Памяти моего дяди Алексея

Александр Семёнов 7
   Мой дядя Семенов Алексей Васильевич (1922-1943гг)


  Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:
  То же небо - опять голубое,
  Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
  Только - он не вернулся из боя.

  Слова песни: В. С. Высоцкого

          В нашей семье знали, что у моего отца были два младших брата Федор и Алексей, и они не вернулись с Великой Отечественной войны. Отец всегда вспоминал о них в майские праздники. А мы о них мало знали, так как родители, пережившие войну, не любили об этом рассказывать. И сейчас благодаря сайтам «ПодвигНарода» и «Мемориал», нам удалось восстановить о них память, для наших детей и внуков, и для всех, кому не безразличны подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне.

          Мой дядя Алексей Васильевич Семенов родился в 1922 году – Рязанская область, Ухоловский р-н, село Богородецкое. Дядя Алексей ушел на фронт совсем молодым (в каком точно году, увы не знаю). Он был призван Сталинским РВК, Сталинский р-он, Московской области) и мы его не видели, так как мы родились позже. Дядя Алексей участвовал в Великой Отечественной войне мл.лейтенантом – летчиком бомбардировщиком, летал на пикирующем - Пе-2 («Пешка» - так этот самолет называли). В 1942 ; 1943годах Алексей Васильевич служил в 86БАП (бомбардировочный авиаполк), 270БАД – дивизия, 8-я Воздушная Армия.

         Вот как описываются в интернете события мая 1943года (по времени гибели моего дяди Алексея Васильевича Семенова - пропал без вести 07.05.1943г, - по документам: не вернулся с бомбардировки аэродрома Сталино (ныне Донецк):

         Ставкой было принято решение в мае и июне 1943 г. провести две крупные воздушные операции с целью разгрома основных авиационных группировок противника. Одновременно было решено вести борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками противника на центральном участке фронта. Решение на проведение первой воздушной операции Ставкой было принято в начале мая. 4 мая 1943 г. по поручению Ставки ВГК начальником Генерального штаба А. М. Василевским были отданы директивы Военным советам Западного, Брянского, Центрального, Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов на уничтожение вражеских самолетов на аэродромах и в воздухе, на срыв железнодорожных перевозок и дезорганизацию автомобильного движения на шоссейных и грунтовых дорогах. Замыслом предусматривалось одновременными внезапными ударами по аэродромам на широком, 1200-километровом, фронте от Смоленска до побережья Азовского моря сковать действия немецко-фашистской авиации и нанести поражение ее группировкам в районах Сещи, Брянска, Орла, Харькова, Сталино (ныне Донецк). Время первого массированного удара по аэродромам для 1-й, 15-й, 16-й, 2-й, 17-й и 8-й воздушных армий определялось с 4 часов 30 минут до 5 часов утра с последующим воздействием по ним в течение трех суток. После двухсуточного перерыва вражеские аэродромы вновь должны были подвергнуться ударам Советских ВВС также в течение трех суток. Действия по железнодорожным объектам на шоссейных и грунтовых дорогах предусматривалось проводить на протяжении 10 суток. 
       Скрытность и тщательность подготовки воздушной операции обеспечили полную внезапность и высокую эффективность первого массированного удара. В нем участвовало 434 самолета, которые одновременно атаковали 17 вражеских аэродромов. Застигнутый врасплох противник не смог оказать организованного противодействия и потерял 194 самолета на аэродромах и 21 — в воздушных боях. Советская авиация потеряла 21 самолет. В среднем на один уничтоженный самолет противника приходилось два наших самолето-вылета. Повторный удар был нанесен 6 мая в 15 часов силами 372 самолетов по 20 аэродромам. Во втором ударе противник оказал серьезное сопротивление. Он держал в полной готовности все средства ПВО. В воздухе патрулировали истребители, зенитная артиллерия ставила в районе аэродрома заградительный огонь. Советское командование предвидело это. Были выделены дополнительные силы и средства для борьбы со средствами ПВО противника и блокирования аэродромов, где базировались истребители. Преодолев яростное противодействие, советские летчики уничтожили и повредили на аэродромах 134 самолета и сбили в воздухе 24 немецких истребителя, потеряв своих 46 машин.

             В третьем массированном ударе, проведенном утром 7 мая, участвовало 405 советских самолетов, которые атаковали 22 аэродрома и вывели из строя 122 вражеских самолета, в том числе 29 в воздушных боях. Наши потери составили 46 самолетов. Командование и штаб ВВС Советской Армии непрерывно следили за ходом выполнения воздушными армиями задач в операции. 8 мая 1943 г. командующий ВВС издал директиву, в которой отмечалось:
            «Наше нападение на аэродромы противника 6 мая 1943 г. было успешным благодаря внезапности. 7 мая 1943 г. обстановка стала иной. Истребительная авиация противника стала настороженной, в повышенной боевой готовности, приближена к линии фронта... В такой обстановке действовать только по хорошо разведанным аэродромам, увеличить численность истребителей для прикрытия ударных групп. Группы штурмовиков должны быть постоянно сильными, чтобы они могли нанести удары не только по самолетам на аэродромах, но и надежно подавить средства ПВО... В основу тактики налетов нужно теперь положить силы и хитрость, так как на внезапность действия уже нельзя рассчитывать».
            8 мая Советские ВВС нанесли четвертый удар силами 181 самолета. Однако этот удар был самым нерезультативным. Наша авиация уничтожила всего шесть самолетов противника. Первоначальная внезапность была утрачена, и Ставка ВГК отдала распоряжение временно прекратить удары по аэродромам. 13 мая 1943 г. командующий ВВС Советской Армии доложил Верховному Главнокомандующему следующие уточненные итоговые данные действий нашей авиации в воздушной операции за 6, 7 и 8 мая 1943 г.
           «За трое суток нашими ВВС произведено 1392 самолето-вылета, уничтожено на аэродромах противника 373 самолета, повреждено 51, сбито в воздушных боях — 67 и подбито — 10. В итоге противник потерял 501 самолет. Эти данные основаны на показаниях летчиков, сведениях партизан и фотоснимках. Наши потери составили 122 самолета, из них сбито в воздушных боях — 21 самолет, зенитной артиллерией противника — 8 самолетов, не вернулось с боевого задания — 93 самолета».
               
          Далее удалось найти в интернете следующие сведения (о 7-ом мая 1943г) :
          В общей сложности по итогам налетов, предпринятых 7 мая, сталинские авиаторы заявили о 122 уничтоженных на земле немецких самолетах. На самом же деле единственным их достижением стал Не-111Н-16 из II./KG55 «Грайф», поврежденный на аэродроме Сталино-Северный. Этот «успех» принадлежал экипажам 17 Пе-2 из 86-го БАП, которые сбросили бомбы с одного захода с высоты 4700 метров. Немцы тоже не остались в долгу, сбив одну пешку и сильно повредив другую. (В одном из этих сбитых Пе-2 и был мой дядя Алексей).

          По данным из документов сайта Мемориал» удалось найти следующее:
7 мая 1943 года в р-не Сталино пропал без вести, не вернулся с бомбардировки аэ.Сталино самолет Пе-2 в составе экипажа: летчик мл.лейтенант Семенов Алексей  Васильевич, штурман ст.лейтенант Водопьянов Петр Владимирович, стрелок-радист сержант Пустошнин Николай Алексеевич.

           Имена Алексея Васильевича и Федора Васильевича Семенова увековечено на памятнике погибших на войне односельчан в селе Вялки (33км) от Казанского вокзала г.Москвы. Мы ни когда не забудим вас воины, отдавшие свою жизнь за дело ПОБЕДЫ! Ни, что не должно быть забыто! Ни кто не должен быть забыт!

           На фото: мл/лейтенант 86БАП  Алексей Васильевич Семенов.
           Использованы данные с сайтов «Подвиг Народа» и «Мемориал».
           Наша семья выражает большую благодарность авторам этих и других сайтов интернета, помогающим нам восстановить память о наших родных и близких.