Разное

Владимир Грустина
                РОССИЯ
  У русских заветный край – небесный Иерусалим, Беловодье - страна святости, Божественной гармонии. У американцев – Эльдорадо, страна золота, страна материального богатства.
……………………………………………………………………
  Во внешнем виде кладбищ проявляется характер народа. Индивидуальные, теплые, домашние могилы русских кладбищ и холодные, стандартные американские – ни могильных холмиков, ни оградок, ни скамеечек, где можно посидеть, ни столиков, за которыми можно помянуть ушедших. Так и живут – стандартные мысли, стандартные разговоры, а помрут – ложатся в могилы со стандартными памятниками.
  С другой стороны, в России, если кладбищенское начальство не организует порядок, будут хоронить, где и как попало, понаставят оград вплотную друг к другу так, что через год уже не доберешься до нужной могилы. Моя бабушка и мать схоронены в старой части кладбища в двух шагах от аллеи, но путь к их могиле – это настоящий лабиринт, и если не знать дороги, можно проплутать долго. К Родительской субботе начнут прибирать могилы - весь мусор свалят кучкой рядышком, на более-менее свободное место. Нет, чтобы отнести к мусорному контейнеру! В другой раз придешь на кладбище, глядь – на месте той кучки уже большая мусорная куча, пройти невозможно.  У Гоголя в «Ревизоре» городничий жалуется: «Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» Увы, сколько лет прошло со времени написания комедии, а Россия – всё тот же «скверный город»!
……………………………………………………………………….
  У нас в России причислили к лику святых расстрелянных  исполкомом Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатовим ператора Николая II и его семью. Французы не канонизировали как святых великомучеников короля Людовика XVII и его жену Марию-Антуанетту, и англичане не собираются канонизировать казненного короля Карла. Мы же в этом отношении «впереди планеты всей». Ох, скифы мы, ох, азиаты мы!
………………………………………………………
  Россия всегда была страной бога, даже когда в ней разрушали храмы и официальной религией был  атеизм. На пряжках солдат вермахта было написано «С нами бог», но фашизм – сатанинская идеология. А кто победил фашизм? Безбожный Советский Союз. Кто первым создал атомное оружие и в первый (и, слава богу, единственный раз!) применил ее на живых людях, на населении мирных городов? Не безбожный Советский союз, а христолюбивая Америка, в которой в суде клянутся на Библии и в которой хотели чуть ли не линчевать Джона Леннона за неосторожно сказанную фразу, в которой правоверные американцы усмотрели оскорбление Христа. А кто противостоял американскому воинству сатаны, вооруженному атомной бомбой, кто постоянно и последовательно боролся за запрещение во всем мире ядерного оружия? И пока Советская Россия противостояла в холодной войне стремлению США стать мировым «паханом», шантажирующим мир угрозой ядерного нападения, другие страны, выиграв время, сами обзавелись ядерным оружием. В результате «поезд ушел», атомная война стала невозможной (начнись она – и все погибнут), а, значит, пропала возможность ядерного шантажа.
  А в какой стране было введено в качестве обращения слово «товарищ»? Никто никому не господин, все друг другу товарищи. Даже рядовой в армии обращался к генералу, к маршалу «товарищ генерал», «товарищ маршал». К главе государства обращались «товарищ Сталин».
………………………………….
    Сравним для примера  финал фильма «Зигзаг удачи» русского режиссера Рязанова с финалом сказки немецкого писателя  Гофмана «Карлик Нос».  Превращенный злой колдуньей в уродца, Якоб нашел волшебную травку, которая способна вернуть ему его прежний облик, если ее понюхать. Русский  наверняка написал бы, что он ее понюхал и стал «добрым молодцем». Но немец не забывает упомянуть, что прежде, чем это произошло, Якоб вернулся в свою комнату во дворце и забрал деньги, которые он нажил, пока служил у герцога, и всю свою одежду. Конечно, в этом поступке нет ничего зазорного, и я бы так поступил, окажись на его месте. В конце концов, зачем пропадать добру? Но русский писатель вряд ли стал бы поминать такие мелочи. Ну, забрал и забрал; может, Якоб кроме этого еще и в туалет сходил напоследок, и носки поменял, и отдал трешку дворнику, которую занял у него на прошлой неделе. Все эти не относящиеся у делу подробности только тормозят действие и отвлекают от главного – что он снова стал нормальным человеком и женился на любимой девушке. Но для крохобора немца равно важны и превращение в «добра молодца», и свадьба, и шмотки, которые он не забыл забрать, покидая дворец. … Веттербок снял чары с … Мими, и она из гусыни снова стала девушкой, а Якобу ДАЛ МНОГО ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ. И в этом тоже нет ничего плохого, я бы тоже не отказался от денег и подарков. Только деньги деньгами, а превращение из гусыни в девушку превращением. А у Гофмана это равные ценности. Вернулся Якоб домой, живой, здоровый – какое счастье для родителей, которые его давно похоронили! А Гофман эту встречу описал так: «Отец и мать с радостью встретили его – ведь он стал такой красивый и ПРИВЕЗ СТОЛЬКО ДЕНЕГ!» Можно подумать, что не привези Якоб столько денег, а явился бы голодранцем, его бы встретили без радости – чего, дескать, приперся, тебя еще тут не хватало. Как уж Гофман не упомянул, как обрадовались родители, когда увидели одежду, которую Якоб не забыл забрать, покидая дворец герцога?!
  Вспоминаю свое пребывание в Англии. По субботам и воскресеньям англичанин складывает в багажник своей машины не нужные ему вещи и везет продавать на «блошиный рынок». Боже, чего только нет на этом рынке! Одежда, книги, диски с фильмами и музыкой, картины, посуда, статуэтки, детские игрушки – все, что не нужно хозяину, идет не в мусорный бак, а на рынок. Прочитана ли книга, просмотрен ли видеофильм, заслушана вдрызг музыка, надоела картина и хочется ее поменять – все везется на рынок: может, кому понадобится. Я и сам привез домой замечательные сувениры, купленные на блошином рынке за гроши. Поневоле подумаешь: а почему у нас нет таких рынков? Выставишь не нужное на продажу – еще засмеют. Когда у меня в доме обнаружится такое, я складываю возле подъезда: берите, кому нужно. А сколько хороших вещей выбрасывает русский человек в мусор! А ведь было время, когда в каждом городе был свой «блошиный рынок», в моей родной Казани еще на моей памяти за городом был такой рынок, который почему-то назывался «сорочкой». Мой отец перед войной купил там часы (которые, правда, ходили не больше получаса), а во время моего детства родители купили матери швейную машину. Но «сорочки» существовали тогда, когда страна жила бедно, а как только при Брежневе жизнь более-менее стабилизировалась, «сорочки» исчезли за ненадобностью. Русский человек словно стыдится быть бережливым, рачительным, экономным. По долгу службы мне в начале 90-х приходилось общаться с иностранцами. Немцы были в шоке: в продовольственных магазинах пустые полки, а когда русский пригласит в гости, стол ломится от угощений. У моей знакомой в те годы гостила семья из Англии, а потом они пригласили ее погостить у себя. И перед отъездом, на прощальном застолье глава английской семьи сказал: «Хорошо, что сначала мы побывали у вас, а не наоборот. Теперь я знаю, как вас, русских, надо угощать.  Если бы я угощал по английски, вы бы подумали, что я скупой».
  Что лучше: европейское скопидомство или русская «широта души»? Не знаю, мне симпатичны и то и другое, но русская «широта души» ближе.
……………………………………….
    У Гоголя в «Мертвых душах» тройка – это символ России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься»?
  Но таковой она осмысливается лишь в конце книги. Но если от последней страницы «прокрутить пленку» к самому началу, и, уже зная, что тройка – это Россия, еще раз мысленно пробежаться по книге, обнаружатся неожиданные вещи.
  Когда Чичиков на этой же самой тройке въезжает в город, два мужика рассуждают, доедет ли колесо в бричке Чичикова до Москвы или до Казани, они приходят к выводу, что до Москвы доедет, а до Казани не доедет. То есть, на тройке афериста Чичикова далеко не уедешь. Чтобы стать «птицей-тройкой», перед которой расступаются народы и государства, надо ПОМЕНЯТЬ КОЛЕСО. И действительно, когда Чичикову надо было срочно бежать из города, в который он въезжал в первой же фразе поэмы, вдруг выяснилось (правы оказались мужики), что колесо пришло в негодность, и надо его менять. И лишь с новым колесом рессорная бричка  Чичикова преобразилась в «Птицу-тройку».
  Герой рассказа Василия Шукшина с изумлением обнаружил: «А в тройке-то Чичиков, шулер!». Действительно, есть чему изумляться: «тройка-птица» - это Россия, перед которой «расступаются народы и государства», а расступаются они, получается, перед страной «шулеров»? Шукшинский герой «шулера» в бричке заметил», а не заметил, что правит-то тройкой-Русью Селифан, человек глупый, да к тому же и пьяница. Под пьяную лавочку он заблудился в дороге, заехал чёрт знает куда, опрокинул бричку и вывалил седока в грязь. Вот так и бывает у нас на Руси, когда правят ею «селифаны». Намёк, я думаю, понятен?
  Ближе к концу книги по вине всё того же Селифана столкнулись две тройки и упряжи перепутались. Набежали из соседней деревни мужики, стали «помогать», сажали на лошадей то дядю Митяя, то дядю Миняя, и только ещё больше запутали дело. «Хотели как лучше, а стало как всегда». И опять не могу удержаться от аналогий: сколько было помощников, заокеанских «дядей Митяев» и «дядей Миняев», и слушали их советы и наставления с открытым ртом. И что, «сынку», помогли тебе твои ляхи»?.
 «Наконец, кучер, потерявши терпение, прогнал и дядю Митяя и дядю Миняя, и хорошо сделал, потому что от лошадей пошел такой пар, как будто бы они отхватали не переводя духа станцию. Он дал им минуту отдохнуть, после чего они пошли сами собою».
  Русь-тройка устала от всех этих Селифанов, «дядей Митяев» и «дядей Миняев». Он сама в состоянии распутаться и ехать дальше. Нужен только кучер, который бы прогнал их. А «шулера» Чичикова Гоголь немеревался в последующих главах, как разбойика Кудеяра из старинной песни, привести через покаяние из состояния «мёртвой души» у душе живой. Но не смог. Сжёг второй том «Мёртвых душ» как явную неудачу. Но ещё не вечер.
………………………………………………….
      Паровозы, прежде чем двинуться вперед, сначала пробуксовывали на месте. Вот так и исторический процесс: сначала пробуксовывание – и вперед. 90-е годы в России – пробуксовывание. Похоже, сейчас паровоз, наконец, тронулся. Ещё не на всех парах, но уже набирает скорость. Дай-то бог, чтобы энергия не ушла в пар – семафор открыт.
…………………………………………………………..
      Сталин говорил: «Кто приезжает в Америку, ахает на американские небоскребы. Пусть американцы, приезжая в СССР, ахают на наши высотки».
    Какой все же порой глубокий смысл заключен в названиях! У них – небоскребы (калька с английского   skyscraper  - «скребущий небо), у нас высотки. Небоскребы скребут небо, и само слово такое неприятное, что  в душе все содрогается, она сжимается в страдальческую гримасу как от звука, когда гвоздем по стеклу скребут. А высотка – слово легкое, воздушное, стремительное и ласковое. Высотка – от слова «высота», и вся она устремлена вверх, ввысь, будто своим острым шпилем указывает путь, куда должно быть устремлено человечество. А Спасская башня, будто остроконечный корпус ракеты, готовый устремится в заоблачные дали, да и другие башни московского кремля – разве они не высотки?
                Высота ли, высота поднебесная,
                Глубота, глубота океан-море,
                Широко раздолье по всей земле.
…………………………………….
   Лет восемьдесят назад во Франции небывалый мороз уничтожил все виноградники. Из Америки привезли и посадили лозу и развели виноградники американских сортов. И что же? На новой почве американский виноград дал то же французское вино, что было прежде.
    Вот так и русское православие: пересаженное из Византии на русскую почву, оно дало то же исконное, русское, языческое по своей сути «вино». И европейский марксизм на русской почве дал ленинизм, чисто русское по сути и по духу «вино».

                ПАССИОНАРИИ

Закон не писан не только дуракам, но и пассионариям, харизматикам. Разница между первыми и вторыми в том, что дурак не устанавливает новых законов, а, пассионарий, нарушив прежние законы, на их месте возводит новые. Магомет запретил прежние верование и установил ислам, Лобачевский вместо евклидовой создал неевклидову геометрию, Ленин на развалинах Российской империи создал новый тип государства. Но в истории, к сожалению, за пассионария порой принимают дурака. Примеры: Ельцин, Горбачёв, Гайдар, Чубайс.
……………………………………………………………
  Пушкин писал в «Истории Петра I», что, когда после Полтавской битвы отпевали павших солдат перед погребением, Петр плакал и сам бросил в могилу первую горсть земли. Эта трогательная деталь говорит о том, что он, проявлявший столько жестокости при проведении своих реформ, издавая свои указы, по словам Пушкина, «писанные кнутом», по натуре не был жесток и жалел людей (если, конечно, они не были врагами его дела – тут он был непреклонен).
    Но что делать – такова нелегкая ноша тех, кто обречен совершать невозможное: «Чтоб добрым быть, я должен быть жестоким» - так, кажется, сказал Гамлет Шекспира. Чубайс и Гайдар на такую жалость не способны. Владимир Полеванов, краткосрочный преемник Чубайса на посту председателя Госкомимущества рассказывает:
    «Когда я пришел в Госкомимущество и попытался изменить стратегию приватизацию, Чубайс заявил мне открытым текстом: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну вымрет тридцать миллионов – они не вписались в рынок. Не думайте об этом, новые вырастут».
    Как Иван Васильевич из гайдаевского фильма: казнят Буншу и Милославского? «Пес с ними!». Но там речь шла о двух людях, а для чубайса тридцать миллионов – «пес с ними».
……………………………………………………..
  Пассионарий, харизматик, имеющий власть, часто бывает тираном. Он похож на Мойдодыра из сказки Чуковского. Ну  не хочет герой сказки мыться, не хочет быть чистым – и это несмотря на знаки, которые ему посылались: «Одеяло убежало, убежала простыня…» И вот является грозный Мойдодыр, кричит «Карабарас!» - и щетки начинают совершать насилие. Герою и этого мало, он вырывается и убегает – и тут является еще более грозный тиран – крокодил и грозит ему жесточайшими репрессиями и смертью. После этого мальчик наконец прозревает и начинает жить правильно – и эта новая жизнь в дружбе с водой и мылом ему понравилась, и он стал мыться уже без угроз (Сталин, кстати, будучи в Туруханской ссылке, и в самом деле учил местных остяков и тунгусов элементарным правилам гигиены).
  А вот что писал Лев Гумилёв о пассионарии Козьме Минине:
  «Собравшийся Земский собор единогласно принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи: люди — в войско и деньги — на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь — и денег не давали.
Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия».
  Таким же «мойдодыром» был Пётр Великий.               
  Учить русских людей мыться необходимости не было, они и так следили за чистотой тела, зато он насильно заставлял бояр брить бороды, носить «немецкое платье», курить табак, пить «кофей», поскольку без этого невозможно было европеизировать Россию. М. Волошин писал о Петре:
                Он, как и мы, не знал иных путей,
                Опричь указа, казни и застенка,
                К осуществленью правды на земле…
  В современной Украине сейчас тоже «казни и застенки», только орудуют там не харизматики, а дорвавшиеся до власти безликие и бездушие ничтожества вроде Порошенко и элементарные «урки», и орудуют отнюдь не ради «осуществления правды» на Украинской земле.
…………………………………………………………..
      Петр Великий – один из самых могущественных монархов Европы, носил незатейливый кафтан из грубого толстого сукна, заштопанные его супругой Екатериной чулки и стоптанные башмаки. По городу ездил в простой одноколке или видавшем виды кабриолете. Для сравнения: во время правления дочери Петра Елизаветы Петровне князь Одоевский возмущался тем, что сенатор Жуковский ездит в наемном экипаже четверкой вместо шестерки. «Куда мы идем!» - восклицал он. В то время, например, офицерам полагалось ездить четверкой цугом, т.е. лошади запрягались в одну линию друг за другом («езжал-то вечно цугом» - Грибоедов, «Горе от ума)
   А аскетизм, полное пренебрежение к внешнему шику, мишуре Сталина, Ленина?

                ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ 

  Великая актриса Пашенная говорила: «Я не имею право не быть актрисой». Как хорошо сказано! Мы, бесталанные в драматическом искусстве, имеем право не быть актерами. Но ни у кого из нас нет права не быть человеком, то есть существом, созданным по образу и подобию Бога. Если бы все это сознавали, на Земле наступил бы Золотой Век, то есть, коммунизм.
…………………………………………………………………..
Оказывается, «воспитывать» от слова «питать», «питаться». У Д.М. Мамина Сибиряка в рассказе «Малиновые горы» Тарас Семенович говорит: «Теперь, ежели опять волк или медведь – травой они не могут себя ВОСПИТЫВАТЬ […] Теперь возьми щуку – по-твоему, ей тиной ВОСПИТЫВАТЬ себя?».
  Как хорошо! Воспитывая ребенка, мы обеспечиваем его ПИТАНИЕМ,  ПИТАЕМ его память, интеллект, душу. И, как при питании его физического тела, интеллектуальная пища должна быть здоровой, экологически чистой. Трудно сейчас купить на рынках и в супермаркетах экологически чистые продукты, не менее трудно найти для наших детей чистые интеллектуальные и духовные продукты. Но надо.
……………………………………………………..
  Великий Гауди утверждал, что искусство архитектуры есть искусство распределение светя. Но любое подлинное искусство, будь то музыка, литература, живопись и т.д. есть распределение света – света добра, красоты, духовности.
……………………………………………………..
  Самуил Маршак говорил, что скука – это зевок небытия. Значит, жизнь в скуке – это существование в небытии.
…………………………………………………….
  Люди воспринимают мир как некое построенное здание, и отсюда все наши недовольства: почему в кране нет воды, почему из окон дует, почему всюду кучи строительного мусора. А мир – это стройплощадка, и жить в комфорте в нем еще рано, его еще надо строить и строить. Одни это понимают и работают строителями, а другие охают и жалуются.
……………………………………………………
  Человека почему-то любят дельфины и белухи, хотя живут они совсем в другой стихии – в воде. А в горах Лапландии, где опять же нет людей, водится птичка ржанка, которая людей совершенно не боится. Она настолько доверяет человеку, что спокойно берет из рук угощение, может высидеть яички прямо в ладонях и не беспокоится за жизнь своих цыплят, которые бегают по траве возле самых ног человека. (интерн) Я уж не говорю о собаках, которых называют другом человека, а я бы назвал братом человека.
  За что они нас так любят, и чем мы заслужили эту любовь? Возможно, они понимают нас больше, чем  мы себя понимаем? Может быть, они знают то, что пока что находится в нас в зачатке и лишь когда ни будь проявится и разовьется, и тогда мы действительно по праву станем царями природы - мудрыми, понимающими природу и всех ее обитателей? Не знаю. Но я знаю одно – мы должны быть достойными этой любви.
……………………………….
    Древние египтяне для орошения полей строили каналы. В Нидерландах тоже строят каналы – для отвода лишней воды. Но каналы надо регулярно прочищать, иначе они заболотятся и не дадут течь воде.
  Но духовные каналы, тоже надо прочищать, чтобы не заболотилась духовная энергия. И для этого есть разные способы: для кого-то молитва, для кого-то – медитация, кому то дает очищение с природой, с мудрым человеком, чтение книг, слушание музыки. Не важно, как – главное, прочищать. Чтобы не заболачивались духовные каналы.
…………………………………………
    Не садись спиной к манежу жизни (у циркачей считается страшным грехом сидеть к манежу спиной).
………………………………………………………………
  Бывают люди-хрусталь, а бывают-стекло. Бывают люди-фарфор, а бывают-фаянс и люди-простая грубая глина. Встречаются люди-чистые бриллианты, но чаще – стразы, искусственные драгоценности
…………………………………………………………
    Душа – как жемчужина внутри моллюска: у кого-то она большая, у кого-то обычной величины, у кого-то такая маленькая, что кажется, что ее совсем нет. У духовного человека душа-жемчужина большая и очень красивая. Важно растить жемчужину своей души.
…………………………..
    О чем фильм «Я шагаю по Москве?» О том, что жить хорошо. Прошел летний дождь – хорошо. Знакомое лицо промелькнуло в толпе – хорошо.
     Ранним утром девушка одна, сама для себя, танцует в аэропорту.
     - И у вас все хорошо?
     - Все хорошо.
     - А ведь так не бывает.
     - А вот бывает.
    БЫВАЕТ!
………………………………….
    Предрассудок, пред-рассудок – это не всегда плохо. Впереди рассудка  идут не только устаревшие догмы, мифы, не имеющие ничего общего с реальностью, но и интуиция, ясновидение, инсайт (озарение).
………………………………..
   Али-Баба смог унести из пещеры столько сокровищ, сколько уместилось в переметных сумах его ишака. Так и из «пещеры» знаний каждый унесет только столько, сколько может поместиться в «переметных сумах» его сознания. Глупенькая «Котик» из чеховского «Ионыча», читая Писемского, вынесла только его забавное отчество «Феофилактыч».
……………………………………………..
      Мой друг, после окончания ВГИКА и поступления художником на «Мосфильм» живущий в Москве,  рассказывал, как к нему в гости приезжал его младший брат. Днем Друг и его жена уходили на работу, а брат оставался дома один.
    - Ты бы хоть на Красную площадь сходил, в Третьяковку! Никогда ведь в Москве не был, - изумлялся друг.
    Но брат продолжал все дни проводить в пустой квартире, ничего не делая, и не понятно, зачем надо было ехать так далеко – бездельничать и дома можно. Таков и мой племянник: если он не на работе, он либо лежит на кровати и смотрит телевизор, либо во дворе с «ребятами» переливает из пустого в порожнее, курит, пьет пиво. Иногда, «на сладкое», сходит на рыбалку, за грибами. Этим ограничивается круг его потребностей. Да, чуть не забыл: еще он любит покушать, и в еде очень разборчив и капризен.
    И такая жизнь не надоедает, не тяготит. Вспоминаю такой случай: когда моя старшая дочь была маленькой, повезли мы ее с мамой в зоопарк. Но поездка оказалась преждевременной: в зоопарке она даже не посмотрела в сторону клеток, не интересны ей были верблюдики, мишки, обезьянки. Зато сразу присела на корточки и, не поднимая головы, стала собирать камушки и щепочки, которых и у нас во дворе полно, и незачем было ехать за ними через весь город. Таковы и эти «обломовы»: в мире столько интересного, увлекательного, жизни не хватает, чтобы насладиться всеми радостями! Нет, ничего не нужно, кроме камушек и щепочек. Дочь скоро подросла, приподняла голову и увидела, что вокруг, кроме камушек и щепочек еще много чего есть, а эти так и живут, уткнувшись носом в землю.
   Котята рождаются слепыми, но потом у них глаза открываются, а большинство людей так и живут, зажмурившись, неинтересными интересами и безрадостными радостями. С закрытыми глазами не увидишь      Солнца, но они от этого не страдают.
………………………………………..
    Видел по телевизору передачу. Некий проходимец создал нечто вроде фирмы, которая за определенную плату предлагала купить себе титул (граф, князь) и родословную (Шереметев, Долгорукий, Романов, Рюрикович и т.д.). Тщеславие пигмея, доведенное до гротеска. На телеэкране некий старикашка, увешав свою грудь купленными в этой фирме орденами и регалиями так густо, что под ними пиджака не видно, с важным видом разгуливает по городу.
                При всем при том, при всем при том,
                Хоть весь он в позументах,
                Бревно останется бревном
                И в орденах, и в лентах. (Беранже)
    В том фильме подлинная Романова, живущая на Западе, говорит, что настоящий аристократ ведет себя скромно. И действительно, показали какого-то отпрыска древнейших фамилий – на улице его не отличишь от других прохожих.
    Среди поддельных графов и князей – Пугачёва, Лужков, Горбачёв. Они, правда, об этом помалкивают, а Лужков, когда его спросили, открестился: «Ну, что вы, какой я князь!» Жириновский же не стесняется демонстрировать свои регалии, которых он накупил больше всех. И такие люди у власти! Впрочем, каково время, такова и власть.
    Никита Михалков себе титулы не покупал, ему достаточно для самомнения поминать своих голубых кровей предков. Зачем ему купленные фальшивые титулы, если у него не только кровь, но, кажется, и моча голубая? Он заявил публично: «Я не интеллигент, я аристократ» (то есть, очевидно, выше интеллигента). Кто-то из его коллег-киношников поинтересовался: «Как же к нему теперь обращаться? Ваше сиятельство?»
    Еще в «перестройку» показывали по TV открывшийся в Ленинграде (тогда это ещё был Ленинград) «пансион благородных девиц». Все ученицы в нем не девочки и девушки, а «девицы», и все на подбор «благородные». А надзирают за ними «классные дамы» - тоже, надо полагать, «благородные. Показали этих «классных дам» - ну, сразу видно, «дамы» - с такими лицами только на базаре торговать! И ведь передача была на полном серьезе. Думаю, этот «благородный пансион» вряд ли дожил до наших дней, но вот до сих пор с того времени все институты называются университетами, а то и академиями, а ПТУ – лицеями. Между прочим, слово «университет» произошло от латинского universitas, что значит совокупность, общность. Поэтому университет есть совокупность, общность  различных факультетов, представляющих, как гуманитарные, так и точные науки. И название «Медицинский университет» столь же нелепо, как  «их сиятельство водопроводчик Вася».
   Лезут в баре, а хари, как у твари.
………………………………………
    Один немецкий юноша настолько полюбил книги Экзюпери, что стал летчиком. Во время Второй Мировой войны он летал на истребителе, то есть, вместе с другими летчиками люфтваффе, был орудием  зла и однажды, сам того не зная, сбил самолет, который вел Экзюпери.
    Увы, силы зла могут в качестве своего орудия использовать умные, хорошие книги, духовные учения, и бывает, что ученик убивает своего духовного учителя.
………………………………………
    По закону гравитации большие предметы притягивают меньшие. Так и в человеческом обществе: более сильные личности притягивают менее сильные, втягивают их в орбиту своего влияния, и люди вращаются по этой орбите, подобно тому, как Луна вращается по орбите вокруг Земли.
    Но постоянно вращаться по орбите – удел догматиков, а любая истина, ставшая догмой, мертва. Не случайно Луна – мертвый спутник. Там нет воды, дающей жизнь, не шумят деревья, не щебечут птицы, и никто сохой не пашет пашню. Духовный человек, преодолев притяжение Земли, устремляется к неведомым далям и сам становится планетой, вокруг которой могут вращаться спутники. В конце концов, цель духовной эволюции – преодолев состояние спутника, самому стать планетой – пусть самой маленькой, незаметной, но – спутником, который вращается только вокруг Солнца. Религиозные люди называют это Солнце богом.
……………………………………..
  Потребность человека в новизне с одной стороны и подчинении, несамостоятельности с другой удовлетворяется модой: и постоянные изменения, и никакой личной свободы. Что, как и когда носить (шаг влево – шаг вправо считается за побег) диктуется кукловодами от моды. И обывателя это устраивает – так комфортно идти за пастухом, играющем на пастушьей дудке и быть уверенным, что «быть оригинальным – значит, быть как все».
…………………………………..
    В последнее время я смотрю знакомые фильмы по-новому. Идет, например, по телевизору фильм Гайдая или Рязанова – уж, кажется, тысячу раз его видел, каждый кадр, каждую реплику наизусть помню. Но я смотрю сквозь композицию кадра, выстроенную оператором, сквозь главных героев, ведущих действие, отключаю внимание от композиционного центра на фон, детали обстановки, массовку – и видишь совершенно другой фильм, о котором не подозревал раньше. Например, фильм «Москва слезам не верит», сцена, в которой мать Родика приходит в общежитие сказать Кате, чтобы та не рассчитывала ни на ее сына, ни на их квартиру. На переднем плане – панцирная кровать без постельного белья и матраса. Она контрастно выделяется рядом с аккуратно заправленными кроватями Кати и Людмилы. Сто раз смотрел фильм, а этой кровати не видел. А все потому, что смотрел на героев эпизода, слушал, что они говорят. Может, кто другой обратил на нее внимание, а я нет, пока нарочно не отвлекся от главного. А ведь кровать – важная деталь. Подруга Тоня вышла замуж, сдала завхозу матрас и белье, а кровать оставили – кого-нибудь со временем подселят, будет на ней спать. А сцена эта начинается с того, что Людмила снимает со стены фотографии киноартистов над своей постелью и складывает их в раскрытый чемодан с одеждой. На выгоревшей стене остаются светлые прямоугольники следов. Эта деталь проскакивает в сознании, потому что зрители переключаются на лежащую спиной на своей кровати Катю и забывается. А ведь и это важно: Людмила тоже уходит из общежития – выходит замуж за хоккеиста  Гурина, и Катя останется одна в пустой комнате с двумя кроватями без постелей и матрасов. И как по разному обставили свой уголок подруги: у Людмилы открыточки киноартистов на стенах, у Кати – полка с учебниками, коврик с оленем над кроватью, а вместо киноартистов, Рыбникова, Ланового и прочих тогдашних секс-символов – репродукция с картины Шишкина «Рожь». Сто раз смотрел фильм – и ничего этого не видел!
  Художник Врубель переворачивал картину, чтобы увидеть её по-новому.
     А если мысленно раздвинуть пределы кадра и рассмотреть то, что в него не вошло: съемочную группу, потом – место, где идет съемка, и то, что далее этого места – у-у-у какое новое кино открывается! А можно наоборот – записать кино на аудиомагнитофон и, убрав таким образом весь зрительный ряд фильма, сосредоточиться только на звуке. Тоже откроется много нового, не замеченного раньше.
    Жизнь – то же кино, и в ней тоже полезно смотреть сквозь привычную «композицию кадра». Человек ставит  в центр кадра себя, любимого, а сосредоточься сквозь себя, что у тебя за спиной, справа, слева, рассмотри лица «массовки», раздвинь кадр до пределов города, страны, города, Земли, солнечной системы, галактики, выйди в  беспредельную Вселенную… или закрой глаза и только слушай. Или переверни картину, как Врубель.
    До чего интересно жить на свете!
    А если закрыть глаза, заткнуть уши – и сосредоточиться только на запахах?
………………………………………………….
  Однажды я разговорился со знакомым пенсионером по имени Виктор Павлович. До этого я его как-то недооценивал, мне он казался не интересным, но оказалось, что и в нем есть искра божия.
    Он рассказал, как в детстве был зачарован музыкой. Мальчонкой ходил в деревенский клуб специально, чтобы услышать гармошку. После кино молодежь толпой шла по деревне с песнями под гармонь, провожали по очереди то одного, то другого, и маленький Витя с ними. Уходил домой последним, когда все уже разошлись, потом садился со своей гармошкой учиться играть. Взрослые просят: «Витя, спать мешаешь, нам ведь на рассвете вставать!» Тогда он уходил в сарай и там пиликал в полной темноте.
    Потом с родителями переехал в город, в музыкальную школу опоздал, посещал платный музыкальный кружок, но музыкантом не стал, работал на заводе, потом мастером в ПТУ. Можно, конечно, сказать, что обстоятельства помешали, но талант преодолевает обстоятельства, они его даже закаляют. И то, что, повзрослев, он, видимо, уже не испытывал прежней тяги к музыке, говорит, что тяги этой было ему отпущено не достаточно. Как у Блока: «и на полжизни не хватило». Так и большинству – и на полжизни, и на треть жизни, и на четверть, и на осьмушку не хватает. В юности и стихи читают, и сами пописывают, и дневник ведут, и на гитаре играют, а потом, как мамаша Татьяны, «корсет, альбом, княжну Алину, стишков чувствительных тетрадь она забыла», а вместо этого «езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам». Так, может, и незачем в таком случае читать книжки, слушать музыку в молодости? Может, в конце концов, чтобы солить грибы и ходить по субботам в баню, альбом и «стишков чувствительных тетрадь» не нужны, если всего этого все равно «на полжизни» не хватит?
    Вопрос без ответа…
…………………………………….
  Алла Пугачёва в интервью, которое она дала в Америке, на вопрос, почему она постоянно меняет мужей, ответила:
  - Я певица, и надо, чтобы обо мне постоянно говорили, иначе забудут, как Аллу Иошпе и Стахана Рахимова (чтобы «постоянно говорили», интернет заполнен дурацкими «сенсациями» об этой вышедшей в тираж эстрадной диве).  Герострат, кстати, чтобы о нём «постоянно говорили», сжёг одно из семи чудес света – храм Артемиды.
  А зачем надо, чтобы говорили и помнили? Высоцкого помнят, Магомаева помнят, Бернеса  помнят, Утесова помнят. Они тоже были певцами, однако для этого жён не меняли постоянно, перед толпой не кривлялись.
  Память народная должна быть заслуженной, а не любой ценой.

                КОММУНИЗМ

 Маркс был поэтом. «Призрак ходит по Европе, призрак коммунизма». «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Это – высокая поэзия. Фразы наполнены энергией, способной «мертвых сражаться поднять».
………………………………………………………………………..
  Бывших коммунистов не бывает, как не бывает бывших японцев, бывших поэтов или бывших блондинов. Коммунизм – это не политическое убеждение, это состояние души. Среди современных «либералов», монархистов, националистов и прочих убежденных (как им кажется) антикоммунистов полным полно бывших членов КПСС, но бывших коммунистов среди них нет, потому что таковые просто не существуют в природе.
…………………………………………………………………………
  Князья Юсуповы заказали лучшему и самому дорогому архитектору роскошный фамильный мавзолей. Он был построен к 1917 году, но, поскольку произошла революция, никто из Юсуповых там похоронен не был, все их могилы на чужбине. Ах–ах! Простые рабочие, дети, больные жили в тесных бараках, сырых подвалах, в антисанитарных условиях, а Юсуповы построили дворец для собственных трупов. И сейчас нас призывают сокрушаться: какая несправедливость – их кости не лежат в роскошной усыпальнице в римском стиле!
……………………………………………………………………………
  Пушкин о дяде Онегина написал, что тот занимался тем, что «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил». В жизни помещика воплощена мечта Вовки из мультфильма «Вовку в тридевятом царстве»: только и делать, что ничего не делать. Если смысл жизни в сытости и ты задарма сыт, то чем еще заниматься Троекурову и папаше Ростову? Дурить, хлебосольничать, гонять собак за зайцами, давать балы. Многие в наши дни, сделай их помещиками, точно так же ни хрена бы не делали, да приходится горбатиться ради хлеба насущного. По закону «как аукнется…» крестьянская революция была неизбежна. Когда мужики грозились разорить усадьбу Ахматовой, они ей говорили: «Домок ваш на наших костях стоит».
…………………………………………………………
История, по Марксу, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Европеизация России при Петре I – трагедия, хотя и величественная; при Ельцине – фарс, хотя и трагический.
…………………………………………………..
  Туристы восхищаются богатством и красотой старинных дворцов и храмов, не задумываясь о том, что всё это великолепие – результат угнетения человека человеком, насилия, убийств и грабежа в государственном масштабе.
………………………………………………….
  «Культ личности, культ личности»… А ведь был тогда еще и культ КПСС: «Слава КПСС», «Партия – ум, честь и совесть эпохи», и на праздничных демонстрациях, кроме портретов «вождя» носили и портреты членов Политбюро. А был еще и культ советского народа: «Слава советскому народу – победителю». Обобщенный портрет этого народа тоже несли на демонстрациях, изображали на плакатах, прославляли в песнях, стихах, фильмах.
  Хрущёв расправился с «культом личности» Сталина, в результате зашатался культ КПСС. Его добили «либералы» - и кинулись разрушать культ народа: народ-созидатель превратился в «рашку», «совка» быдло. Ну а как же с культом? Кому теперь поклоняться? Как кому? Золотому Тельцу, культу денег, «желтому дьяволу».
………………………………..
  В 30-е годы в Советской России началось строительство Дворца Советов, самого высокого здания в мире. К 1937 году была закончена кладка фундамента, но осуществить грандиозный замысел помешала война.
Вместо Дворца Съездов к 1961 году  был построен куда более скромный Кремлёвский Дворец съездов.
    Скульптор Эрнст Неизвестный мечтал создать свой «Дворец Советов» - гигантскую статую «Древо жизни» и опасался, что осуществить этот грандиозный замысел не успеет. Но это, похоже, его не очень пугало. В статье «Я всюду один и тот же», ещё в «перестройку» он писал: «Независимо от того, удастся ли мне его построить или нет, оно уже существует, как башня Татлина в честь III Интернационала». И как Дворец Советов, добавлю я.
  Неизвестный воплотил свой замысел в семиметровой скульптуре, она установлена внутри торгово-пешеходного моста Багратион в Москве. Это в масштабах автора далеко не гигантская скульптура, высота его монумента «Маска скорби» вдвое больше - 15 метров, монумента «Прометей» в Артеке – 150 метров. Но это не важно. Самая высокая в мире скульптура «Древо жизни» всё равно существует. Как башня Татлина, как сожженный второй том «Мёртвых душ». Как Дворец Советов.
…………………………………………………………

                ЗАПАД
 
   Встреча на Эльбе советской и американской армии не просто встреча союзников, это встреча двух миров, это  прообраз будущего мира. Символично, что сначала встретились солдаты и офицеры, и лишь потом – высшее командование. Если бы не те, кто нами управляет, мы бы давно «встретились». Главное – чтобы они договорились, а уж мы-то с простыми американцами всегда договоримся. Но можно ли договориться с американскими правителями? У них другие планы.
    Для многих американцев из тех, кто тогда был на Эльбе, эта встреча стала одним из самых дорогих переживаний на всю оставшуюся жизнь. Один американский ветеран завещал похоронить его в Торгау, где он в 1945 году встретился с русскими. А для американских правителей эта встреча – кость в горле, поскорее забыть о ней и не вспоминать.
…………………………………………………………………………..
Почему-то до сих пор никто не назвал идеологию США нацистской, а ведь это очевидно. Для Гитлера «Германия превыше всего», для Обамы «Америка превыше всего». В чем разница?
…………………………………………………….
  В «Истории Петра I» Пушкин пишет о «гуманизме» шведов во время войны с Россией: «Русских (пленных. – В.Г.) Рейншильд приказал колоть; их клали одного на другого и кололи штыками и ножами».
  «Министры шведские объявили намерение короля свергнуть Петра с престола, уничтожить регулярное войско и разделить Россию на малые княжества. Генерал Шпар был назначен уже московским губернатором и хвалился, что они русскую чернь (canaille) не только из России, но и со света плетьми выгонят. Известен отзыв Петра: «Брат мой Карл хочет быть Александром» [но не найдет во мне Дария]».   
    Дарием оказался сам Карл, а «русский медведь», «рашка» Петр показал «цивилизованным» шведам образец цивилизованности: «Петр пригласил несколько генералов к себе обедать, отдал им шпаги и пил за здоровье своих учителей. Шведские офицеры и солдаты также были угощены и проч. […] 29-го, день своих именин, Петр опять угощал пленников…»  («И с побеждёнными садились за дружелюбные пиры» - «Руслан и Людмила»).
    Другой пример. Когда «цивилизованные» французы были в Москве, они грабили, оскверняли храмы, а Наполеон, уходя из столицы, приказал взорвать Кремль. Бенкендорф, увидя варварское разорение города, пришел в ужас, а будущий император Николай (если я не путаю) сказал, что когда мы будем в Париже, мы ничего разрушать и осквернять не будем. И действительно, ничего в Париже не тронули.
                СЕМЬЯ

 Гармоничную семью могут создать только гармоничные люди, но где они, гармоничные? Если же оба супруга развиваются в сторону гармонии, то семья может стать полигоном для такого развития. Возможно, гармоничную семью они и не создадут, но стремление и усилия в этом направлении придадут их семье духовный смысл.
…………………………………………………..
  Современная семья есть такое же зло, как в глазах анархистов государство. Она сковывает человека, ограничивает его, часто мешает ему в тех областях, которые находятся вне пределов семьи. И в то же время здоровая семья в духовном развитии дает человеку то, что он нигде, кроме семьи, не мог бы получить. Так и государство: подавляет, ограничивает, навязывает – но и дает силу, опору и смысл. При всех их недостатках человечество не придумало ничего лучше семьи и государства.
   Но это не значит, что не может быть ничего лучше.
……………………………………….
  Любовь была подобна театральной люстре. Вначале горела ярко, пышно, переливаясь сотнями хрустальных кристалликов, освещая все вокруг сказочным волшебным светом. Потом стала медленно, но неуклонно меркнуть, сначала незаметно, чуть-чуть, потом все больше, все заметнее – и вот уже театральный зал погрузился в сумерки, вот люстра едва мерцает, последние жалкие искры – и души двух когда-то страстно влюбленных, лишенные света любви, погрузились во мрак…
    «Скучно на этом свете, господа!» (Н. Гоголь)
...............
  Всё течет, всё изменяется, и нельзя дважды войти в оду реку – во второй раз в реке будет уже другая вода. Так учил Гераклит. Но ведь и человек, подобно реке, «течет и изменяется», и нельзя «дважды» войти в одного и того же человека. В этом роковой недостаток семьи. Молодой парень женится на юной девушке. Женится по любви, так и говорит: «Я люблю её»». Но вот вопрос: а кого он любит? «Как кого?» - возмутится юноша, - вот её, девушку имярек. Вот именно, девушку стольки-то лет, с таким-то телом, таким-то характером и таким-то жизненным опытом. Но она не всегда ведь была такой, в прошлом она была подростком, девочкой, младенцем – и у нее было другое тело, другой жизненный опыт и другой, соответствующий возрасту характер, другие вкусы, другие убеждения. А река жизни как текла, так и продолжает течь,  и та, которую ты назовешь женой, тоже будет «течь» и всякий раз ты под именем имярек будешь встречать другие воды. Ты знаешь, какой она будет, получив первый опыт семейной жизни? А какой будет, родив ребенка? А когда станет сорокалетней женщиной? Старушкой?
  Одна мудрая эфиопская женщина сказала: «Даже впервые познав  женщину, он (мужчина)  остается тем же, кем был до этого. Её же первая близость с мужчиной раскалывает надвое. В тот день женщина становится другим человеком. Так было всегда. После ночи, проведённой с женщиной, мужчина уходит. Его жизнь и тело остаются неизменными. Женщина же зачинает. По сравнению с бездетной женщиной, женщина-мать – другой человек».
  Имя всё то же, но – «другой человек». Но будут и другие изменения. Герой «Скучной истории» Чехова, старый профессор, изумляется:
  «В недоумении я спрашиваю себя: неужели эта старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне — неужели эта женщина была когда-то той самой тоненькой Варею, которую я страстно полюбил за хороший, ясный ум, за чистую душу, красоту и, как Отелло Дездемону, за «состраданье» к моей науке? Неужели это та самая жена моя Варя, которая когда-то родила мне сына?
Я напряженно всматриваюсь в лицо сырой, неуклюжей старухи, ищу в ней свою Варю, но от прошлого у ней уцелел только страх за мое здоровье, да еще манера мое жалованье называть нашим жалованьем, мою шапку — нашей шапкой. Мне больно смотреть на нее, и чтобы утешить ее хоть немного, я позволяю ей говорить что угодно, и даже молчу, когда она несправедливо судит о людях или журит меня за то, что я не занимаюсь практикой и не издаю учебников».
  И сам ты тоже будешь изменяться, хотя не так разительно, как она, потому что тебе не дано зачать и родить ребенка, и тоже, возможно, не в лучшую сторону, и твоя жена будет изумляться: где тот юный, страстно влюбленный в меня юноша, и почему вместо него этот обрюзгший не по годам, лысый скучный мужчина, у кого всех радостей – пиво и боевики по телевизору?
  Женишься на одной, а жить-то приходится совсем с другой. В старой эстрадной песне поётся: «Даже если станешь бабушкой, всё равно ты будешь бабушкой», а на деле – если десять лет назад распадался каждый третий брак, то сегодня - каждый второй.
 
           БЕЗ НАЗВАНИЯ
 
  Фильм Тарковского «Зеркало» похож на письмо гоголевского городничего к жене, написанном на трактирном счете: «Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленые огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…» Если эти два слипшиеся текста разъединить, вся загадочность исчезнет. Так и фильм: смонтируй его Тарковский в хронологической последовательности, получился бы замечательный фильм. Но он перемешал  милосердие Божие с  солеными огурцами,  и получилось глубокомысленное «В огороде бузина, а в Киеве дядька».
  …На жердине   спиной к зрителю сидит женщина, курит, смотрит куда-то вдаль. Возможно, кого-то ждет. На дороге показался кто-то. Может, его она ждёт? Да нет, это совсем незнакомый мужчина. Поговорили о чём-то, он уходит. Справа подул ветер, зашумел, закачал кусты. Ветер словно хочет сказать: «Куда ты? Подумай!». Незнакомец остановился, обернулся назад, смотрит в нерешительности: «Вернуться?»  Мотнул рукой: «А, ладно!» - и пошёл дальше. Женщина смотрит ему вслед и тоже уходит. Звучит голос Арсения Тарковского, читающего стихи: «Свиданий каждое мгновенье…» Великолепная сцена! Я, как зритель, уже «разогрелся», прикован к экрану. Ну, дальше, дальше!
  Пожар, что-то горит. Амбар, кажется. Женщина стоит и смотрит на пожар.
  Следующий кадр, чёрно-белый.  Какой-то мужчина льет воду из ковша. Оказывается, на голову какой-то женщины. Лица её не видно, оно скрыто волосами. Какая-то жуткая комната. Вода льется с волос женщина, с потолка,  Летят на пол большие куски штукатурки. Оказывается, это та самая женщина, что сидела на жердине и кого-то ждала. А вода все льётся и льётся с потолка, и жутко, и гулко, как в бане. Всё как в кошмарном сне. Как в кошмарном сне, выплывает лицо старой женщины. Она приближается. Как привидение. Звуки падающих капель. Оказывается, это отражение в зеркале. Чья-то женская рука (видимо, той женщины) проводит по запотевшему зеркалу рукой.
      Следующий кадр, снова цветной. Та же рука прикрывает огонь. Городская квартира в старом доме. Звонит телефон, чей-то женский голос:
  - Алексей?
  Чей-то мужской голос:
  - Да, мама.
  - Что у тебя с горлом? Ты не здоров?
  - Да нет, ничего страшного. Наверно, ангина. Я тут три дня вообще ни с кем не разговаривал.
  На стене репродукция с Рублёвской «Троицы», висит пиджак, вдаль уходит анфилада комнат, кажется, у меня уже что-то с головой…
  Ну да, я понимаю, интеллектуальное кино, усложнённая символика, поток сознания и всё такое. Но не в такой же степени! Кадры фильма подобны рассыпанным пазлам головоломки, и зритель должен их сам соединить. Символы подобны шифру,  а ключа к нему автор не дал. Что значат горящий амбар, вода с потолка, «Троица» на стене, как всё это связано с ангиной? Как говорил один из персонажей Аркадия Райкина, «Рекбус, кроксворд».
  В начале 60-х, школьником, я читал в газете «Советское кино» (была такая газета) сатирический стихотворный фельетон  на заумные фильмы (режиссёра Тарковского тогда ещё не существовало):
                Наплыв – и сосны кружатся,
                Наплыв – и к небу взрыв,
                Наплыв - и тигры рушатся,
                Наплыв, наплыв, наплыв.

                Наплыв – и кто-то в кителе,
                Наплыв – и в окнах свет…
                И лишь по части зрителей
                Увы, наплыва нет.
  Когда «Зеркало» шло в кинотеатрах, к концу сеанса зрительные залы были пусты.
………………………………………………….
  Один современный турок спросил своего деда, участвовавшего в резне армян в начале XX века, почему они это делали. Тот ответил: «Нам все – и правительство, и муллы в мечетях – внушали, что армяне – презренные враги. И никто не сказал, что они – люди». Человеку толпы всегда нужен тот, кто бы им объяснял, что есть добро, а  что – зло, сами они не додумаются. Сказали туркам, что армяне – презренные враги, они стали резать армян, сказали немцам, что евреи – презренные враги, они пошли громить дома, магазины и синагоги евреев, сказали ельциноиды русским, что все зло от коммунистов  - и закричали: «Позор ГКЧП!» и побежали защищать «белый дом». Сказали украинцам, что русские – их заклятые враги – и заскакали придурки: «Кто не скачет, тот москаль!», и заорали, убогие: «Москаляку на гиляку!»
  «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…».
…………………………………………………..
Я не боюсь смерти, потому что не знаю, что это такое – я же никогда еще не умирал. Точно также я не боюсь львов или тигров, потому что никогда с ними не встречался. Вот если бы встретился, тогда бы наверняка испугался, а сейчас я знаю, что из этой встречи ничего бы хорошего не вышло, но знаю чисто теоретически. Так и смерти я боюсь теоретически, но не чувствую ее.
    Мне другое страшно. Я знаю, что со смертью теряешь жизнь на земле. Дорогую для тебя вещь, к которой привык, жалко, а тут – жизнь. Разве не жалко потерять небо, траву, воздух, людей, любимую работу?
…………………………………………………….
  «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?» - писал  Федор Тютчев.  Нет, чтобы написать: «Как мне понять другого человека? Как помочь его сердцу выразить себя?».
  Вот все мы так: каждый хочет быть понятым другими и страдает от непонимания, а самому не приходит в голову, что ведь и «другие» нуждаются в нашем понимании. Живем, как неродившиеся цыплята: каждый в своей скорлупе: «Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои».
  Скучно на этом свете, господа! (Н. Гоголь)
……………………………………………….
  Говорят: что ни делается, все к лучшему. Вздор, на каждом шагу многое делается к худшему. Но надо самому сделать так, чтобы было к лучшему. В любом самом негативном случае есть зерна позитива, и надо найти эти зерна, прорастить их, вырастить из них урожай, смолоть его в муку и испечь хлеб.
  Например, Петр Великий был наголову разбит шведами под Нарвой. Он нашел в этом поражении зерна позитива – умение шведов воевать и производить хорошие ружья и пушки. «Прорастил эти зерна» – стал учиться воевать и делать оружие у тех, кто его победил и, научившись и изготовив оружие, «испек хлеб» победы в Полтавской битве.
……………………………………………………. 
  Цирковой слон приучен ходить по кругу арены, он никогда не приблизится к барьеру и тем более не переступит через барьер. Вот так и мышление толпы ходит по кругу привычных догм и предрассудков, и боже упаси покинуть круг, переступить за барьер.
   «Пони бегает по кругу и в уме круги считает».
…………………………………………………….
    До университета я работал на Вертолетном заводе в цеху, где из листов дюралюминия жестянщики деревянными молотками (киянками) выколачивали различные детали. Были детали очень сложной формы, для изготовления которых требовались опыт и мастерство. Такая деталь должна была идеально лежать на оснастке, так, чтобы между деталью и оснасткой не было ни малейшего зазора. Не раз мне приходилось наблюдать, как мучился жестянщик, пытаясь довести деталь: стукнет киянкой в одном месте – исчезнет зазор слева, зато появился справа; стукнет в другом – исчезнет и справа, и слева, зато появится впереди. Но вот позовут опытного рабочего, маэстро жестяного дела. Посмотрит он внимательно, подумает, а потом тюк киянкой в каком-то неожиданном месте – и деталь легла идеально.
  Вот так и во всяком деле, во всякой проблеме – есть такое место, где достаточно легонько «тюкнуть»  и дело сделается, и проблема разрешится. Особенно это важно в политике, где от решения главы государства зависят судьбы вверенного ему народа. Сколько бездарных политических «жестянщиков» видел я на своем веку, а надо такого, который умом, душой, сердцем, интуицией, «наитием свыше», если хотите, знает, где и как надо «тюкнуть».
…………………………………..
  Близкий человек умирает, его больше нет рядом, но все равно его чувствуешь. Так безногий калека чувствует, как болит нога, которой уже нет.
…………………………………………………………
    Грубость – оружие слабых. Сильный побеждает без грубости.