Цыганская кража

Григорий Гуревич
ЦЫГАНСКАЯ КРАЖА

ЦЫГАН-РОМАН

С раннего детства Алекса, моего сына,  я улетал с ним в Европу не только с целью путешествия, но и чтобы он усовершенствовал свой русский и венгерский языки. На этих яэыках он говорит без акцента, и в России никто из посторонних не предполагает, что он родился в Америке.
К счастью получилось так, что когда ему было шесть лет и я, как обычно, встретив его после школы, шёл с ним по улице и разговаривал на русском языке. Но однажды он вдруг сказал мне, что он больше не хочет говорить по-русски, а будет говорить только по-английски. Как он мне объяснил, все его друзья, кто говорил раньше по-русски, теперь перешли только на английский язык. Конечно это меня очень расстроило.
"Что-то надо придумать, чтобы он не потерял русский язык", подумал я. И тут же в голову пришла идея. Дети любят секретность и таинственность.
"Заметь, вот сейчас мы с тобой идем, вокруг нас люди, мы с тобой говорим по-русски и нас никто не понимает. Представляешь как это здорово? Мы с тобой разговариваем на "секретном" языке. Неужели тебе не жалко будет его утратить?"
Алех подумал и сказал: "У меня есть идея. А что если только я и ты будем говорить на русском?"
"Отличная идея, Алекс", отреагировал я.
Так он не утратил русский язык. Что интересно, так это то, что если я не замечаю, забываю, и перехожу с ним на английский, он тут же меня поправляет: " Мы же с тобой договорились что мы говорим на русском?" Я тут же исправляюсь.
Такая же история и с венгерским языком. Он говорит на нём чисто и свободно благодаря маме и поездкам в Словакию, где у него масса венгерских родственников.
Сейчас Алексу десять лет. Он уже выспался. Он любит высыпаться и встаёт около часу дня, если не позже. Он растет и организм этого требует. Мы спим в "АТЭЛЬЕ", как это назвала Ирэнка, его бабушка. Весь интерьер там я сделал своими руками из цоцновых досок. Алекс спит на постели выше меня. У нас обоих окна, так что в атэлье всегда свежий воздух. Там очень уютно и хорошо.
После завтрака, приготовленного с любовью Ирэнкой, мамой Эрики, мы решили в этот раз вместе поехать в центр Братиславы, в старый город.
В автобусе, по дороге в центр, до которого пол часа езды, я рассказываю Алексу историю с цыганами в Вене, куда я попал после вылета из Ленинграда, когда я эмигрировал.
История такова:
Часть эмигрантов поселили в один из дешёвых отелей пока не произойдет распределение кто куда отправляется жить. Я зашёл в соседний небольшой продовольственный магазинчик купить пару продуктов. Магазинчик был такой маленький, что только одна женщина обслуживала посетителей. Человек семь стояло в очереди. Я занял очередь. Передо мной стояла среднего возраста женщина. Через плечо у нее висела чёрная сумочка на тонком ремешке. В этот момент расположение сумочки было таковое, что основная её часть находилась за спиной прямо перед моим взглядом. Сумочка была распахнута, так что содержимое чуть ли не вываливалось из неё. Вдруг в дверь магазинчика входят трое ребятишек: два парнишки и девочка. Им лет по семь. Это были цыгане, промысляющие на кражах.
Удивительно как они попали в этот магазин точно тогда, когда добыча просто просится в руки.
Они встали за мной и я встал в пол-оборота чтобы видеть что они будут делать. Видя что я за ними наблюдаю, они не решаются приступить "к действию", хотя это страшно соблазнительно. Я вижу что наступает критический момент. Я смотрю им прямо в глаза, и, подмигнув, головой делаю жест, чтобы они немедленно убирались отсюда. Они посмотрели на меня изучающе и вопросительно. Одет я был просто и, прямо скажу, бедно, но взгляд мой выражал строгость и уверенность в том, что они должны убраться немедленно. Не было сомнений, что они подумали что я открыл эту сумку чтобы украсть деньги. Я как бы был "первый". Они подумали что это мое "пространство" и им здесь делать нечего. Я "свой" человек. И они молча ретировались. Только после этого я, дотронувшись до плеча впереди стоявшей женщины, дал ей понять что у неё открыта сумочка. Поблагодарив на немецком языке, она тут же её закрыла.
Два случая с цыганами я видел потом уже в Париже.
Один произошел в парижском метро. Пользуясь толпой, цыган прикрыл газетой верхний карман одного из пассажиров, тоже стоящего в толпе, а другой рукой шарил по верхнему карману. К счастью того там у него ничего не было.
А другой был очень грустный, когда я видел как группа цыганских детей в возрасте шести, семи лет на бегу перебрасывали плотный кошелек, украденный у какого-то полного итальянца. Происходило это на Елисеевских полях, недалеко от ЛУВРА.
Итальянец был невысокого роста. Он бежал и кричал о помощи в пространство но никто ничем не мог ему помочь. Его жена и маленькие дети тоже бежали позади него но шанса на победу против худых и быстрых цыганят у него не было. А я был  далеко от всего этого. Мне было очень жаль этого итальянца и всю кго семью.
Вот это всё я рассказал Адексу пока мы были в автобусе. Я предполагал что я все знаю о цыганах.
Я взял с собой материалы чтобы закончить начатую акварель, а Алекс взял мячик, чтобы не было скучно. Я расположился на развилке Михалской улицы с видом на башню, раскрыл складной стульчик, положил свой рюкзак справа на асфальт и на него положил акварельные краски и воду в пластиковом контайнере. Несколько кистей, которыми я пользуюсь больше всего, я обычно держу в руке.
Небольшая толпа любопытных всегда образуется когда пишешь на улице. Иногда я слышу комментарии и хвалебные замечания но это меня не смущает. В этот раз было тоже самое. Адекс играет мячиком и бросает его об стенку. Я заканчиваю акварель довольно большого размера.
Я заметил двух мужчин, одного старшего, а другого помладше. Они стояли сзади почти касаясь меня.
"Чо малюете?" задал мне вопрос старший.
"Видите, Михалску", ответил я.
"Пекне малюете (хорошо пишете)", похвалил старший.
Он обошел меня спереди и встал справа у самой стенки, где почти не было пространства.
Я был настолько сконцентрирован, что совершенно забыл лб осторожности.
Толпа начала рассеиваться. Я закончил акварель. Получилось неплохо. На правом переднем плане я даже написал Алекса. Он получился слегка карикатурным, но в характере.
"Адекс, идем я куплю тебе мороженое за твое терпение",
Я собрал вещи и мы подошли к девушке, продающей мороженое на улице. Я засовываю правую руку привычным жестом в задний карман и......... чувствую его пустоту. Сердце ёкнуло. "Украл. Гад такой" подумал я. На всякий случай пошарив все карманы и проверив рюкзак с разочарованием отметил про себя, "Жалко, прошляпил". Мне даже стыдно стало перед Алексом за то, что я рассказывал ему истории о цыганских приемах воровства, а сам прошляпил свой бумажник. Но ничего не поделаешь. Билеты на автобус у нас были и мы вернулись домой.
На следующий день я пытался найти хотя бы водительские права с бумажником и даже просмотрел даже близлежащие мусорные урны, но все было бесполезно. В нем были помимо прав две банковские визы и наличными 300 марок и 500 долларов. Огромная для меня утрата. По телефону попросил Эрику сообщить в банк о потере, чтобы закрыли счёт.
Лицо цыгана я запомнил.
Через год я опять был в Братиславе и писал по заказу акварель "Дворец Президента".
Прямо на меня идет "мой" цыган. Народу на площади нет. Он встает сзади меня. В заднем кармане я больше деньги не ношу, а собой в переднем кармане сложенная двадцатка. Она тонкая и ее не обнаружить.
"Чо малюете?" спрашивает он точно так же как и год тому назад.
"Президент Палас", отвечаю я.
"Пекне (хорошо) замечает он.
"А чо вы робите?" спрашиваю я.
"Кровли (крыши)", отвечает он.
"Имаете вело працы? ( много у вас работы?" опять спрашиваю я.
"Не има тераз (работы нет)".
"Имаете дети?"
"Шесть"
"Моих украденных денег хватило ему на пол года", подумал я. Доллар и марка тогда были  в цене.
"А як Ваше мено?" я спросил.
"Роман".
"Я вас познаю. Минулый рок я малевал Михалску Врану и вы позирали с приателом.
( В прошлом году я писал Михалску башню и вы стояли с другом и смотрели)".
Наступила пауза. Ог сделал шаг назад, повернулся и медленно и жестко, как будто ему вставили кол в позвоночник, пошёл в ту же сторону, откуда пришёл.
Я понял что он меня вспомнил.

ГРИГОРИЙ ГУРЕВИЧ
Все права защищены,
копирайт, 2006 года.
Опубликовано на Проза.ру
3го Мая, 2015 года.