Факел непопалимый 13

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/04/22/556




       И, наконец, последняя книжка – за 7 класс (1916-1917 гг.) – вызывает много вопросов и оставляет много неясностей.

       Начиная с того, что она первоначально принадлежала не деду, а, видимо, кому-то из его соучеников, скорее всего его другу Василию Цешинскому, а затем была, видимо, им подарена деду. Это следует из самого первого её раздела «Я», который заполнен другим человеком, старше деда почти на полтора года (11 августа 1895 г.р.), а дед в нём указан в качестве друга.

       Во-вторых, в ней практически отсутствуют не только сведения, но и вообще упоминания о Февральской революции и событиях в Петрограде в феврале – марте 1917 года, об отречении царя, а также почти нет записей о событиях учебы и пребывания в Питере в хронологической последовательности, особенно с начала 1917 года.

       Вся «хронология» уместилась в несколько записей:

- 18 сентября 1916г. – футбол с гимназистами 10-й гимназии;
- 22 октября – вечер в училище с постановкой пьесы «Палата № 6» с помощью профессионального актера;
- 8 ноября – начало репетиторства (продолжение его – 4 февраля; вот только где? ещё в Питере или уже в Сибири? Нет ответа);
- 18 декабря – празднование 10-летия открытия училища;
- 1 января 1917 г. – празднование Нового года в гостях у Цешинского, а заодно, видимо, и 20-летия самого деда («исполнилось 20 лет, можно сказать, треть недолгой человеческой жизни», - это его грустный комментарий к собственному прекрасному юбилею, оказавшийся явно ошибочным – дед прожил 89 лет).

       В-третьих, хронологический порядок в записях был сохранён только для определённой тематики – для отражения определенного вида революционных событий – в основном, касающихся расправы властей над российскими революционерами.

       Таких записей два десятка: от восстания декабристов 14 декабря 1825 г. до расстрела Ленских рабочих в Бодайбо в 1912 г., но преобладают в основном расправы над народовольцами. И всего одна запись за 1917 год, проливающая свет на исторические события, произошедшие в столице бывшей Российской империи:

       «23.03.1917 – Похороны жертв Великой русской революции на Марсовом поле в 1917 году».

       Создается впечатление, что эта запись, как, впрочем, и все остальные, были сделаны много позже, одномоментно, из каких-то источников и имели строго целевое предназначение.

       Учитывая то, что, как следует из протоколов допроса деда 1933 года, он вступил в РСДРП в мае 1917 года, эти записи могли быть сделаны уже после окончания учебы в Питере и служили неким вспомогательным материалом для решения каких-либо вопросов, возможно связанных со вступлением в партию.

       Эту мысль укрепляет и сам характер записи от 23 марта о похоронах на Марсовом поле. Если бы она делалась по свежим следам, то наверно не звучало бы так официально: «…похороны… в 1917 году».

       Наконец, в-четвертых, нельзя забывать и высказывание мамы в её воспоминаниях о том, что «…дед проучился в Питере полных три года», «…окончательные регулярные занятия закончились для него летом 1916 года», «…а сведений о занятиях в 1917 году уже нет».

       Но здесь есть одно «но» - её слова: «судя по его дневникам и записям об учебе» говорят о том, что мама тоже изучала записные книжки, но, надо думать, не так внимательно, особенно последнюю из них.

       Всё же, я думаю, что дед отучился в 7 классе, как минимум, до нового, 1917 года, а как максимум – до весны. Думаю, что его отъезд на родину состоялся не позднее марта-апреля месяца. Да и сами курсы, согласно мемуарам известного социолога и писателя Питирима Сорокина, закончили своё существование в 1917 году.

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 15:

                7 класс (1916-1917 гг).


       Раздел «Ежедневные отметки» (стр.44-95), «линовочная»
 бумага (стр.96-114).

       Стр.44.
«Октава» А.Н.Майков.
«Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В звучании стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.

       Стр.45.
«Первая любовь – та же революция: однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется яркое знамя, - и чтоб там впереди её не ждало – смерть или новая жизнь – всему она шлет свой восторженный привет».
«Вешние воды» И.С.Тургенев.
«Не беремся описывать чувства, испытанные Саниным при чтении этого письма. Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее – и неопределеннее всякого чувства. Музыка одна могла бы их передать».
«Вешние воды» Тургенева.

       Стр.45.
«Женщина – ангел хранитель мужчины на всех ступенях его жизни. Она представительница на земле красоты и грации,  жрица любви и самоотвержения; она утешительница в бедствиях и горестях жизни, радость и гордость мужчины».
Белинский.
«Женщина – хорошенькое животное, она любит поцелуи, как козы любят соль (???)…».
Островский.

       Стр.47.
2 авг. 1878г. расстрелян в Одессе Ковальский.
10 авг. 1879г. повешены в Одессе Чубаров, Дм. Лизогуб и Давиденко.
11 авг. 1879г. повешены Виттенберг и Логовенко в Николаеве.

       Стр.48-52.
Один французский писатель, Жан Рикар, замечает: «Женщины говорят о платонической любви с величайшим восхищением, однако каждое их платье, каждая шляпка, каждый башмак и каждая ленточка рассчитаны на то, чтобы развеять все наши платонические порывы».
 

       «Добрачные половые отношения являются в большинстве случаев непроизвольным, продиктованным необходимостью удовлетворением половой потребности, не могущей рассчитывать на удовлетворение в браке. Но они могут выражать собой также и стремлению к освобождению от гнёта брака. В таком случае в них может обнаруживаться и более высокое самосознание личности, желание основать свободный от всяких условностей и всяких денежных соображений союз двух душ, двух сердец, союз, при котором обе стороны отдают себе ясный отчет в том, что их связывает только искренняя любовь, что мужчина и женщина не прикованы друг к другу, когда любовь исчезнет или окажется ошибкой. Только такой союз и имеет право называться «свободной любовью».

       «Свободная любовь никогда не считалась позором среди пролетариата. Там, где нет собственности, для которой нужен наследник, там, где людей влечёт друг к другу голос сердца, никогда особенно не дорожили благословлением церкви и если бы не была так проста гражданская форма бракосочетания, если бы законным матерям и детям не чинились такие затруднения, кто знает, современный пролетариат, быть может, давно уже упразднил бы брак».

       «Гераклит отрицал существование чего-либо вечного, постоянно, неизменно сущего. По его ученью все изменяется, всё только возникает и опять исчезает в непрерывной игре вечного мирового движения.
Вольтер определял удочку как палку, к которой с одного конца привязан червяк, а с другого – дурак.

       «Известно, что из всего «женского сословия» на земном шаре русская баба отличается нарочитою способностью, в одно мгновение ока,  всё видимое пространство сундуками, узлами и подушками. Известно также, что счета своим сундукам, узлам и подушкам она никогда не знает и – все ли они целы, растеряла ли она половину по дороге – баба, все равно, воет на голос в твердом убеждении «a priori» , что её в пути ограбили и обмошенничали. Ибо – строго говоря – только истинно христианское милосердие может удержаться от искушения ограбить и обмошенничать странствующую русскую бабу; а на пароходах и железных дорогах – истинно христианское милосердие – товар редкий; там больше соблюдается «одиннадцатая заповедь»: НЕ ЗЕВАЙ…».

       Стр.53.
04.10 - 1866г. повешен Каракозов за покушение на Александра II.
«Но в наши дни люди полагают, что могут обойтись без искусства. Не хотят больше вдумываться, созерцать, грезить, ищут только физических наслаждений. Возвышенные и глубокие истины никого не затрагивают: было бы чем удовлетворить телесные вожделения, современное человечество порабочено (?) животными инстинктами. На что ему художники?»
А.Роден.

       Стр.55.
18.10 - Убит Бауман, соц.-д., редактор «Искры», в 1905г.
19.10 - В 1879 г. повешен Лизогуб в Одессе Тотлебеном.

       Стр.56.
«А вот придет пора, и ты, червей питая,
Как это чудище, вдруг станешь смрад и гной.
Ты – солнца светлый лик, звезда очей златая,
Ты – страсть моих очей, ты – чистый ангел мой!
О, да, прекрасная, ты будешь остов смрадный,
Чтоб под ковром цветов, средь сумрака могил,
Среди костей найти свой жребий безотрадный,
Едва рассеется последний дым кадил.
Но ты скажи червям, когда без сожаленья,
Они тебя пожрут лобзанием своим,
Что лик моей любви, распавшейся из тленья,
Воздвигну я навек нетленным и святым».
Бодлер.


       Легенда.
       У буддистов есть легенда: «Сакья Муни много лет сидел в пустыне, неподвижный, вперив взор на небо, не видя земли. Протянутая рука его окостенела, и в ладони ласточки, принимая отшельника за камень или дерево, свили гнездо. Они прилетали к нему каждую весну. Но однажды улетели и уже более не вернулись. И тот, кто в себе умертвил все желания  и волю, кто не страдал и не думал, кто погружался в блаженное спокойствие нирваны, кому завидовали боги, - увидев, что ласточек нет, заплакал о них.

       Таково сердце человеческое: оно не может достигнуть полного спокойствия и мудрости потому, что оно не может не любить. И – кто знает – эта слабость его не есть ли величайшая сила».
Д.Мережковский.

       «Верь любви: в ней жизнь, тепло и свет».
Ан.Коринфский

       «В сочетании красоты и безобразия красота, в конце концов, всегда одерживает верх. В силу божественного закона природа возвращается к высшему типу, стремясь вечно к совершенству».
Роден.


       Наша вина.
       Мы знаем легенду, что Бог поселил человека в раю; человек согрешил, был выгнан из рая, и с той поры ему было предопределено, как проклятие, в поте лица добывать хлеб свой.
Тут большое недоразумение в том, что мы не понимаем иносказательности этой легенды. И до сих пор человек живет в раю. И до сих пор изгоняется из него вследствие грехов, т.к. вследствие ошибок, выражающихся в том, что не хочет человек понимать, что живет в раю, не хочет пользоваться им, применяя данные ему способности и только потому изгоняется из рая, только потому должен проводить жизнь в невыносимых условиях, в истинном проклятии.

7.12. – повешены: Малинка, Майданский и Дробязгин в Одессе, 1879г.
14.12. – Восстание декабристов в 1825г.

       Стр.66.
1.01.1917г.
 Новый год встречал у Васи (надо думать – Цешинского). День моего рождения (а у деда он 14 января по новому стилю, или 1 января – по старому), исполнилось 20 лет, можно сказать, треть недолгой человеческой жизни (дед явно поскромничал – Всевышним ему было отмеряно прожить 89 лет).
10.01 – В 1906 г. убита пулей во время манифестаций во Владивостоке Волькенштейн Людмила.
26.01. – 1885г. расстрелян Мышкин в Шлиссельбурге.
02.02. – Умерла Геся Гельфман от родов в 1882г.
06.03. – 1906г., расстрелян Шмидт, командир крейсера «Очаков», в марте с тремя тов. Частник, Гладков и Антоненко.
22.03. – 1882г. повешен Халтурин за устройство взрыва в Зимнем дворце. Желваков повешен в 1882г.
23.03. – Похоронены жертвы Великой русской революции на Марсовом поле в 1917 году.

      (Кроме этой записи в настоящей записной книжке нет ничего о произошедших великих событиях в стране и Питере – о Февральской революции, об отречении царя – ничего этого нет! Почему? А записи о погибших в более ранние времена революционерах, в основном – террористах – представляется как сделанные в более позднее время, что-то вроде отдания дани революции. Не понятно!).

       Стр.79.
03.04 – 1881г. повешены: Желябов, Кибальчич, Перовская, Рысаков и Михайлов за убийство Александра II.
04.04. – Расстрел Ленских рабочих в Бодайбо в 1912г.
03.05 – 1902г. повешен Балмашев в Шлиссельбурге.
10.05 – 1905г. повешен Каляев в Шлиссельбурге за убийство Серг.Алекс.
14.05 – Повешены Валериан Осинский, Брантнер и Антонов в 1879г. в Киеве.
18.05 – Повешены: Горский, Бильчанский и Федоров в 1879г. в Киеве.
28.05 – Повешен Соловьев 1879г.
13.07 – Повешены в Петропавловской креп. Декабристы: Каховский, Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол и Бестужев в 1826г.

       Стр.97 (линованная вставка):
8 ноября начал заниматься учеником (дед в конце 1916г. пошел на репетиторство!).

       Далее идут адреса:
Софья Васильевна Безсонова. М.Пушкарская, д.28/30, кВ. 6.
Сибирская столовая. Б.Казночинная, д. 3.
Запись на работы по сельскохоз. переписи. Басков пер. д. 7.
Олимпиада Павловна Бахова. Гулярная, д. 18, кВ. 73.
Мытнинская наб. 9, Особое совещание по топливу.
Г.Ораниенбаум. Офицерская стрелковая Школа. Прапорщику А.Н.Исакову.

       С 4 февраля начал заниматься с учеником.

       Далее – два рецепта на латыни.

       Бальбина Юстиновна m–lle Шнитовская, г.Ставрополь, 1-я мужская гимназия.
Действующая армия, 240 Ваврский полк, пул. Команда «Кольта», Т.Ф.Никулин.
Д.Арм. 291 пехотн. запасн. полк. Команда разведчиков.

       Стр. 122. Книги, прочитанные мною (дописано: 1916/1917):
- Достоевский «Преступление и наказание».
- Данилевский «Княжна Тараканова».
- Толстой «Анна Каренина».
- Левитов «Сладкое житье», «Целовальничиха».
- Тургенев «Ася», «Вешние воды», «Андрей Колосов», «Бретер».
 - М.Горький «Макар Чудра».

       Стр. 124. Театральный листок.
Декабрь. «Травиата»; 1 руб.

       Стр. 125. Школьные праздники.
22 окт. 1916г. был вечер в здании училища. Учениками и одним артистом была поставлена «Палата № 6» Чехова. Игра была недурная. В дивертиссеметне (наверно, всё же – «дивертисмент») участвовали артисты и артистки.
18 декаб. 1916г. праздновали в училище 10-летие открытия Р.У. А.С.Черняева.
 
       Стр. 126. Спортивный листок.
18 сент. Футбол: РУ Черняева – 10 гимназия. Счет 7 : 2.

       Стр. 131. Моя корреспонденция:
- Федя Горбунов. Красноярск.
- Нина Натал. Минусинск.
- Ф.Горбунов. Красноярск. 29.09.

       Стр. 133. Кому я должен:
 - Предиту – 16 руб. + 2 руб.

       Стр. 251. Адреса.
- В.Цешинский. Б.Дворянск. 13, кв. 27
- А.Буянов, Сытнинская, 12, кв. 11
- Коровашкин, Вас. остров, Б.Проспект, 63, кв. 30
- Смирнов, Вас. остр. , 27 линия 10-а, кв. 4.
- Шувалов, Вас. остр. 1 линия, д. 60, кв. 26
- Андреев Н., Шишмар. 37, кв. 4
- Ерилин  А.Ф., Вознесенск. 6, кв. 121
- Гриневич, Кавалергард. 22, кв. 8.

Продолжение следует: