отсюда и вырастают эти многоэтажные уродцы, которые "украшают" современные города. Отсюда же вылез безобразный модернизм и "новое искусство" в живописи, неразличимо похожее на детские каракули или на "работу с краской, шимпанзе или орнагутанга! С литературой, ьеатром и кино происходит то же самое!
И вот, цепившись за понятие "прагматизм", я начал распутывать хитросплетения истории литературы и искусства за последние два века и начал понимать, что принцип жалкой утилитарности и прагматизма стал или становится решающим фактором, который превращает то же искусство в жалкую подпорку утилитаризма, и перестает нести в себе смысл "бесполезной" красоты, который отличает подлинные поизведения искусства от промышленных поделок.
Этот процесс деградации человеческого творчества, связан, как я думаю, с истощением в человечестве энергии бескорыстного творчества, что и становится главной причиной деградации искусства: живописи, архитектуры, литературы, театра и кино!
И этот бессмысленный прагматизм преращает человека в тупого, бесчувственного робота, в механизм, который хорошо считает и "талантливо" находит пути и средства к увеличению значения денег в нашей жизни - назовём этот процесс установления финасового прагматизма, религией денег! 

Мне кажется, что современное разложение искусства, его медленная деградация, связана ещё с возможностью зарабатывать деньги не учась и не работая!
В определённом смысле, кризис системы прибылей, разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина или робота и его владельца, что не могло не сказаться на искусстве и культуре вообще!
Появилась тьма «художников», которые за счёт болтовни, обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификациях искусства, будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
Более того. Появилось множество продажных критиков, которые используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое – это чёрное и наоборот!
Если ещё двести триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма: такие как цвет и сочетание красок, а также «похожесть», в широком смысле этого слова – в живописи; или умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; или в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
Сегодня, кажется для людей, которые называют себя «элитой» и обладают определённым количеством богатств, победа информационных технологий, позволяет "реализовать" себя, за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды. А мода – это многократно повторённая реклама, как вещей, так и предметов искусств и даже стилей жизни.
  В конечном итоге, деньги стали той основой на которой строится всё «новое искусство». А эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить, не приготовленной к таким пошлым приёмам, общественности! 
…Мы, на днях, побывали в Тейт-модерн, в Лондоне и посмотрели выставку «художницы» Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных «живописцев».
То, что я там увидел, повергло меня в «страх и трепет». Это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять, тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
  Успех этой суггестивной медитации, заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет очевидным спекуляциям на тему современного искусства. Глядя на эту мазню, по фотографическим образам, так и хочется признаться в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой «образованщины», не составляет труда. Просто, в двадцатом веке, появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства. И имея деньги, такие невежды, стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что и послужило и служит основной базой и содержанием современного «искусства».
На самом деле, ничего общего с реальным мастерством в искусстве, такие эксперименты неумех и дилетантов, не имеют ничего общего. Зажигательным примером такого обмана и самообмана и является Марлен Дюма!
Эта, с позволения сказать «художница» спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров, в том числе и своим происхождением, что в определённых «образованческих» кругах на Западе имеет значение «стигмат». Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и «творите» в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни на уровне преподавателя колледжа, в провинциальном городке, будет подхвачено как некое откровение «почвы». В этом любовании нормальным человеческим тщеславием, есть в данном случае и скрытный расизм. Ибо «белый господин» с трудом верит, что чёрный уроженец Африки, может изъясняться на философском жаргоне.
На этом часто сегодня делаются и имена и деньги, в развращённой попытками самоутверждения, Европе, но главное в Америке
 И благодаря, сегодняшнему совместному с дельцами от современного искусства, мошенничеству, эта в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная «журналистка», презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню, вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
Очарованные «свежестью» взгляда на возможность не учась и не работая зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долго и невнятно говорить ни о чём! В этом главный секрет её успеха и именно поэтому, ей устроили выставку в цитадели современного искусства – в Тэйт-галери.
  Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы, мне подумалось, что большинство из них ничего не знают, ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения. А для того, чтобы рассматривая и «живописные пасквили», большого ума и просто работы мысли совсем не требуется. Более того, на таких выставках и знания и самостоятельное мышление противопоказаны…
 И в этом, не вина а беда большинства таких посетителей и потребителей современного «искусства». Невежество, в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов. Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано «бессмысленной» богатой элитой нашего «мультикультурного общества»!
  Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а шокированные их бесстыдством и наивностью короля, придворные во весь голос уверяли, что «одежды», как нигде и никогда, идут их господину.
И только мальчик, ещё не наученный взрослыми врать, «по обстоятельствам», произнёс: - А король –то голый! Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих «нарядов»!
  Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в магазине рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты о её нелепом творчестве.
  Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного «второго авангарда», в его романе «Учебник рисования».
И уходя из галереи, любуясь открывающимися перед нами видами чудесной многолюдной набережной центра Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби, в виде игры в «искусство», как факт подчёркивающий деградацию современного искусства – работы Марлен Дюма, могут иметь место. Но и только!
Но, естественно меня никто не слушал – даже моя просвещённая жена-философ. И мои протесты умерли не найдя для себя сочувствующих слушателей!

Май 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков