Как я писал и издавал свою книгу. Полная версия

Евгений Заикин
Глава первая. Что такое книжное творчество? И чем оно хорошо для автора…



Каждый, видимо, да и неоднократно задавал себе один и тот же вопрос: «Как распорядиться своим творчеством и издать свою первую книгу?» И решения такие сегодня есть и довольно простые. Доступно и во множестве в Интернете имеются бесплатные издательства. О творчестве по написанию и изданию книг можно говорит много, но вот на одном из них мне бы хотелось остановиться.

Практически все начинающие писатели и поэты проходят «курс молодого бойца»! Это, когда есть желание не только творить, но и как-то вот издать свои труды. Подводя итог – выпустить свою самую первую книгу. И оно, как всегда – большая часть молодой и пишущей братии сразу сталкивается с «непониманием» тех самых «маститых писателей», да и нежеланием помогать кому-либо. Конкуренция, понимаешь ли! Тут уж про творческий кризис и речи нет, это покруче будет как-то вот!

Теперь у писателей появилась (не так давно) возможность издавать свои книги в бумажном и электронном формате, причём без посредников. В Интернете уже существует много сайтов, где читатель напрямую связан с автором без посредничества редактора. Это такие как «Проза.ру», «Стихи.ру». Жаль, но совсем недавно перестало работать неплохое московское издательство «Вookvika», где были самые демократичные и доступные цены по изданию книг любого формата, дешевле я не встречал пока. Почему перестало работать – видимо, кризис как-то повлиял? Ещё одно неплохое издательство «Мимолёт» (ранее – это Prostobook), но оно находится на Украине в Киеве – оплачивать туда, вряд ли кто-то из России захочет ныне. Многие из этих интернет-издательств предлагают пишущим и самоиздающимся авторам монетизировать свой писательский труд, получая определённую плату (роялти).

Все эти литературные и издательские порталы и сайты представляют для авторов платформы для публикации собственных трудов (прозы, поэзии и т.д.). Любой желающий может легко, просто и быстро загрузить файл своей книги (чаще это форматы Word или PDF). Ну, а далее попробовать заработать деньги на издании и продвижении своей книги на торговых площадках Интернета, либо во многих социальных сетях даже в России. Но, чтобы начать получать прибыль от книги, любому автору придётся изучить ещё и маркетинг, рекламу и хотя бы азы основ торговли. Без этих знаний вряд ли что-то получится!

И ещё не менее значимое! Многим авторам и издателям своих книг нужно будет научиться проведению литературных вечеров и авторский встреч, презентаций и каких-либо акций, приуроченных к проведению предпраздничных мероприятий. И сразу требуется привыкнуть ещё и к тому, что все перечисленные «народные собрания» будут проходить в рамках «жертвоприношения». Авторы больше будут дарить книги из своего первого тиража, но это и есть реклама! На литературных вечерах и презентациях люди, как правило, покупают книги мало, более рассчитывая получить книгу в дар, причём с автографом писателя.

Ну, и о регистрации авторских прав. Для присуждения авторского права вашей книге требуется только использование «Знака охраны авторского права» — © или © или Copyright ; латинской «С» в круге и фамилии с инициалами автора с указанием года первого произведения. Этот формат установила Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве в 1952 году. Этот знак, указанный в исходных данных произведения, является удостоверением авторского права на произведение, иллюстрации и перевод, потому что по Закону об авторском праве (п.1, ст.9) авторское право на произведение вступает в силу по факту его создания.

Гарантией авторского права станет приобретение вашей книгой международного книжного номера ISBN. Это уникальный номер издания, который используется в литературном бизнесе во всем мире, для каждой книги он свой. ISBN нужен для распространения книги в торговых сетях. В России ISBN размещается в нижнем левом углу оборота титульного листа. Все издания, переиздания, переводы или переоформления имеют свой ISBN. Получить ISBN можно через Российскую книжную палату, либо в том же издательстве.



Глава вторая. Немного о творчестве не…

Но даже и когда ты уже издал хотя бы одну книгу, книжицу, да хоть брошюрку – возникает вопрос: «Ну, для чего люди издают книги за свой счет?» Для одних это, конечно же, самореализоваться, подведя итоги творческого напряга. Кто-то вот желает оставить свой след в истории, и неважно где и какой! Это может быть и семейная история, и города (села, деревни), и даже края, в котором автор живёт и творит. Но часто бывает всё это, как развлечение – написал что-то, издал книгу и раздал родным, друзьям и знакомым. К последней категории относятся те, кто желает на своём творчестве заработать. Только вот не у всех это получается! Но для всех перечисленных категорий писателей-авторов остаётся одно восприятие – просто приятно, что книга издана!

Для издания собственной книги можно избрать и самый простой путь (надо сказать, что он и самый дешёвый) – написать, издать, распространить (это продать) самому. Но здесь кроется очень много скрытых проблем при незнании всей этой индустрии. А самая главная проблема – это финансы, потому как всё это первоначально нужно будет сделать за свой счёт. Ну, а коль нет этой проблемы, тогда перед автором открывается безграничный горизонт из тысяч магазинов и торговых площадок, включая Интернет для продвижения своей книги и самого творчества, как такового. Предлагаемый мною для рассмотрения вариант № 1 таков – издать книгу совершенно бесплатно. Безо всяких там установленных международных кодов и кодов Российской книжной палаты ISBN, ББК и УДК. Но тогда автор не выставит свою книгу ни в одном магазине, и вынужден будет заниматься реализацией только сам.

Часто итог бывает критичным тем, что написанные и отпечатанные автором книги, так и остаются более пылиться на домашних полках у себя, родственников и у друзей. Но при этом можно же развивать свой личный бизнес, пусть и малый. Не профессионалы – это и есть все мы, пишущие для интереса, наобум! Сегодня многие авторы надеются, конечно, на Интернет и продажи своих книг через интернет-магазины, либо социальные сети. Но это самообман!

Ничего просто так реализовываться (продаваться) не будет, коль нет заинтересованного в этом лица. Вот здесь и нужно, внимательно изучив данный вопрос – заключить договор с дистрибьюторской компанией по продажам книги. А ещё лучше – нанять литературного агента, который и будет полностью заниматься и автором, и его творчеством, помогая по всем вопросам. Ну, а далее – это как раз та самая тема по реализации (продаже) книги автора и продвижении её по всем возможным направлениям.

Надо просто понимать, что у любого из нас, как авторов – совершенно нет никакого опыта  в издании, оформлении и выпуске книг. Это текст, иллюстрации, фотографии, обложка книги и так далее, включая понимание тех самых «финансовых возможностей», знания полиграфии и опыта договорных отношений с коммерческими издательствами и дистрибьюторами (заявки, договоры, синопсисы, письма и т.д.). А, не имея опыта в редактировании, рецензировании и литературном консалтинге – любой писатель, как автор своего творчества, становится полным дилетантом, способным только совершать ошибки.

Работая с литературным агентом у писателя, сразу появляется масса рабочего времени для творчества. Сиди и занимайся своим любимым делом, не вникая во все эти механизмы по маркетингу, рекламе и продажам. И ещё. Немаловажным для любой книги является и её художественное оформление, как внутреннего блока, так и наружного – красочной и броской обложки. Тогда книга и становится, как настоящая визитка автора, по которой и будут узнавать писателя его читатели. А это всё может сделать только профессионал своего дела – литературный агент. В общем, есть простая и всем известная истина – каждый должен заниматься своим делом!



Глава третья. А на хрена мне всё это?

Что нужно, в общем-то, знать любому автору, коль он начал писать и захотел в дальнейшем издать свою книгу. Творчество – это, конечно же, прекрасно, но то, что ждёт впереди писателя, либо поэта… это уже отдельная тема. Тема «трудного пути», о котором никто и никогда не задумывался. С чем же сегодня столкнётся писатель, желающий увидеть у себя в руках изданный труд? Вот именно об этом мне и хотелось бы рассказать более детально и доходчиво. Изучив мой небольшой опыт – кто-то, может, и избежит каких-либо ошибок.

Формировать материал удобно, к примеру, на Проза.ру и Стихи.ру, как я ранее писал. Подготовив таким образом достаточно материала, можно приступить и к написанию самой книги, либо начальных глав, чтобы далее развивать написание романа или повести. Скажу честно, я вот даже и не знаю особо – какие книги могут быть востребованы. На первый взгляд – это фентези (не путать с фантастикой), любовные романы и детективы, к которым общество ныне более привыкло.

Ну, а далее тот самый момент радости и восторга – день, когда книга, наконец-то, написана, причём (как казалось) по всем требованиям издательств. И что же тогда делать дальше? Можно пойти и таким путём. Ссылаясь на рекламные призывы-зазывы издательств – обратиться в самые крупные из них: Эксмо, Питер, Академия, Азбука Аст и т.д. Но как показывает практика – это всё напрасно, к ним очень трудно «достучаться» авторам, начинающим свой творческий путь.

Делать рассылки писем, надеясь на то, что кто-то из них откликнется – это полная дурь. Все должны понимать одно, что пока ты неизвестный автор – ты на хрен никому не нужен! Это факт и нужно смириться с этой трагической действительностью. Но и особо отчаиваться не нужно, так как есть ещё масса других издательств и возможностей, чтобы «самая лучшая книга в мире» всё же вышла в свет, радуя в первую очередь самого писателя, а уж потом тех, для кого она написана.

Отдельно хочу сказать о востребованности того, что вами написано. Представьте себе всего лишь то, что каждый день только в России пишутся сотни и сотни романов, рассказов, миниатюр, да и стихов ещё больше. И это не фантазии там какие-то! Зайдите на любой литературный портал, и сразу всё станет ясно. Тот самый ШАНС у любого «непробивного» автора всегда будет равен нулю! Ну, и как – не пропало ещё желание быть избранным и изданным? Если нет – тогда вперёд, ждут ведь теперь «великие дела»!

Потолкавшись так какое-то время «в двери» издательств, часто возникает вопрос: «А на хрена мне всё это?» И здесь на пороге длинного пути (у кого-то он станет длинною в жизнь) сразу нужно понять – идти дальше или действительно всё это бросить, поняв, что это не твоё. Право выбора всегда есть у всех! Коль автор выстоял, ввергнув себя в хаос творческого напряга, то теперь так же надо перенести все муки и тяготы по изданию своей книги. Ну, а коль уж решил идти дальше, это уже маленькая победа! Рукопись (или набросок книги) уже есть и появилось желание тут же запускать её «в жизнь», то есть отправить в издательство.

Но тут скажу лишь одно – стоп товарищ автор-писатель, не спеши! Вот теперь уже нельзя делать глупых ошибок. Для завершения творческого труда теперь нужен хороший (а, может, и самый лучший) литературный редактор. Да, да! Именно так. Найти их не так сложно, особенно в большом городе. С литературным редактором нужно будет заключить договор, привлекая его для совместной работы на многие и многие лета! Это и будет залогом будущего успеха, чтобы книга получилась на все сто процентов востребованной и для издателя, и для читателя.



Глава четвёртая. Рывок в никуда или автор всегда неправ!

А теперь требуется более шире рассмотреть вопрос сотрудничества с литературным агентом. По своему опыту скажу только одно, что хорошо работается автору мужчине с литагентом женщиной, а женщине наоборот. Почему? Ну, особо объяснять не надо – природа, понимаешь ли, так расклад свой выставила. И это не оттого, что какие-то там симпатии и прочее… нет! Противоположный пол более внимательно относится к творческому процессу. Не факт, всё может быть и совершенно по-другому! Многие из профи работают, к примеру, только с прозой, не принимая даже во внимание такие жанры: фентези (не знаю почему), поэзию (видимо, ошибочно), различного рода матерные написания (ненормативная лексика – тут всё как-то понятно). Ну, и всякого рода та самая порнуха, которую ныне пытаются выдавать за красивую (и почему-то как бы нужную) эротику.

Стандартная оплата литературного агента составляет не менее десяти-пятнадцати процентов от авторского гонорара при издании книги. И это, как я думаю, довольно хорошо. Условия сотрудничества автора и литагента, конечно же, оговариваются отдельно и часто устраивают обе стороны, так как делается это предварительно «на берегу» перед запуском проекта по изданию книги. Очень часто начинающие писатели готовы издавать свои «бесценные труды» совсем бесплатно, лишь бы книга «вышла в свет». Но через какое-то время (и часто короткое) отношение к своему продаваемому творчеству быстро меняется и вот тут то всё «правит» договор, ранее составленный.

Особенно в голове автора, возомнившего после выхода первой книги себя настоящим писателем. Но «болезнь» быстро лечится, особенно, когда автор теряет своего литагента. К сожалению таких примером много и от этого никуда не денешься. Замечу, что разлад в рабочих отношениях вносит не само творчество, а как всегда – деньги. Поэтому нужно всегда к данной теме относиться не философски, а как того требует бизнес. А бизнес, как мы все знаем – безжалостен! Деньги в жизни ссорят даже самых близких людей, чего уж тут говорить про совершенно чужих? Чужих, но нашедших друг друга в творческом направлении. 
 
Мало кто из пишущих ныне товарищей, особенно это касается начинающих авторов, знает тот факт, что из нескольких сотен самоиздающихся писателей – в обзор читателей (это, чтобы книги покупались) попадает не более десятка человек. Статистика, конечно же, убийственная, но от фактов никуда не денешься! А дело в чём? Да всё в том же непрофессионализме самих авторов, неважно даже и то, что автор является журналистом, закончил литфак и т.д. Тут всем правит уже не та грамотность, которой учили, начиная со школы и ВУЗа, извлекая и показывая всего лишь грамматические и другие ошибки. Профессионализм именно литагента выстраивается при работе с автором, его рукописями, с издательской компанией, рекламным агентством и дистрибьютором. И здесь получается уже целая «наука» ведения бизнеса как такового, причём первейшая задача литагента – вывести в лидеры своего автора, так как от этого зависит и размер гонорара.

Очень часто (если не всегда по каждой книге) литагент работает так же и со знаменитыми, да именитыми писателями, зная то, что их рецензия может реально повлиять на получаемый статус (он же рейтинг, но только среди издателей, но не читателей) и продвижение будущей книги автора. И за это тоже нужно платить, а как иначе? Средняя цена – это сто рублей за авторский лист. Обычно предоставляется двадцать, либо двадцать четыре страницы, что по раскладу (коль считать научились) около сорока тысяч знаков, причём с пробелами. За пробелы, как бы тоже денюшка платится, примерно как за воздух! Можно предлагать и более укороченные версии (синопсиса), но ни один издатель подобный анализ вашего труда не возьмёт к рассмотрению. То есть (надо так понимать) – есть установленный рабочий стандарт, и никто его не будет нарушать. Деньги то всем ведь заработать хочется! И именитым, да знаменитым писателям тоже.



Глава пятая. Издай книгу сам, но в содружестве.

Я прекрасно понимаю, что прочитав прошлую главу, многие из авторов скажут: «А зачем мне как писателю, собственно, этот литературный агент?» Скажу только одно, что это явление и тем более профессия (а это именно профессия) для нас в России ныне ещё так же абстрактна, как и прилёт инопланетян! Если так примитивно рассуждая – то многие ответят одно и то же… именно зачем? Второй будет мысль – я и сам могу всё это сделать, зачем мне посредник, которому я должен платить?! Вот я, как писатель подготовил книгу, издательство её «запустит в свет», издав десяток и более экземпляров. Тогда зачем именно мне литагент, который будет зарабатывать на моём таланте?

А нужно понять всего то малость – этот самый «талант» никому и нигде не нужен. Кто книгу будет продвигать в продажах – издатель? Так ему это совсем не нужно, он и так уже заработал, издав твою книжицу. Вот она та самая основа, где и кроется основная «золотая жила» и стратегия бизнеса, как реализации малого, но проекта не по увеличению тиража книги, а по её продажам. Ну, это к тому, если автор захотел быть не только знаменитым, но и немного богатым.

Идя по тропе «писатель-издатель-книга» я для себя точно решил, что в дальнейшем буду работать только в содружестве с литературным агентом, который может профессионально продвигать мои книги не только в России, но и за рубежом. Но это пока лишь мечты, которые я наметил претворить «в жизнь» уже в этом году. Перспектива писательского бизнеса – она какова? Это не только издание книги в бумажном или электронном варианте, но и продажа прав на аудиокнигу, на экранизацию (если попрёт…).

А почему бы и нет, всё возможно! Вдруг когда-то да пропишется сценарий на то, что ты однажды написал? Но далее разговор не об этом, хотя в одной из следующих глав, я обязательно вернусь к теме литературных агентов. Потому что это особо важно для любого автора и не только начинающего.

И далее про «хлеб» писателя и тех самых посредников (литературных агентов). Не было такого вот примера в далёкие советские времена, но было другое, что намного хуже. Если уж более пристально рассматривать издательский процесс, а он имел место быть и в те времена. То писатель, как автор мог состояться и быть только при членстве в «Союзе писателей». Это давало немалые привилегии, о которых ныне неохотно говорят (как-то вот неприлично) и особенно – писатель тогда мог беспрепятственно издавать свои книги в местных и порой даже в столичных издательствах!

Как и везде в стране – были очереди (не меньше, чем за колбасой или водкой). Что и создавало «прекрасную почву» для блата (именно здесь «не купля-продажа дефицита», а продвижение книг автора) – ныне это называется страшным словом коррупция. Более «умные и понимающие» авторы всегда отдавали либо редактору, либо его заместителю весь свой гонорар за издание книги. А что было делать то? Надо же было как-то издаваться!

Для более известных писателей устанавливался определённый процент, за выдачу «на гора»  книг вне очереди. Кто был половчее – отделывался какими-либо подарками, но не сказать, что они были так себе. В цене «подношений» тогда были особо – это импортные шмотки, хрусталь, ковры (причём любые, даже и синтетические) и знакомство с нужными людьми, особенно с директорами баз.



Глава шестая. Книга, как часть продвижение нового проекта и бизнеса.

Не знаю, кто и как хотя бы раз задумывался над тем, что именно книга сможет продвинуть бизнес. У нас более привычно в рекламном плане изготавливать с некоей символикой бланки писем, блокноты, ручки, кружки и прочую хрень! Весь этот шурум-бурум мало влияющий на перспективу развития самого бизнеса. А книга – это хоть и получается этакой визиткой, но намного престижнее! Да и не простой, надо сказать, способ прорекламировать тот или иной проект или продукт (дополнительно читать – автора тоже).

Книга важна ещё тем, что она привлекает новых партнёров по бизнесу, увидевших такой необычный способ подачи совершенно нового проекта. Даже проведение небольшого семинара, бизнес-тренинга или просто консультации, на которых впоследствии будут раздаваться книги вашего проекта, да ещё и с вашим автографом – заставят многих прочитать поданный материал. А это уже успех и для автора, и для бизнеса.

Точно так же я уже частично воплотил свою главную идею по развитию бизнеса на Великом Шёлковом пути при строительстве «Центра международной торговли и сотрудничества», прописав все этапы по становлению и развитию торговли, ярко отразив и историю меновой и ярмарочной торговли в городах, находящихся на пути следования караванов с товарами. Творческая работа уже на сегодняшний день состоит из пяти томов, причём дополнительно дописывается ещё одна книга по торговле чаем на Великом Шёлковом пути. С таким багажом не стыдно будет обратиться к любому инвестору для расширения бизнеса.

К тому же во всех книгах я пишу открыто (и не скрывая) всё так, как оно есть на самом деле. В ней архивируются все документы и направления в работе. Здесь для истории останутся (на веки вечные) и положительные стороны развития проекта по городам Великого Шёлкового пути, и все ошибки огромной армии чиновников. А уж этих «туполобых и жаждущих» повстречалось мне за эти годы столько, что можно ещё десятки томов написать только про их супер эффективную работу во благо… (себя, конечно).

В рекламных целях книга работает (или действует) намного лучше всякой визитки или предложения, прописанного на листе бумаги. Это отражает целый труд (я бы сказал так – ежедневный и каторжный), но оно того стоит. Книга преподносит и автора, как эксперта в какой-либо области бизнеса и сам проект, что очень важно в рекламных целях. Со временем она формирует некий авторитет среди бизнес-сообщества той или иной направленности в любом секторе экономики, особенно в международной торговле.

С каждой новой книгой позиции проекта будут только укрепляться, что и предоставит дополнительные шансы для развития бизнеса. В этом году первые две мои книги уже взялись переводить на китайский язык. Думаю, что и это тоже поможет нам всем получить некие плюсы в совместном развитии торговли по Великому Шёлковому пути. Тем более, что в скором времени это сухопутное направление, начнёт функционировать «во всю свою мощь» при открытии международного транспортного коридора «Западный Китай – Западная Россия» (это до портов Санкт-Петербурга), где товары по срокам доставки будут доставляться в течение десяти дней. Строительство, которого началось ещё в 2007 году .

В книге главное что? Подача материала для читателя именно так, как он этого желает (и, может быть, мечтал даже когда-то). В дальнейшем, прочитав эту книгу, он станет ярым сторонником данного проекта, а может, и придёт работать в компанию, о которой он много чего уже прочитал. А самое приятное, познакомившись заочно (через книгу), читатель уже заранее проникается доверием ко всему, что здесь предлагается в работе. Он как бы верит и доверяет всему, что в компании делается. Для бизнеса и нового проекта – это особо важно!



Глава седьмая. Сам всё делай, так быстрее и дешевле…

На собственном опыте скажу так (случилось это не так давно). Мне удавалось издавать две книги при средней цене 35 рублей за экземпляр (страниц у книги было 460, но соответственно был тираж неплохой, однако). Издание книг хоть и в мягкой обложке и чёрно-белом варианте изображений, но полиграфия книг была сделана очень качественно и быстро. Дешевле мне пока не приходилось найти! При остальных издательствах вряд ли кто сможет найти печать книг малым тиражом менее суммы 500 рублей (и более). Сегодня такую сумму некоторые (посредники, видимо) берут за несколько страниц в альманахах, либо даже за одну страницу (как бы для участия в книге, приуроченной к чему-то там…). Есть и такие «честные» ребята!

Надо понимать, что это плата рассчитана не за один экземпляр и обработку файлов книги, которая потом может быть по договорённости размещена в интернет-магазинах и у компаний, торгующих книжной продукцией. Сама же стоимость печати книги всегда намного ниже, это надо так же понимать. Любое издательство тоже должно зарабатывать. Есть такие интернет-издательства, где при помощи инструментов (онлайн конструкторов) любой желающий автор, может разместить свои творческие труды самостоятельно и довольно очень быстро, а потом заказать печать и заниматься распространением. Книги могут выставляться в по различным каналам дистрибуции.

По желанию любой автор может заказать (платно – от 1500 руб. и более может быть) для своей книги ISBN, этим писатель обеспечивает своему произведению статус настоящего и официального издания, информация о котором размещается в Каталоге  Российской книжной палаты. Ну, это, конечно же, если нужно для дальнейших продаж. Если нет, то он совершенно не нужен! И нужно понимать, что книга, выставленная на продажу в любых магазинах – всегда будет дороже в три раза. Автор может сам устанавливать размер вознаграждения (роялти). Устоявшиеся проценты – это не более двадцати. Иначе будет дорого! Кто купит?

Хорошо и удобно то, что любой автор сам может отредактировать, выполнить вёрстку и поместить на сайт издательства макет своей будущей книги в формате PDF. Далее в своем личном кабинете, работая с конструктором – сделать просто быстро замечательную и красивую обложку для книги. Если не получается самому сделать обложку, то можно заказать её у дизайнера. Так же сам автор легко может в своей книге помещать и любые иллюстрации, фотографии и рисунки.

Что дополнительно приятно у многих издательств, так это условия доставки. Сегодня многие их них крайне заинтересованы находить всё новых писателей. Для этого они предлагают массу услуг и одна из них – это система доставки продукции «от двери до двери», курьерами. Человеку не нужно даже и на почту ходить, чтобы получить свои книги, их доставят прямо в руки самого автора.

Я рассказал про самый простой и доступный всем путь, чтобы автору можно было понять – есть у нас ныне и более простые и главное дешёвые способы для издания своих книг. Понимаю, что есть в этом и свои плюсы, но есть и свои минусы. Здесь требуется только заранее понимать – для чего именно предназначена твоя книга? Если она издавалась просто для «исторического момента» семьи – это одно. А если издавалась, чтобы «захватить весь читательский мир» – это уже другое! Но в итоге у всех одно…

Безграничная и великая радость для любого писателя или поэта – получить первый экземпляр своей книги, новенькой и ещё пахнущий типографской краской. Этот момент (скажу честно) не забываем – потому что книга первая! Будут написаны ещё книги и во множестве, но та первая радость останется в душе автора навсегда!









Фото размещено из Интернета...