2005 год

Михаил Анохин
                Василий Борисович!
        Порадовал ты меня этой крохотной новеллой. Хорошая, светлая вещь получилась, «вымороженная» до прозрачной ностальгической сини, как бывают выморожены к средине ноября небеса. Это как раз тот случай когда; «печаль моя светла…» Все прописано так, что не только видно, но и чувствуется, словно руками ощупываешь, дотрагиваешься. А вот до чего дотрагиваешься? У меня так такое ощущение словно я оглаживаю ладонями полотно двери за которой скрыт мир в который уже ни кому, ни когда не будет доступа, а мне тем паче.  Прощаюсь. Что-то отрезанно, дорогое…         
       Наверное ампутация… Не знаю… Крик журавлиный в небе… Прощанье с молодостью, а может и с жизнью… Легкая зависть, что вот ты пожил в деревне, в таком доме, который много чего помнит и много чего может рассказать только нужно уметь услышать его приглушенный, старческий шепот. И расскажет не о своем прошлом – нет, а о будущем, то есть таком, что будет, когда он умрет. Это открывается только старикам одной ногой стоящих в могиле… Старость – она дальнозорка.
      И мистическое. Покуда стоят на Руси такие дома, до тех пор будет стоять Русь, ведь не в этих же красномордых особняках Русь и не в бетонных коробках, а именно в таких избах! Конечно что-то будет, но не то и не так… А это уже невозвратно.
Припомнилось давнее:
             * * *
Ломали дом и в спешке,  всё круша,
сердитый дядька
с ломом влез на крышу,
и закричал: - Поберегись! Обрушу!
И замерла в предчувствии душа.
А разве я не радовался им,
крупнопанельным,
светлым и высоким,
когда их строем
медленно тесним
мой, отчий дом,
остался одиноким?
Не думал я, что сердце обожжет!
Что слово - "дом" не сводится к жилищу,
Что мы судьбу не там порою ищем,
Что Родина идет от слова - "род".
Не думал я...
Вот рухнула стена
и долго-долго в воздухе летали,
частицы праха, атомы печали
и кем-то не прощеная вина.

         Алладин спрашивает джина: «Кто ты?»  А джин отвечает: «Я раб лампы.»
       Люди часто думают, что покупают машину, дом и так далее, на самом деле это машина, дом покупает человека.  Человек становится рабом дома, машины или, даже, обыкновенного книжного шкафа! Всё требует человеческого внимания, заботы, всё отвлекает на себя и отвлекает от Я.
        Эта  «бизнесвуман» думает, что дело служит ей, а  на самом же деле - это она служит делу вместе с мужем! Дело их обоих «делает»! Наверное так, а по другому, иначе, невозможно жить. Невозможно, чтобы человек исключительно принадлежал себе! Это философский вопрос, что есть «чистое Я?» Есть ли оно вообще, или человек всегда связан с тем, что его обстоит и вне этих его обстоящих вещей и событий – нет человека?
       Вот видишь, такая крохотная вещица, а порождает целый спектр размышлений и это отличительная особенность литературы от подделок под неё!  Если можно сказать о чем написано, то лучше оставить это «о чем», а текст выбросить, текст уже не нужен. 
       Литературный текст похож на икону, или на тибетскую мандалу – это окно через которое мы можем увидеть невидимое, но существенное, более того, такое из чего проистекают все «не-существенности» мира в котором мы бытуем!
      Считай, ты такой текст создал! И обо всем, что приоткрывается через «окошко» твоего текста можно было бы написать вдесятеро больше, чем сам «текст окна», Это и понятно – площадь окна крохотная по сравнению с тем, что видно через него! Пишешь же не об окне, а о том, что через него видишь.
         Насчет поездки в Кемерово. Как известно - человек предполагает, а Бог располагает. Хотел обыденкой, с сыном на его машине, как в прошлый раз, да слышу, что продает машину. Ехать на автобусе не рискую, особенно не рискую возвращаться на нем, а уж на поезде так это вообще, упаси Бог!
     Сегодня, 3 сентября  сижу и кумекаю, то ли он купит машину к 11 сентября, как я наметил, то ли нет, да еще; будет ли свободен, ну и так далее! А приехать хоть на два-три часа край хочется! К тому же нужно выцыганить и старые номера «Огней Кузбасса», и этот, с моей статьей.
Обещал кой кому.
    В связи с переездом из четырех-комнатной в двух (хрущеба), стало некуда девать книги и журналы. Внезапно возникла мысль, удивительно как она раньше в голову не приходила, что нужно книги выпустить из «заключения», в моей домашней библиотеки, на волю. На волю – это значит дать им читателей. Без читателей книги задыхаются.
      Тут, недалеко от «новой» квартиры есть библиотека, хочу переговорить с заведующей, чтобы в читальном зале выделили место под, скажем так: «Кузбасс литературный».  Хочу пожертвовать журналами «Огни Кузбасса» и частью книг кузбасских авторов, в том числе твоей «Посолонью» и «Крутизной»…
      Пугает одно, кабы не получилось так, что на помойку выкинул! Вот об этом и будет разговор в библиотеке 4 сентября, по дороге на Интернет.
     А то ведь «красная полочка» в библиотеке есть, но какая же убогая хреновень на этой полке лежит?!
        P.S. Получил очередной пакет от Авалиани. Хандрит старик и на чем свет ругает шахтеров! Есть за что! Пишет, что в советское время давали ссуду на строительство собственного жилья под 3% годовых на 20 лет при этом половина погашалась шахтой. Пишет – «не брали»! На хрена? Дайте! А если брали, то строили холупы!
      Материт стариков: «Аман Гусинович! Да, Омар Гусинович! А сами дохнут! – Ну и так далее! – Рабы!»
       Одного старик не понимает, что психология раба возникает у человека в связи его развращением властью. Рожденный свободным, он становится рабом в результате технологии развращения и начало этому, разумеется, заложено в семье. У отца-раба  дети редко вырастают гражданами, в лучшем случае вырастает  «бунтующий человек». Далее действует, «уминая» и «растягивая», система дошкольного и школьного воспитания, но больше всего воспитывает – практика повседневной жизни! В этом разрыве между «правильными словами» и неправедными делами рождается рабская психология.
        Раб ни чего толком не знает и знать не хочет. Раб ленив и безынициативен, жесток и труслив, ему неведомо чувство благодарности. Из рабов получаются самые последовательные и жестокие тираны, от невзрачных маленьких, районного и семейного масштаба, до злодеев вселенского уровня таких, как Нерон!
        «Мамонтов», как  Авалиани уже нет и не будет, всё измельчало… Авалиани, тоже, как твой дом в деревне – уходящая натура!
               …………………………………………………………..
      Обсудили  с бывшем доверенным лицом Тулеева, бывшем депутатом облсовета, Арыковым праздник Шахтеров. Пришли к единодушному мнению, что вранье и тут. Вранье и пыль в глаза! Пытаются написать «нужную историю Кузбасса».  Смешно смотреть, как мухи о оводы и полнейшее ничтожество, побывав на рогах вола, пыжатся, пытаясь из себя изобразить нечто значительное: «мы  тоже пахали»!
      Хотел бы я посмотреть как действовала бы местная и региональная власти, если бы цены на нефть в два-три раза не превышали самые радужные надежды? Когда денег «куры не клюют» то ума много не надо на то, чтобы повысить зарплату в начале себе любимым, а потом и всем остальным! По молитве еврея: «Иегова-господь, дай мне денег в первую очередь, а по возможности и другим…» Тогда можно латать, залатывать дороги и даже новые строить!
     Думают, что пишут, снимают  на века, а на самом деле еще и умереть не успеют, как придут новые «переписчики», и их – этих, ни во что не ставящих правду и совесть не имущих, так же оболгут, Как сказал Толя Арыков – обсерут! Кругом одни временщики. Хапнуть и удрать! Хапнуть и обосрать всех вокруг! Психология скунса – дабы и другие пахли, как я! Лагерный обычай – «повязать», в том числе и кровью! Они на дух не терпят тех, кто пахнет не так как они! Это подозрительно!
        В Прокопьевске, перед драмтеатром - площадь на которой «сидели» шахтеры в 1989 году,  так она стала для каждой власти – огромной «стиральной доской»! Деньги, бюджетные и прочие «отстирывают» там.  И так везде, особенно к Дню Шахтеров. Пыль в глаза и дурнопляс…
       Мостят плиткой – красиво получается, но уже на следующий год все вздувается, жизнь из земли прет и разворачивает эту каменную красоту, да красоту ли? Какая-то поганка, а бетон ломает! Потому что спешим, да и не свои деньги! На время делаем.
        Во дворы заглянешь – средневековая жуть, подвалы домов – помойки! Хоть бы нефтепродуктами залили подвалы всё бы комаров меньше было, а так: заходишь в подъезд, а комары перед входными дверями сидят, ждут когда их в квартиру пустят. Про хлорку уж и не говорю! Подвалы - рассадники болезней! Крысы, мыши… Так и живем: морды красим, а трусы сто лет не стиранные и жопа вся в говне…
     Да и народ такой, что его пороть нужно, чтобы к цивилизации приучить, а то иномарку купит и под окнами на газоне ставит. Умен! Все то же, о чем писал Бердяев, Франк – «Хам пришел к власти»! И не важно какой он закваски и «выделки»: капиталистической, или коммунистической. Хам он и в Африке  - хамло какую бы идеологию не исповедовал!
     Мне, заведующая терапевтическим отделением жалуется: «Я с врачей ни чего потребовать не могу, чуть что - заявление на стол! Не хватает ни врачей, ни медсестер! Стало полно специалистов с купленными дипломами…»
         Понимаю, что не по христиански это – осуждать, нужно бы всех любить, а не могу всех-то! Не получается. Какой из меня христианин – так себе!
Пишешь: «Ещё один наш общий друг Михаил Юрьевич Колчевников погиб 10 августа на Катуни в Аккемском пороге. Он этот порог и всю Катунь ходил несколько десятков раз, иной год по пяти заходов (водил коммерческие туры) и вот… Всё ж в душе я завидую Мише – лучше эдак, чем гнить заживо.»
Кто бы спорил!? Оно конечно, лучше, однако… Вот это «однако» все переворачивает! Все дело в том, что мы не знаем зачем пришли в этот мир и куда уйдем. Именно не знаем! Это очень важно различать – знание от веры, от предположения и гипотез! «Однако» вбирает в себя наше незнание, которое принципиально не устранимо!
Я Иова недавно еще раз прочитал. Удивительная книга! Концентрированный рассол всех книг на эту, именно на эту тему – «однако»! Зачем нужна человеку старость? Почему бы ему не «сгорать» на подобие электрической лампочки? Какой урок душе человека – взгляд на немощную старость? Нет, я бы на дверях храма написал: не «Помни о смерти», а «Помни о старости».
Должна быть философия старости, как попытка ответить на вопрос: зачем нужна старость? Не философия жизни, поскольку жизнь - природа самодвижущая инстинктом, а старость – это уже не природное, а рассудочно-волевое. В старости все дается через не могу, а надо! Старость – преодоление и изживание в себе всяческих инстинктов!
Да, об этом стоит подумать и крепко подумать. Все пишут только о жизни, а нужно бы о преддверии к смерти. Толстой  об этом писал. И это понятно, когда стар стал.
P.S.  Эвон, как Америку Бог наказал за Сербию, за Ирак… Наказал собственными руками американцев и за их же деньги! Ведь это они выкрали у нас технологию по разогреву ионосферы ультрокороткими волнами и построили на Аляске станцию перехвата баллистических головок.
А из школьного курса известно, что погоду на земле определяют течения в ионосфере.  Облучение ионосферы радиоволнами - это все равно что - нажатие на спусковой крючок, если всё в патроннике и всё на взводе! Это, как крик в лавиноопасном месте, как падение на склоне горы замершей птицы…
      Не много и надо, чтобы начались ливни не там, где надо и не вовремя, или засуха не там, где надо и не вовремя. Вот и получается, что льдиы в Гренландии тают,  снега на Памире и Гималаях скукоживаются, как шагреневая кожа, а в Восточной Европе потоп за потопом следует – не доносит влагу с атлантики до гор!
      Но это механизм, Бог и действует через им заложенные в ткань природы законы! Даже через тупость человеческую и самомнение! Сказано же было: «Я аз воздам». А в другом месте: цитирую по памяти: «Что же ты мстишь за Меня? Разве ослабла моя мышца и ослабела Моя воля?»
     Нет, чтобы там не говорили, а «кровь людская не водица»! Даже за убийство Каина Бог говорит: «спрошу в семеро…» А что же тогда за убийство праведников и за разрушенные храмы? С нас он спрашивает и еще не всё спросил! С наших детей спросит. А с Америки за Хирасиму, за Вьетнам спрашивает и «новое время» добавляет новое…  Спросит. «Катрин» не последний тайфун.
      Не такие уж безобидные технологии в области связи и так далее. «Мобильник» – пустячок, игрушка, но когда их миллионы, то уже не пустяк, уже не игрушки…
      Как ты думаешь, если поглядеть на солнечную систему из глубины космоса, скажем от самой яркой звезды Сириуса, то что мы увидим? Солнце – едва ли! Слишком слаба звездочка, а вот в радиодиапозоне во весь сириуский небосвод будет полыхать планета Земля! Шумим так, что достаем до самого «пупа Вселенной»!
Ну и всё, пока Вася!
4 сентября 2005 года.