без вины

Нина Сондыкова
без вины…

Гена умер..Гена умер. ..Гена умер…  Выстукивали колеса электрички. Наталья пыталась зажать ладонями уши, но  эти слова  необъяснимым  образом попадали в мозг, в сердце ,и ,кажется ,вот -вот .как дятел ,продолбят в голове дырку. От нестерпимой боли и неотвратимости беды Наталья застонала. Рядом сидящая женщина покосилась на нее, и спросила –
-«Вам плохо?»
Если бы знала эта женщина, как на самом деле было Наталье…  И как ,  уже много лет  было ей плохо…. Что сейчас сказать детям ?Сын- Егор- поймет Он всегда понимал мать .Сколько раз советовал уйти от отца, не калечить  себе жизнь. Несколько раз спасал мать ,когда Гена, напившись, хотел доказать всем, кто в доме хозяин…  А вот Маша… Это еще та штучка! Никогда она не понимала  Наталью, и всегда была на стороне отца…
-Господи, ну в чем, в чем я перед тобой так провинилась? Посмотришь на баб- ни красавица, да и  хозяйка- не ахти ,а все ей!..А муж -  непьющий ,добрый да ласковый,  и дети –умницы…  Она же - всю жизнь пятый угол искала…   За что? Вот  и умер - как будто последний раз решил еще  ей, Наташке, отомстить… Знать бы только -за что?... Может ,надо было меньше любить?  Она  -любила! Любила,  какой то сумасшедшей и всепрощающей любовью…Всепрощающей….Какое точное слово для ее любви…. Колеса электрички все так же стучали в мозг, а Наталья стала думать о предстоящих похоронах. Денег, конечно, нет .
-Ладно- сбегаю ,у Надьки попрошу -сколько ни  будь,   даст . Валентина- сестра ,должна помочь. Одежда у Гены добрая есть. Вот туфли-те купить придется…Гроб, венки, могила ,поминальный стол… все это  в кругленькую сумму обойдется… опять от детей отнимать…А она хотела Маше за учебу заплатить… Маша приедет, Егору уж телеграмму отправили из военкомата… Наверное, завтра приедет… Хоть повидаю. Соскучилась..Мысли перепрыгивали с пятого на десятое…  Все перемешалось. Как будто кто-то невидимый взял ее голову ,и, как погремушкой, поиграл.. . Вспомнилась последняя ссора. Да и какая это ссора… Она давно уж и голоса своего в семье не имела. Боялась. Вот и в тот день пришел домой пьяный. Еще из окна увидела Наталья, что он идет  вдоль улицы – покачиваясь .Сердце ее сжалось -сейчас начнется…Конечно, как всегда -ничего нового…Сначала- оскорбления,  потом – не то сказала, не так на кого то посмотрела, не то сварила…Это все она слышала не одну сотню раз. Она давно уж перестала мечтать о том, что Гена вдруг изменится, станет добрым   и ласковым. Не зря говорят-«Смолоду- прореха, к старости –дыра». Вот и в последний  раз- придрался к тому, что она  молчит -не отвечает на его вопросы. Как бы нехотя, прошелся по комнате, и ,неожиданно схватил Наталью за волосы.  Коса у нее была недлинная, но густая. Седина разбавила цвет, но волосы все равно были отменные. Протащив   Наталью за косу,   как козу на веревочке,  вытащил ее на крылечко, ударил несколько раз, и ушел доедать борщ… Плача, Наталья пыталась причесать волосы. Голова жутко болела…Болело и жгло лицо.
-Надо бы примочку сделать  -синяк будет…привычно подумала Наталья ,и прихрамывая, пошла к сараю, чтобы намочить холодной водой полотенце. Под сараем было сумрачно и прохладно. На веревке висело чистое  белье.  Вдруг взгляд Натальи остановился на мотке тонкого капронового шнура. Руки сами потянулись к нему. Подумалось-
-Вот и выход…И никто уже не сможет  распоряжаться моей жизнью. Никто не сможет причинить боль и унижения…
Она давно уже поняла- она не принадлежит себе. Живет не своей жизнью….За эти двадцать лет она превратилась в бессловесную рабу. Мать часто говорила ей-
-Что же ты все, как  дурочка блаженная ему улыбаешься? Генка тебя и в грош не ценит… Ты бы с ним построже ,что -ли была…  Хоть в постели его наказывай…Наталья же все старалась быть ласковой, доброй. Но ,чем ласковее и безсловеснее  была  Наталья, тем больше распоясывался Генка.  Он давно уже превратился в домашнего тирана. Если он дома-все говорили шепотом и ходили тихо, будто в доме больной.
Мамочка, мамочка!!!да ты не видела, не знала, что испытала за двадцать лет твоя дочка…Только ты меня любила и жалела…Так, причитая и приговаривая, Наталья сняла с гвоздя бечевку, проверила -крепкая ли она, и стала смотреть вверх -куда ее легче и удобнее приладить…На глаза попал Егоркин велосипед. Наталья вспомнила, как радовался велосипеду Егорка, как возил все лето траву для коровы, как катал сестренку…
-Господи, да что это со мной! Ишь, чего удумала!  А дети? О них  кто позаботится? Спасибо тебе ,Господи, что вразумил меня! Грех то какой!!! .Это не выход. Лучше уехать. Свернула бечевку, и повесила ее на гвоздь. Выглянула из сарая .Во дворе, да и в доме, было тихо. Уснул, наверное…Сейчас до вечера проспит. Надо в магазин сходить-купить  четушку,  а то –опять скандал, что дома выпить нечего..
  Выпив -Генка становился просто бешеный-  его боялись даже самые отчаянные мужики.  Мог придраться к любому слову. Не понравится что - тогда держись! Наталью же он мучил ревностью. Да хоть бы повод какой она дала  -нет!...За всю жизнь не разу ни в мыслях, ни наяву- не изменила. Генку смолоду любила - до умопомрачения ! Так любила, что готова была прощать ему все.  Красавец был, каких поискать… А как пел - ну ,чисто Басков! Много девчат было у него, а выбрал он Наталью. Училась она тогда  на третьем курсе педучилища. На каникулы приехала. Первые дни – в клуб не ходила-отдыхала. А тут одноклассников встретила…Парни тоже, на каникулы в родную деревню вернулись. Договорились в соседнюю  деревню на танцы пойти.   Вот там на танцах Генка ее и приметил. После танцев подождал  за клубом, и популярно объяснил  ребятам, что им лучше держаться от Наташки подальше…А она – дуреха такая, довольна была- такой парень! Красавец!! И завертелось, закрутилось!...Ей он казался необыкновенным - смелым,  щедрым, веселым! Вообще - самым-самым! О таком она всю недолгую еще  жизнь мечтала! В августе –свадьбу сыграли. Мать плакала, ругалась, умоляла ее одуматься…  Все в деревне  знали Генкин нрав.  Его так и звали - Бешеный. Родная мать – и  то его побаивалась. А Наталья,  глупая, твердила-
-Вы его не знаете!  Он хороший! Я его люблю!
Пришла    пора-    ехать на учебу. Генка - в штыки…опускать не хочет!  Ревнует! А она и сама не хочет ехать- не может хоть на денечек, хоть на минуточку- расстаться со своим Геной.  А он, как будто даже присмирел.  Стал спокойней. Свекровь нарадоваться не может… Так что с учебой было покончено. Стала работать  в садике нянечкой. Через десять месяцев после свадьбы родился Егорка. Светловолосый  и голубоглазый, как она. Увидел его Генка, и  определил-
-Не мой это… Нагуляла…
Наташа плакала, клялась в любви и верности, но упрямого Генку было не переупрямить. Трезвый -молчал. Только к Егорке не очень  ласков был. А вот если выпьет…   Не раз пряталась Наташа у матери, пока та жива была. Не раз с синяками ходила. Всем говорила - то-корова рогом махнула, то ударилась в темноте о косяк. Только людей не обманешь. В деревне все на виду. Жалели ее все. А чем поможешь? Каждый своей жизни –сам  хозяин.  А она снова беременная ходит. Танюшка родилась - ну вылитый Генка - и лицом, и характером.  Маленькая до того упрямая была !Что не захочет -ни за что не заставишь! Тот подобрел немного. Пока Наташа в  декретном  была, как то спокойно жилось.  Да и то сказать  -  она почти никуда и не ходила -так, до магазина, или в больницу.  А как вышла на работу - снова ревность…Ревновал к каждому столбу -к друзьям, к родственникам, даже к собственному брату…Наташа устала от всех этих подозрений и приступов ярости, но уйти не решалась- уж слишком любила, и тешила себя надеждой, что он изменится. Часто ,лежа где ни будь на сеновале, скрываясь от  озверевшего мужа ,мечтала- он поймет, что у него -самая лучшая жена, и все-все будет у них хорошо и замечательно… Слепой он, что ли, чтобы не видеть, как она его любит, как верна ему.. Только однажды, когда в пьяном угаре он сломал ей несколько ребер- ушла   .Жить стала в материном доме- царство ей небесное…Неделю прожила…Как то вечером пришел Генка -трезвый, с букетом цветов. Прощения просил, обещал больше пальцем не трогать… И она снова  поверила- просто- хотелось верить.
Месяца два - все у них было хорошо. Он как будто и к Егорке подобрел , и с Натальей по человечески как то разговаривал. Она, счастливая - как на крыльях летала! Наконец- то все наладилось! А тут его день рождения . Решили родственников позвать. Пришли - его брат с женой, свекровь,  его сестра, и два его друга с женами.  Сначала сидели хорошо, чинно и важно. Ели пельмени и холодец…Выпили за здоровье именинника, за  его   тридцатипятилетие…  за детей,  за родителей….чем больше было выпито,  тем больше мрачнел Генка.  Наташа чувствовала,  чем закончится этот вечер, но ничего уже нельзя было изменить. С великим трудом сдерживалась, улыбалась приветливо всем, хотя на сердце -кошки скребли. Когда его друг предложил выпить за Наташу-красавицу и прекрасную хозяйку-  Генкины глаза налились кровью, и сделались страшными…Он наотмашь ударил сидящую рядом жену,  и, вытащив из за стола  своего друга, начал метелить   его, выкрикивая грязные ругательства и обвинения в адрес обоих -и Наташи,  и Виктора…  Все бросились разнимать их, и получили свои порции синяков и шишек. Свекровь сидела тихо на диванчике и качала головой, не вмешиваясь –знала -сейчас его ничем не остановишь.
Выпустив пар, он немного утих, и выпив еще для успокоения, пошел спать, приказав Наташе сидеть возле него. Так закончилась ее» счастливая жизнь «.И снова потянулись  дни с тихими вечерами, бурными сценами ревности ,словами примирения…Все это повторялось и повторялось. Подросли дети. Егор видел.   что отец не любит его.  Сам он - тоже не пылал особенной любовью к отцу. Когда ему было семнадцать лет, он впервые заступился за мать.
-Не смей бить маму! Ты ее мизинца не стоишь! Если Тронешь еще раз  - я тебя убью!
Генка ошалело  уставился на Егора, но не ударил Наташу. Грязно выругавшись, сплюнул под ноги ,и ушел куда то. Пришел только   поздно вечером… С тех пор Егор старался быть дома, если отец был пьяный.  Оберегал мать. Наташа давно уже тяготилась такой  жизнью. От былой любви не осталось и следа. Она понимала -надо уйти -иначе он когда ни- будь   убьет ее. а вот Маша-та в отце души не чаяла. Она унаследовала взрывной отцовский характер и его красоту.  Часто говорила матери-
-Ты сама во всем виновата- живешь, как амеба. Отцу с тобой скучно, неинтересно. Думаешь только о борщах и огороде…Я  не стану терпеть, если меня оскорблять и бить будут…а ты все терпишь и молчишь…Наташа  верит- Маша не стерпит ни одной минутки.!Не тот характер!
Дети разъехались,  и в доме стало совсем невыносимо. Наталья поняла   -все -предел. Как то само собой вспомнилось- Еще девчонкой  ходила она за ягодами в лес. В тот год ягод было богато в лесу. Набрали они и паевки  , и ведра- полным полнехоньки…Сначала несли -радовались. Столько набрали! хорошо! Потом стало тяжело…сожалеть стали, что пожадничали…А потом -уж и ягод не жалко, и ничего- только бы от этой ноши  освободиться! Вот и вся Натальина жизнь -как эта ноша….Поздно поняла она, что не жила она, а мучилась.. Что деспот не может вдруг стать белым и пушистым. Вот и дочка-вся в мужа. Никогда не дождешься от нее доброго слова- только-«Мама
Подай!»   Будто всю жизнь шла по дороге, и думала -правильно идет –оглянулась, -а надо идти совсем  в другую сторону… А куда идти- она и не знает-заблудилась.Часто она стала мечтать о том, что не будет в ее жизни Генки, и наступит райская - тихая и спокойная жизнь. Куда исчезнет он - она не думала. Только поняла - больше нет сил терпеть все это. Видит Бог- смерти ему она не желала даже в самые плохие моменты…  И созрел у нее план. Когда в очередной раз получила она свою порцию выволочки, тихонько собралась, чтоб он не заметил, да и на первом автобусе на станцию уехала - благо- давненько уж деньги скапливала…Пока в поезд не села-все пряталась- казалось- догонит…Сердце билось часто-часто…В деревне никому ничего не сказала -не дай Бог, узнает! Чтоб не отыскал, поехала не к родственникам, а к подруге. Та давно ее звала. Одинокая. Наталья думала немного отдохнуть у нее, отойти душой и телом, а там- как Бог даст. Может ,и на работу устроиться. Детям то помогать да помогать еще надо…Егорка придет из армии, а Маша- в институте учится. Силы, слава богу- еще есть. С Ольгой  проговорили всю ночь.  Наплакались.   У подруги-  хорошо, спокойно, а душа за Генку болит…Утром Наташа не выдержала, -позвонила соседке –узнать, как там. Соседка и сообщила –Сначала Генка  по селу бегал -ее   искал,  потом- всю ночь  куролесил -все в доме перебил, к утру -затих. Пошли посмотреть, как он там, а он мертвый….
Ей бы, Наташе,  облегчение почувствовать- освободилась…Никто не будет ее обижать и бить смертным боем,  может она сейчас спокойно жить в родном доме, а она в первые минуты чуть ума не лишилась. Завыла, запричитала. Сейчас вот едет, как на Голгофу поднимается. У самой сердце от жалости к Генке разрывается, и кажется ей, что любит она его, непутевого, по прежнему. …В мыслях просила она прощения у него- такого непутевого, но любимого…  Рассказывала ему, как хотела она жить с ним, как хотела любить и быть любимой, чтоб слышать от него ласковые слова…Чтобы все у них было по человечески. ..    Ведь не зверь же- человек… Все его причуды и оскорбления она уже простила. Бог сейчас ему судья…Душа заходилась от боли и жалости – к нему, а может, к себе…  Прожила она  полжизни- как ластиком с листа стерла…
Хорошо, что дети есть… . Егорка..ЕЕ надежда, ее радость…А может и дочка поймет наконец то мамку…  Сколько не старалась она вспомнить,   ничего светлого и веселого в ее жизни, кроме детей ,не было.     А вот соседи- они сейчас Генку жалеть будут. ЕЕ обвинять…. Вдруг скажут, что она в смерти мужа виновата -ведь бросила, оставила… Ну ,в конце концов -не нянька  она ему !И все равно ее грызла вина. Только в чем она виновата - так она себе и не могла уяснить. А  электричка  все стучала и стучала в мозги уже другую фразу»ты виновата,»» ты виновата.»..