Глядя на телефон и компьютер

Владимир Кожин 3
       Трудно себе представить жизнь без мобильного телефона. А ведь он стал обычным явлением только 15-20 лет назад. Теперь телефон настолько привязал нас к себе, что стал заменять живое общение. Что ж, в каждом хорошем есть что-то и плохое. Глядя на нынешних подростков, просто поражаешься насколько они стали от него зависимы.
       Раз уж я вспомнил про телефон, напомню его историю. Она началась в 19-м веке, когда научились передавать электрический сигнал по проводам. До этого человеческая мысль тоже не стояла на месте, были и акустические телефоны и даже веревочные… Мы в детстве сами так играли: в консервной банке, например, от шпрот делали в дне дырочку, протягивали веревку, завязывали узелок, чтоб веревка не выскочила. Потом расходились метров на 10-20, а то и больше, веревка натягивалась, и мы могли говорить и слышать друг друга.
       В домах тогда стояли черные телефоны с вращающимся диском, корпус был изготовлен из эбонита. Эбонит похож на пластмассу, это вулканизированный каучук, т.е. твердая резина. Из него также  изготавливали корпуса автомобильных аккумуляторов,  делали грампластинки, флейты, кларнеты…
       Где-то в 60 - 70-х годах широко рекламировали видеотелефоны. Можно было  на телеэкране увидеть старого друга, родственника. Правда, для этого надо было прийти на пункт связи, чтоб и твой далекий друг оказался в таком же пункте в это же время. Это было неудобно. Сейчас его заменяет, например, Скайп в компьютерах, в некоторых смартфонах есть режим  видеозвонка, называется  FaceTime. Я пишу об этом, потому что многие пользователи айфонов, айпадов, компьютеров и пр. об этом даже не слышали, но тогда видеотелефон тоже был шагом вперед.
       Технический прогресс движется быстрыми темпами не столько потому, что люди стали умнее, я в этом не уверен, а в том, что массовое образование, развитие науки и техники, и что немаловажно, развитие бизнеса, позволило достичь всего этого. Ведь современный смартфон, раз уж я на нем остановился, имеет коммуникационные возможности, больше, чем имели компьютеры двадцати-тридцатилетней давности.
       Когда мне было лет 9-10, как и многие, я начал увлекаться радиолюбительством. Радиоприемники - большие ящики на радиолампах (примерно 1955 г.) были уже почти в каждом доме. За десять лет до этого их не было ни у кого, во время войны их требовалось сдать.  В приемниках было много диапазонов: длинные, средние, 3-4 диапазона коротких волн. УКВ диапазон (сейчас называют FМ или ЧМ – частотная модуляция) в домашних приемниках появился позднее. В то время одним из развлечений на досуге было слушание радио. На коротких волнах вечером можно было услышать десятки и даже сотни станций. Там всегда можно было выбрать что-нибудь интересное. Телевизоры тоже появились, у нас был «Авангард» с поднимающейся крышкой и с большим экраном (черно-белым, 31 см по диагонали), но выбор передач был небольшой. В приемнике же было множество программ, зеленый огонек лампы настройки завораживал, надо было крутить ручку настройки, пока этот зеленый сектор не образовывал круг. Это говорило о том, что приемник настроен на станцию.
       Отец у меня был радиоинженер, однажды он показал, как построить детекторный приемник. Меня просто поразила возможность из нескольких деталей сделать радио. В наушниках звучала музыка, и я ощущал себя творцом. В то время радиоприемники были настольные и напольные. О маленьких переносных можно было только мечтать. А я загорелся и сделал маленький детекторный приемник размером со спичечную коробку. Конечно это не то, что мы сейчас можем купить или сделать. К той коробочке подключались провод внешней антенны, заземление, в нее вставлялись черные наушники, размером больше самого приемника. Батарейка не требовалась, для его работы достаточно было энергии радиоволн. Помню, как мы с моим другом Валеркой ходили в лес за нашим городком и испытывали этот приемник. Длинный провод антенны забросили на елку, большой гвоздь заземления воткнули в землю, каждый взял по одному наушнику, и мы сосредоточено слушали радиопередачу. Пусть слышимость была слабая, избирательность тоже, т.е. радиопрограммы накладывались друг на друга, но эту тихо звучащую музыку в молчаливом лесу я не забуду никогда.
       Позже я собрал десятки радиоприемников, сначала ламповых, потом транзисторных, меня это увлекало, почти был уверен, что стану радиоинженером, как отец. Но к моменту окончания школы интерес угас, и я пошел несколько иной дорогой.
       В восьмом классе учительница по физике поручила мне подготовить доклад о кибернетике и электронно-цифровых вычислительных машинах (ЭЦВМ), тогда так звались компьютеры. Пришлось сходить в библиотеку, просмотреть подшивки научно-популярных журналов, почитать Большую Советскую энциклопедию. Это было задолго до изобретения интернета. Кибернетику тогда еще называли буржуазной лженаукой, что же касается ЭЦВМ, удалось найти немало. Шел 1960 г.  Насколько я помню, тогда самой современной советской машиной была «Стрела-3». Она выполняла до 3 тыс. операций (сложение, вычитание и пр.) в секунду, что казалось фантастикой. В то время уже велись испытания новой вычислительной машины БЭСМ. У той быстродействие было в 2-3 раза выше. Все эти машины были на лампах, занимали огромные площади, требовали специальных помещений и систем охлаждения, ведь в них были тысячи электронных ламп.
       Позже уже в университете, у нас был небольшой курс программирования и работы на ЭВМ, где нас познакомили с архитектурой ЭВМ на уровне машинных команд. Пришлось даже простенькую программу составить по перемножению матриц, чтоб получить зачет. Нужно было скрупулезно записать в машинных кодах, например, содержимое ячейки А памяти машины умножить на содержимое ячейки В и сохранить, скажем, в ячейке С. Тогда мне это показалось чрезвычайно занудным и неинтересным делом.
       Все же использовать ЭВМ по работе мне пришлось. Сначала на «Минск-22», для этого пришлось освоить простой алгоритмический язык Автокод-Инженер. Программа набивалась на перфоленту, которая затем считывалась машиной.  Машина, хоть и была на транзисторах, занимала большой зал, где поддерживалась необходимая температура. Записываться в очередь на счет надо было заранее, обычно давали не более 20 минут, что было достаточно для отладки программ. Ведь, если машина выдавала ошибку, надо было корректировать программу и вновь просить оператора набить перфоленту. Вскоре мы перешли работать на ЭВМ «Минск-32», где ввод программ осуществлялся перфокартами.   Быстродействие оценивалось примерно в 65 тыс. операций в секунду.  Но очереди на доступ к ЭВМ остались.
       Сейчас для многих это странно. Ведь большинство пользователей ПК с такими проблемами уже не сталкивается, разве что при решении больших задач, когда необходимо подключаться к другим вычислительным мощностям.
       Сегодня, сидя за экраном персонального компьютера, путешествуя в интернете, пользуясь автомобильным навигатором, смартфоном и др., иногда вспомнишь с чего это начиналось. Всплывают в памяти громоздкие радиоприемники, патефоны и проигрыватели, которые были в нашем детстве,  начинаешь сравнивать себя с нынешними детьми, легко общающихся с компьютерами и прочей электроникой. В юности я, как и многие, увлекался фантастикой, а теперь убеждаюсь, что  многие предсказания стали реальностью. Оказывается мы - те кому за 50-60, стали свидетелями важного исторического этапа развития науки и техники и не только в области электроники...
       Интересно, куда же дальше пойдет человеческая мысль? Я предполагаю, что в ближайшие 20 лет найдут более эффективные способы получения, хранения и использования энергии. Изменится легковой автомобиль, ведь глупо, когда тонна железа везет водителя весом 50-60 килограмм, а когда он стоит на светофоре, продолжает расходовать топливо и загрязнять атмосферу. Да и неэффективно он используется, больше стоит, чем ездит. Роботы все больше будут заменять людей на тяжелой и вредной работе.  Войны превратятся в соревнования технологий, воевать будут роботы. Персональный компьютер станет мощнее, еще более доступным и понятным для «чайников». Компьютер, телевизор и цифровое радио станут одним целым. Мобильная связь не будет зависеть от вышек. Интернет станет доступнее и бесплатным. Появятся новые источники энергии, недорогие и легкие аккумуляторы большой емкости. Вырастет доля ветро-энергоустановок. Эффективнее будет использоваться энергия солнца - этого неуправляемого термоядерного реактора. А управляемый термоядерный синтез даст решение проблем энергетики. Достижения нанотехнологии войдут в повседневную жизнь. Все это создается уже сегодня.
       Что же будет завтра? Закроют вопросы лечения онкологии, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, СПИДа? Инвалидов не станет? Глухие будут слышать, слепые видеть? Научатся выращивать новые зубы у взрослых людей? Человек будет жить дольше?... А что еще придумают люди в следующие десятилетия?...  Только дай Бог, чтобы люди не уничтожили себя и других сами.

* На фото слева на экране ПК снимок радиоприемника «Мир», выпуск 1955 г.; справа ламповый компьютер БЭСМ.