Мело... мело по всей земле...

Эва Маликова
Борис Пастернак "Зимняя ночь", 1954-1955.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это стихотворение, которое так же имеет название "Свеча", из сборника "Доктор Живаго". Точно определить время создания произведения почти невозможно, хотя некоторые исследователи творчества поэта утверждают, что строчки родились в период войны. Однако, учитывая манер письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение всё же было создано незадолго до окончания работы над романом "Доктор Живаго". Есть другая версия: произведение было написано в 1954-55 годах, в то время, когда Борис Леонидович пережил инфаркт, прочувствовав всем телом и душой значение выражения "между жизнью и смертью".
Поэт словно предсказал себе смерть, причём не только биологическую, но и творческую. После того, как роман "Доктор Живаго" был опубликован, Борис Пастернак подвергся гонениям со стороны правительства. Несмотря на это, через несколько десятков лет стихотворение "Зимняя ночь" было призвано одним из самых проникновенных в творчестве поэта.
Тема жизни и смерти в стихотворении - ключевая. Антитеза, или противопоставление, жизни смерти очень ярко выражено. Ветер, стужа, метель - всё это отражение смерти. Свеча - это жизнь, трепетная, хрупкая. Стихотворение следует читать между строк, так как каждое четверостишие - метафора, придающая ему изящество.
 
            Метель лепила на стекле
            Кружки и стрелы.

Возможно, эта метафора обозначает рисунки, которые выводит мороз на стекле.
С помощью лексических повторов слова "мело" автор показывает продолжительность, силу метели. Другие метафоры: "жар соблазна", "слёзы с ночника" - отлично вписываются в картину стихотворения.

           Свеча горела на столе,
           Свеча горела.

С помощью синтаксического параллелизма подчёркивается стремление свечи жить, то есть гореть. Гореть, во что бы то ни стало... сколько бы метели и вьюги ни старались задуть её пламя. Так же наблюдается приём анафора, то есть одинаковое начало предложений.
В стихотворении также есть необычные сравнения и олицетворения, а также эпитеты - озарённый потолок, седая мгла. Хлопья снега сравниваются с мошками. А вся природа оживает на бумаге... Аллитерация звуков [л], [л'], [м], [м'] и ассонанс звуков [э], [и] делает стихотворение более плавным, таким образом строится ритм. Можно предположить, что поэт хотел изобразить свист ветра, вой метели. Сочетание сонорных согласных с гласными "а" и "и" делает слог легче для чтения.
 
           Мело, мело по всей земле,
           Во все пределы.

Экспрессивные повторы, словоформы "всей", "все" выражают эмоции автора, его переживания. Это гипербола, преувеличение, благодаря которому был достигнут великолепный эффект - необыкновенная выразительность. Повторы некоторых строк создают тот же эффект. Многообразие повторов создаёт картину непогоды, где гармония тепла (пусть и малого) побеждает хаос.
Контекстуальные синонимы "по всей земле - во все пределы" подчёркивают то, что смерть-метель неотделима от жизни-свечи.
 
           Слетались хлопья со двора
           К оконной раме.

Это инверсия - обратный порядок слов. Поставив слово "слетались" в начало предложения, автор сделал на нём акцент, но я думаю, что в этом случае инверсия была употреблена для наибольшей выразительности.
При прочтении этого стихотворения невольно слышится звук метели, вой ветра... сквозь строчки видится затухающее пламя свечи, символизирующее угасающую жизнь великого человека. Мы чувствуем ритм и настроение стихотворения, печальные, мрачные, чуть трагичные, но в то же время дающие надежду. В этих строчках видна борьба между жизнью и смертью, между правом и несправедливостью, между красотой и  ужасом...
В этих строчках видна надежда, вера, стремление не просто существовать, а жить.

          Мело, мело по всей земле,
          Во все пределы.
          Свеча горела на столе,
          Свеча горела.

21.01., 06.02.15.