Ограбили

Михаил Кречмар
Должен сказать, что всё-таки процент общего неадеквата среди фотографов-натуралистов значительно выше чем среди тех же охотников или натуралистов. По крайней мере, когда человек при знакомстве рекомендуется "фотографом дикой природы", у меня это обычно вызывает некоторую настороженность.

Вспоминаю эпизод на одной из охотничьих выставок.

Стою я мирно на ней, продаю охоты.

Подходит человек.

- Здравствуйте, я фотограф-натуралист. Скажите, а вы можете сделать мне поездку для фотографирования медведей? Только чтобы я не с убийцами-охотниками поехал, а сам, для души, фотографировать мишек и показывать всему свету их мощь, красоту и силу!

- Любой каприз за ваши деньги, - отвечаю.

- Деньги, - кривится фотохудожник, - Вы что, возьмёте с меня деньги?

- Да, - говорю я ему уверенно. - Много. Потому что транспорт, питание, сопровождение, если работа в запловеднике/заказнике - стоимость разрешения. Плюс деньги лично мне, за то, что я знаю, куда, как и на чём ехать.

Молчание. Потом фотохудожник говорит.

- Давайте, я пока погуляю, а вы посчитаете...

- А чего тут считать, - говорю я, - пока мы с вами мило беседуем, считалка уже сработала. Смотрите. Вот стоимость охотничьего тура на группу. Вычитаем стоимость трофеев, лицензий. При этом цена транспорта увеличивается втрое, ибо группа убийц ее делит, а фотохудожник - нет.

- А вы? Вы ж сами вместе со мной туда попадете - к медведям? Вам что, это не надо?

- А нахрен мне туда попадать, без вас? - искренне изумляюсь я. - Я этих медведей видел в жизни больше чем техасский ковбой коров на ранчо. Это мой способ зарабатывать деньги.

- На мне? - совершенно искренне изумился мой визави. - Но ведь я не убийца, я фотохудожник!

Осмотрелся вокруг и вдруг совершенно отчётливо сказал.

- Грабят.

Ещё раз осмотрелся - немного решительнее. И повторил. Только громче.

Потом отошёл чуть в сторону, стенда так за два от меня и завёл:

- Грабят! Деньги уже с фотографов берут! За картинки живых зверушек! Вместо того чтобы всячески улучшать свой имидж, свозить фотографа дикой природы бесплатно на съёмки - грабят!  Я их, можно сказать, рекламирую, а они - грабят! Меня! Вот они!

Так как фотохудожник был не только склочен, но ощутимо труслив, он, описывая рукой полукруг, который вроде долженствовал указывать на меня, совсем чуть-чуть не доводил этот полукруг до моего стенда.

Но простоял так минут двадцать, скотина.

Надо сказать, этот эпизод взаимоотношений с фотографами-натуралистами был одним из самых ярких, но отнюдь не уникальным. Именно отечественный фотохудожник почему-то был убеждён что туроператор обязан возить его бесплатно. Мотивировал он это совершенно непонятным мне утверждением, что от участия его в той или иной экспедиции будет какая-никакая реклама.

Кстати, были среди нас и прекраснодушные люди, которые, таки, велись на это и да, возили забесплатно.

Рекламы с этого, если и было - то только с обратным знаком.

Фотохудожник снимал сугубо только то, что нужно было ему, в ответ на просьбы сделать некие снимки процесса - сплава, охоты, лагеря - говорил "пфуй, это не есть искусство", а по возвращению рассказывал, как его в туре гнобили, а он не сдался и ничего гадам корыстолюбивым не сделал, не изменил идеалам...

Так что осторожен я с художниками. Особенно с фото.