Вспоминая Петра Мурого

Алекс Лофиченко
На фото я Пётр и два его племянника (слева направо).

С Петром Мурым я познакомился в девятом классе 293 школы, куда пришёл учиться после моего переезда из подмосковной Удельной в Москву в 1957 году, в год проведения в столице Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
Потом оказалось, что мы живём в одном с ним доме, находившемся рядом со школой, он жил в первом подъезде на 10-ом этаже, я в третьем подъезде на шестом этаже. Наши окна выходили во внутренний двор, и были напротив друг друга, так, что летом, когда они были открыты настежь, мы могли громко переговариваться друг с другом. 
Он жил, в такой же, как и я, четырёхкомнатной коммунальной квартире, с двумя соседями. В двух совмещённых комнатах, с двумя входами, находились:  он с матерью, и старший брат Николай с женой и небольшим сыном Сергеем (потом его брат поставил между комнатами  глухую стенку). Его старший брат работал в МСХ СССР. Большинство работающих жителей нашего дома работали в Минсельхозах России и Союза.
Они приехали из Ставрополья, где его брат занимался овцеводством, но родом они были с Кубани, как шутил сам Пётр, от кубанского казака у него остались лишь кривые ноги.
В одном классе со мной и Петей учились наши общие друзья Миша Рабилизиров и Володя Морозов. Но чаще всего встречались у Пети в его маленькой комнате я, Миша и Юра Шиханов, живший в одном подъезде со мной, где играли в карты.
Как большого специалиста по разведению тонкорунного овцеводства на Северном Кавказе, Петиного брата пригласили на работу в Минсельхоз Союза. Потом он неоднократно выезжал в загранкомандировки по обмену опытом.   Из Индии он привёз брату Петру несколько небольших книжек по Йоге. 
С той поры он стал регулярно заниматься этой лечебной гимнастикой.
После окончания десятилетки, для него не было вопроса в какой  институт поступать. Он сразу же подал документы в Ветеринарную академию, которую окончил его старший брат. Мы оба очень тщательно готовились к вступительным  экзаменам. У меня тоже не было вопроса, в какой институт поступать, мои документы были поданы  в Московский институт инженеров водного хозяйства, который закончила моя мать.   
Со старшим братом Петя виделся не часто, тот, чем дальше, тем больше времени проводил за границей. Последний раз он был в Австралии, где у него родился второй сын Коля. В это время, его первый сын Сергей был в интернате, неподалёку от метро ВДНХ.
Серёга, когда был маленьким, часто приходил на наш этаж вместе со своим дядей Петей, и озоровал вместе с другими своими одногодками, которые иногда перебирались на другую сторону лестничных перил и играли в догонялки.
Однажды Серёжа сорвался и пролетел с шестого этажа два пролёта вниз, вылетел на четвёртый этаж, и, самое удивительное, остался цел и невредим. 
В школьные годы он воспитывался в интернате на Проспекте Мира рядом с ВДНХ, когда его отец Николай (старший брат Пети Мурого) с женой были в загранкомандировке в Индии. Потом он поступил в МИМО, а в летние каникулы подрабатывал проводником поезда на маршруте Москва-Мурманск.
Уже тогда он начал злоупотреблять алкоголем и подрался там с другим проводником. Но благодаря его отцу, этот эпизод в его институте благополучно замяли. Через некоторое время он оказался вместе со своей женой в одной из Африканской стране.
Как он сам весело рассказал, вместе с ним в его машине постоянно была его жена, чтобы он не выпивал в течение дня, там во всех придорожных кафешках продавалось спиртное. Позже, когда Петя переехал из нашего дома на Проспекте Мира в Бирюлёво в однокомнатную квартиру (после смерти своей матери), к нему в гости стал приезжать Серёга вместе со своим младшим братом Колей, который родился уже в Австралии, где их отец был в долгой командировке по обмену опытом в разведении  тонкорунных овец. Уже тогда Сергей приезжал навеселе.
Когда они стали жить в угловом с банным переулком доме на Проспекте Мира, у него появилась очаровательная сестрёнка.
Во время сухого закона в стране, когда ему приходилось присутствовать на различных приёмах, где на столах было спиртное для иностранных гостей, русским запрещалось прикасаться к нему, он умудрялся незаметно для соглядатаев опрокинуть  не одну рюмку.
Потом произошло загадочная смерть Петиного брата Николая. Поздней осенью  он вместе со своей женой и детьми был на своей даче, вечером пошёл к недавно замёрзшему пруду и пропал. Потом его долго искали и нашли водолазы на дне этого пруда.
Прошло какое-то время, я с Шихановым и Морозовым были в пивном баре на Колхозной (тогда) площади и встретились с Николаем, племянником Петра Мурого, и узнали, что его старшего брата Сергея уже нет в живых. Как мы поняли, в этом был виноват всё тот же "зеленый змий".

Так как он с семьёй был прописан вместе с братом и матерью в двух совмещённых комнатах в коммунальной квартире, то перед отъездом в Австралию, разделил счета. Большую комнату, в которой жил, он в это время сдавал, , в меньшей комнате остались жить брат Петя и мать.   В их небольшой комнате мы, встречаясь вчетвером, играли в карты: Петя, Миша Рабилизиров, Юра Шиханов и я – Саша Лофиченко.

После окончания Юриными друзьями высших учебных заведений, только у Петра Мурого не было военной кафедры, и его отправили служить на Украину, после чего Юра принял активное участие в переписке с ним. Все письма Петру писались совместно им, Михаилом и мной за бутылочкой портвейна у меня дома под песни Петра Лещенко. Переписка шла активно, обратные письма приходили на мой адрес, написав письмо в шутливом стиле «запорожцев турецкому султану»,  ребята не забывали спрашивать меня об очередных письмах с Украины. Как только оттуда приходило письмо, я тот час звонил Юре и Мише, которые, отложив свои дела, собирались у меня, и под откупоренную бутылку портвейна происходило открывание Петиного военного конверта из в/ч 54196-М-1. Читка письма была торжественной, после чего чуть захмелевшие друзья приступали к сочинению обратного коллективного весёлого послания. Писали по очереди. Вначале Шиханов, потом Рабилизиров, и  завершал я, который потом «всенародно» запечатывал этот  «манускрипт», обещая опустить его в тот же день в почтовый ящик.   
 
После окончания Ветеринарной академии Пётр поступил в аспирантуру. Всё свободное время он проводил в туристических походах, ходил по горам, плавал на байдарках.  Один раз, когда он катался на лыжах в Терсколе, на одном рискованном повороте  он упал и сломал ногу, и его на носилках привезли в Москву. Когда он появился в таком виде перед своей матерью, та почти не упала в обморок.
О его матери надо сказать, что она очень хорошо разбиралась в народной медицине, у неё было много разных пузырьков от всяких хвороб, и сама она успешно ими лечилась. У неё было больное сердце, которое она лечила берёзовыми почками на спирту.
Когда у меня разболелся зуб и перешёл в флюс, я пытался заглушить боль выпив чекушку водки, но ничего не помогало. Придя к Пете, я рассказал его матери на свою беду, и она вылечила меня. Она достала один свой пузырёк, в котором тёртый чеснок на спирту, и, вынув из него небольшой комочек, приказала мне положить его за щёку, рядом с воспалившейся десной, и держать там, несмотря на жжение, несколько минут, пока жжение не прекратиться, сглатывая при этом обильно выделявшуюся слюну.
Потом она ещё дала мне комочек свежего тёртого чеснока за щёку – история с жжением и слюнями повторилась. И так несколько раз.
Произошло чудо. Боль в десне отступила, по причине, как  я понял такой: чесночные фитонциды с помощью спирта проникли в десну, далее в зуб и убили там нерв. После этого этот зуб у меня не болел, и потихоньку сам по себе с годами разрушился, т.е. стёрся.
У самой Петиной матери было, чуть ли не четыре инфаркта, из которых она выкарабкивалась с помощью своих снадобий.
Из пятого инфаркта она  не вышла, к этому времени, старший брат устроил размен их двух комнат, сдав их московским властям. Взамен получив в новом доме на Проспекте мира (на углу с Банным переулком) на себя, жену и двух сыновей двухкомнатную квартиру, а Петя получил небольшую однокомнатную квартиру в Бирюлёвской новостройке на самом краю Москвы, с окнами, выходящими на пустое поле.
Если бы в это время не умерла его мать, то они оба переехали бы в двухкомнатную квартиру.
Но так как у него с матерью никакой мебели не было, да и телевизора не было, он решил всё это приобрести быстро, периодически путём длительных лечебных голоданий, чтобы в этот период времени не тратится на еду.
Он это проделывал очень грамотно, ведь он был медик. Через год с лишним он решил эту проблему.  Свои отпуска он проводил активно, ходил в туристические походы, плавал по рекам на байдарках, катался на лыжах а горах.  Иногда в выходные зимние дни мы с ним катались на лыжах в Сокольниках. 
Но тут неожиданно произошла беда, Петя заболел энцефалитом, прямо в той лаборатории, в которой работал после аспирантуры. Одна из лаборанток нечаянно пролила пробирку с этим вирусом, и об этом никому не сказала – побоялась. Когда об этом узнало начальство, то сразу же закрыло эту лабораторию, но несколько человек, в том числе и Петя, попали в больницу. Была даже полузакрытая информация, что этот вирус, каким-то образом проник и за стены этой лаборатории.
Пётр лежал в больнице довольно долго, этот вирус поражает нервную систему, и часто превращает заболевших людей в калек.
Как он потом говорил, в его выздоровлении сыграло большую роль его усиленное занятие упражнений по системе Йогов.  Когда я  после этого, приходил к нему, то часто заставал его стоящим на голове.
Прошло какое-то время, и Петя женился на одной из сотрудниц  его лаборатории, у них родился сын, который с годами стал страдать от лишнего веса.
 Ещё в период своего жития на Проспекте Мира Петя чуть не женился на девушке из своего подъезда. Она жила на четвёртом этаже в угловой квартире с балконом, её отец Косинский был начальником какого-то главка в Минсельхозе Союза, который был не против их союза. Не знаю, но почему-то неожиданно Петя резко изменил своё поведение. Может быть эта девушка не понравилась его матери – а мать свою он боготворил, и с мнением её считался. Но с какого-то момента он наотрез отказывался появляться у Косинских, причину такого своего поведения он нам не говорил.

Из своей злополучной лаборатории, после своей болезни, Петя перешёл на работу в Патентное бюро. Он мне иногда рассказывал, о некоторых интересных изобретениях, с которыми ему приходилось знакомиться.
Помню про шприц с двумя иглами сразу и разными в них лекарствами, про нож, с катушкой провода – проводя им по деревянным поверхностям, он оставляет за собой в них замаскированный провод.
 С его женой я встречался в своём Минсельхозе, куда она приходила по работе. И как-то раз, я увидел её всю заплаканной.
На мой вопрос, в чём дело, она сказала что её муж Пётр умер, отравившись  консервами, которые они с сыном съели на даче, куда они приехали  весной. Как рассказал ей сын, Пете стало плохо уже в самой Москве, с ним стали происходить судороги, и он упал на остановке автобуса. Пока вызывали скорую помощь, он скончался. 

ЕГО ПИСЬМА из УССР, Сумской области, где он служил в армии.
 
После окончания Ветеринарной Академии Петра Мурого  призвали в Армию.
Здесь должны быть письма Пети с Украины

01.10.64 г.
Здравствуй Саша!
Сегодня получил от тебя письмо. Страшно обрадовался. Ты даже не представляешь себе насколько я мог обрадоваться. Ведь из дому я получаю письма, в которых сообщается, что они живы здоровы (что и мне желают) и ничего больше.
Очень рад за тебя, что тебя приняли на работу, тем более, что ты начал с должности рабочего. Месячишко покантоваться на этой работе ничего не значит, зато потом никто не пикнет против тебя (и на работе и в институте).
Плохое местожительство полностью компенсируется житиём. Мы здесь только тем утешаем себя, что там в Москве кто-то выпьет вдвойне (так сказать и за нас тоже).
Сегодня 1-ое число, потому завтра я постараюсь послать поздравительную телеграмму Вале с супругой. Начальство пока говорит, что это вполне возможно период. Желаю вам отпраздновать на все 100,  напиться в усмерть, ну и напожелать Вале всегонаилучшего. Конечно моё письмо вероятно уже опоздает, но я верю. Что такие пожелания о меня вы уже давно предчувствовали. За Валю остаётся только радоваться. У них семья действительно необычная. Я даже не знаю что предположить. Мне всё же кажется, что семья у них будет дружная, отличная. Если уж такая парочка как у них подкачает, то тогда этот мир – только для пессимистов.
Насчёт Мишки и его похождений мне кажется, что это поведение загнанного зверя. Он видать уже отжил свой «несознательный» период жизни и начинает жить ради работы, карьеры, заграницы и т.д. и т.п. и чувствуя это старается урвать последние куски от прежней жизни.
Саша! Ты говоришь, что  Юра с трудом поверил в моё отбытие. Я и сам поверил в него только тогда, когда услышал зов трубы и приказ садиться по автобусам. Через 10 минут наш автобус снова стал на том же самом месте, где мы и садились, но никого из провожающих уже не было. Мужик один вынес нам ящик яблок и сказал «Еште мальчики, а то там не придётся». И стало кисло-кисло на душе. Начались шутки, нервный смех и т.д. и так всю дорогу. Только в конце мы обрадовались, когда узнали, что нас оставят вместе. Я только хотел написать, что уже привык, но вот сейчас, когда я пишу письмо по радио играют «Серебряную гитару» и, ты знаешь, ощущение не из приятных, но в общем то я действительно понемного втягиваюсь. Уже и  бег меня не так выматывает как сначала. Дистанция 1.5 км меня больше не пугает, как сначала (говорю: «слава богу, что не 3.0 км»).
Вкалывать конечно приходится. Еды естественно недостаточно, ну а насчёт посылки, ты меня правильно понял. С деньгами же можно купить когда угодно и что угодно. Здесь нет особых расходов. В основном покупаешь предметы личного обихода – лезвия, крем – 1 банки хватает на 4 чистки максимум, тетради и и прочие мелочи – это собственно получка.
Если же остаётся ещё что-нибудь, то ребята покупают съестное для поддержания в критические моменты.
В попыхах перед уездом я тебе не успел рассказать об одном. Часов около 2 перед отправкой ко мне зашли Севка Попов и Володька Морозов. Я достал спирту, усадил их за стол и «они меня проводили».
Когда мы хорошенько подзаправились Севка сказал: «А знаешь, я давно уже женат. Живу не здесь, живём  вместе с женой». Я поздравил его и тут-то Володька сказал. Чтобы я и его поздравил с тем же, что я и сделал. Они же мне сообщили и о Бережном. Я тоже был потрясён такой волной свадьб. Точнее сказать – не потрясён, а просто в голову пришла мысль, что мы всёж, действительно уже взрослый народ. Вот приду с армии и вижу – все ребята поженились. Валя деятельный работяга, Юра и Мша – бизнесмены в достатке обеспечивающие свой семейный очаг\. Но но не удовлетворены. Прихожу к Саше, а он всё тот же, только малость потрёпанный жизнью. Смотри Саша! Прорвись в Москву! Обязательно!!! Оказался в Москве, я бы рвался в неё с ещё большим ожесточением, чем я это делал до армии. Овчинка стоит выделки!
А насчёт мыслей о женитьбе ты сказал правильно. Такая волна женитьб взбудоражит кого угодно. Даже я подумал, что вот все обзаводятся семьёй, а я …
Если узнаешь что-нибудь об изменении срока службы, то напиши, а то здесь ничего не известно. Ребята живут разговорами услышанными  в Москве. Мы теперь начали ценить Москву. Недавно увидели в киножурнале Каланчёвку. Раздался дикий свист, крики: «Каланчёвка». «дежурный магазин» и т.д., а потом ещё полчаса рназговаривали на эту тему.
Я забыл сказать, что я всё же надеюсь служить два года, ибо здесь говорят, что  с высшим образованием служат 2 года.
Ну, а о деньгах я писал, что здесь собственно покупать нечего.  В основном беспокоит желудок, а его запросы, как известно. не нормированы.
Пока всё. Привет ребятам. Привет членам вашей семьи.
До свидания. 01.10. – 64 г. Петя
 
13.11. 64г.
Здравствуй Саша!
Получил от тебя письмо вчера и сразу ушёл в наряд на кухню. Пишу ответ по возвращении. У нас здесь «весело» - ходим на кухню через день. Праздники прошли и того лучше. 7-го я был свободен. 8-го с утра  нам пригнали вагоны с углем. Мы разгрузили его, а после этого (через 2 часа) я пошёл в наряд и спал ночью только 2 часа. Так что о празднике осталось воспоминание.
Но у нас веселей, чем у других, ибо пока никого со мной нет, кроме москвичей. А это большое дело! Дух один, одни разговоры, да и поведение похоже.
Москвичей кстати здесь не любят Характерен эпизод: вкалываем, а возле ходит старшина. Страшно недоволен нашей работой. Кричит, ругается, обзывает по-всякому – никакого эффекта. Наконец, бедняг, теряя самообладание, выдавливает из себя: «Да, откуда таких разъебаев привезли?». Отвечаем: «Из Москвы» -  «А!» - безнадёжно махает рукой и больше не подходит к нам.
 А когда часть наших ребят увозили от нас, то мы бросили всё и пошли провожать, несмотря на позднее время. Горланили Окуджаву (он очень в моде здесь), екричали «Москва!!! И т.д. В общем шум был невообразимый и  нашу толпу долго и тщетно пытались разогнать. Рядом же стояли деревенские. Их было больше, но провожать их не пришёл ни единый человек. Они сразу выстроились и стояли как … Даже жалко их стало.
Недавно с Игорем  занялись воспоминаниями. Страшно интересно! Общие знакомые, зимний футбол и т.д.
Короче говоря, несмотря на многие обстоятельства, портящие впечатление о службе у нас всё не плохо (по сравнению с другими).
Теперь о делах мирских.
Я страшно удивлён, что у Вальки так прошла свадьба. Ему наверное придётся всё-же вспомнить мои сожаления о том, что он будет жить у них. Я  сужу по свадьбе на которой «они» полностью задавили вольный Конычевский дух. Плюс к этому подозрительно, что первый свой праздник в супружеской жизни Валя решил праздновать без Галки.
И всё же мне верится, точнее я уверен – у Вали всё будет хорошо. Да наверное все уверены, что будет так – все, кто знал Вали и Галку.
У нас на праздники настроение было не ахти, но мы старались сгладить впечатление как могли, тем более, что мне перед праздником мать подкинула троячок (и всем так). Но в основном в этот день мы жили воспоминаниями и предположениями о том, что делают друзья в этот день и конкретно – час.
Привет Мишке и Шихану.
До свидания, 13. 11 – 64 г. Петя.
 УССР. Сумская область, г. Лебедин-1, в/ч 54196 – М-1 

05.06.65г.
Здравствуй Саша!
Ты меня давно не радовал письмом, но я решил написать тебе снова.
Дело в том, что мой адрес изменился. Переехал я на новое место совсем недавно, но думаю, что это будет мой последний переезд. Отсюда я думаю и демобилизоваться. Я стал классным специалистом, а времени до демобилизации осталось немного, так что пожалуй меня трогать больше не будут и можно будет позаниматься для собственного удовольствия – чем хочу.
Нас вероятно будут отпускать домой далеко не первыми, но на это наплевать. Теперь я совершенно спокоен, что знаю, что дома буду в этом году. Об этом я мечтаю так, как, пожалуй, ещё ни о чём не мечтал.
Приду домой, стану просто человеком, которого могут назвать как угодно, кроме «рядовой» или «курсант» и позовут – «иди сюда», а не «ко мне». В общем там ждёт меня многое. Я предполагаю, что радости по моём возвращении будет больше, чем на свадьбе….
Я тебе написал. о том, что является главной темой в разговорах солдат. Об этом мечтают, говорят, высчитывают дни, недели, минуты и даже секунды до «дембиля», заводят дембильные календари и т.д. В связи с этим, связи с внешним миром играют не последнюю роль в настроении ребят.
На днях я получил письмо от Юры. Вчера послал письмо и ему.
Быть может ты запомнил как мы встречали моё двадцатилетие – сели, культурно выпили, поговорили, послушали музыку. Сейчас надвигается день, когда мне исполнится 23 года. Мне не придётся даже пива выпить (и не дай бог провести этот день в наряде).
Пиши о вашей жизни в Москве.
Привет Юре, Вале, Мише и всем ребятам, семье.
До свидания. Жду ответ. Петя
УССР, Сумская область, г.Глухов
в/ч 54294=А=

22.04.65г.
Здравствуй Саша!
Вчера 21 апреля получил от тебя письмо. Это был день получения стипендии в МВА, потому вслед за письмом «нахлынули воспоминания, открыв начали прежних дней, и пламя нежного желанья зажглось тогда в груди моей».
Поздравляю тебя с успехами в учёбе. Теперь тебе осталось ещё чуть-чуть покорпеть над дипломом и всё. Ну, а что же дальше? Светит ли тебе Москва или только стоит на горизонте (чем ты ближе подходишь, тем она дальше отодвигается)?
Как мне показалось дела у вас идут не плохо. Живёте довольно дружно, пьёте помаленьку. Мне же пить нельзя (даже пиво). Считается за счастье если суббота (вечер) и воскресенье окажутся просто свободными. Зачастую же дадут тебе автомат («ружьё», как говорят ребята) и пропали тогда и суббота и воскресенье. Ещё веселее, если это время используешь на мытьё тарелок или полов. Ну а в остальное время я, как ты вероятно уже догадался – учу английский. Успехи есть, но небольшие. Несмотря на это, не перестаю заниматься. Причина тому то, что без занятий я наверное уже шлёпнулся бы здесь.
Твой отец Фёдор Кириллович рассказывал нам о том, как он учил математику, будучи солдатом. Теперь я вспоминаю об этом и стараюсь так же учить английский.
Так не замечаешь как идёт время. За заботами не находишь времени для воспоминаний. Тем же, кто думает о «гражданке», о «дембиле» служить очень трудно. Эти думы выматывают все нервы.
Насчёт указа ещё ничего точно не известно. Мы даже в редакцию писали об этом. Оттуда отвечают: «Ждите дальнейших разъяснений». Тем не менее этот указ  обрадовал нас. Если даже он не относится к нам, то всё равно два года уже гарантировано, но мы надеемся на лучшее.
Мне Юра Шиханов написал письмо. Я ответил письмом до востребования, которое, через 1.5 месяца венрнулось ко мне. Тогда я написал новое и вместе со старым отослал домой. Сначала я не решался послать письмо ему домой, потому что, как тебе известно, в их семье меня считают далеко не ангелом. Потому, скажи, пусть не обижается за долгое молчание.
Привет всей вашей семье, Юре, Мише и Вале, если увидишь его.
Привет всем ребятам.
До свидания. Жду ответа. Мурый Пётр.
 P,S,
Забыл поздравить тебя с покупкой магнитофона. Какие у тебя записи? Много ли их? Горю желанием послушать у тебя маг. Быть может повезёт и мне удастся послушать его уже в этом году. Как подумал сейчас об этом, так даже подскочил на месте, от избытка чувств. Тут же вспомнил твоё пожелание Вале (на день рождения) стихами (Есенина):
Пейте, пойте в юности,
Бейте в жизнь без промаха,
Всё равно любимая
Отцветёт черёмухой.
Валя видать забыл про это пожелание, но ничего лучшего я вам пожелать не могу.

26.06.65г
Здравствуй Саша!
За долгое молчание я на тебя не в обиде, ибо уже информировал о том, что ты заня подготовкой диплома. Надеюсь, что всё у тебя кончится хорошо. Только, пожалуйста, больше оптимизма Саша!
У меня служба идёт своим обычным ходом. Настроение неплохое. Жду демобилизацию. Она должна последовать в декабре.
Если у вас Славка каждый день ездит в Сокольники выпить кружку чешского пива, то я даже свой день рождения встречал с «ружьём», а не со стопкой. Первые поздравления получил в два час утра. Спал в эту ночь столько же. С прежнего места я уехал, оставив там Игоря. Обидно было (и есть) не только ему, но и многим (и там и здесь). К настоящему моменту основная масса смирилась с существованием такого факта (и не волнуется и нас не волнует).
Привет семье, Юре, Мише, Вале и всем ребятам.
До свидания. Жду ответа. Мурый Пётр.
УССР, Сумская обл., г.Глухов, в/ч 54294=А=

07. 11. 65г.
Здравствуй Саша!
Письмо твоё получил 7 ноября сразу после праздничного обеда.
Моё праздничное настроение (благодаря указанному мероприятию), улучшилось не только благодаря тому, что я получил письмо от тебя, но также  благодаря тому, что я его вообще получил.
Последние два месяца я тоже был в отъезде. Приехал на днях. Ту-то ребята и сообщили мне, что твоё письмо, пришедшее за день до моего приезда они переслали «мне».
Письмами меня балуют редко, потому я очень расстроился, тем более, что «шестое» чувство мне подсказывало, что это письмо или от тебя или от Шихана.
Время в отъезде я провёл сравнительно неплохо. Впечатления остались самые наилучшие, хотя и имеются «но».
Несмотря на это я ехал  к себе в часть с удовольствием, зная, что только отсюда я могу быть демобилизован. Подозрительным показалось мне то, что всю дорогу мне не везло. Оказались в большом городе, в кармане хоть шаром покати – пришлось постничать. Затем транспорт всю дорогу ломался, как бы не желая меня везти. Наконец, я приехал и выяснил. Что не зря некоторые товарищи вдруг начинают верить в приметы. Я, само собой разумеется, не стал  и сейчас разделять их взгляды. Но сообщение начальства, что я поеду домой в декабре мне очень не понравилось.
Думаю, что к середине декабря мне всё же удастся покинуть страну Хохляндию. Лучше уж я буду скучать в Москве, если там так скучно, чем служить в этой сторонке.
Когда поезд мчал меня из Москвы на юг, я  мысленно ощущал жаркое украинское лето, горячий воздух, которым трудно дышать и суховеи, о которых я читал в учебнике географии. По приезде я действительно увидел нечто подобное, но зато после этого мне редко бывало тепло, не то что жарко. В этом году даже лето было холодное, а очень и того хуже.
Сегодня праздник, но по окружающей обстановке этого не видно. Погода пасмурная, холодная. Все попрятались по углам или «завалились спать». Скука. Это хорошее время для занятий. Нет обычного шума, криков. Можно спокойно заниматься до самого ужина, но я уже привык, когда вокруг кричат, толкаются и тишина мнея сейчас раздражает – трудно сосредоточится.
Привет Юре, Мише. Вале.
До скорой встречи.
УССР. Сумская область, г.Глухов, в/ч 54294=А=
Мурому Петру.

Сохранился черновик письма, которое отправили Петру его друзья 4/4-65г.,
Написанное в комнате у Лофиченко Николая (Александра).
                Здравствуй Петя!
Пишет тебе Миша Рабилизиров. Вскоре после того, как ты уехал, я ездил  в Сибирь на два месяца, приехал как-раз, на Новый год. Что же ты не написал мне свой адрес? Сегодня воскресенье, только что мы с Колей и Юрой выпили и подумали, что чертовски долго ребята тебе не писали. Вот сейчас Юрка очень рвётся написать тебе.
Пишет Юра: Ты посылал письмо до востребования. Адрес п/о, где я живу ты написал неправильно Я читал Указ президиума ВСССР – 1 один год и ты с нами! Пишу на стуле у Коли – косой – жду тебя, Юра Шиханов!
Опять пишу я, слушай: Сильная натура требует сильных испытаний!
Привет Игорю!!! (Игорь Сабода из нашего дома тоже служил там)
Пишем по очереди. Теперь пишу я, Коля.
Когда они писали (Миша и Юра) я чертил – доканчивал чертёж. Живём по- старому. Когда собираемся вместе – выпиваем и рассуждаем о том, о сём. Я сейчас сдаю экзамены и сдаю проекты. Потом диплом и август должен быть свободным.
О Валюшке (Конычеве).  Галка на днях должна родить. Он от неё не отходит ни на шаг. Мы с ним почти не видимся, т.е. он не изъявляет желания нас видеть (работа его родителей). Миша кончает раньше меня диплом, и сейчас он не страдает от всех этих семестров и зачётов. Иногда вижу 3-х женатых: Севку Попова, Морозова Вовку и Бережнова, Они встречаются между собой и слегка накачиваются пивом или по стопке крепкого. За это время я написал письмо в ГДР Володьке Прошину и получил ответ. Он очень был удивлён тому, что ты в Армии, но писал: « Ты напиши Пете, что в России служить – это одно удовольствие, по сравнению с Германией». Не знаю в каких он войсках, но по его письму было ясно, что он там выматывается здорово, он мне подробности не писал, но  (для такого крепкого человека, как он) он всё время думает лишь прийти в казарму и спать, спать и спать. Письмо он мне написал после моего через месяц. Да, читал статью в Известиях, ты конечно её читал. Отлично1 Привет Игорю и остальным москвичам.
Коля (Коля, Юра, Миша – 04/04- 1965 г.)

Письмо Пети, вернувшегося из Армии. мне, в  Белорусское Полесье, где я был  на полевых работах (работая в В/О Союзгипролесхоз) после окончания института.
               
Здравствуй Саша!
Живём мы тихо, мирно, серенько. По болотам не лазим, то-есть, есть время в душе поковыряться, чем в основном и занимаемся. Наиболее отчётливо это заметно на Вадиме, чуть меньше на Юре. О себе объективно судить не могу, но должен сознаться, что тоже не безгрешен. С ребятами встречаемся каждую субботу и воскресенье. Ох, уж мне эти встречи!!!  Ты их хорошо знаешь. Вот сегодня, можно сказать, уже понедельник кончается, а воспоминание о вчерашнем дне довольно яркое. Обычно проводили время на одном месте – дома или на даче. В эту субботу собираемся в поход. Не знаю как получиься, но пока все согласны. Застрельщиком этого мероприятия, конечно, Вадим. (Обязательно в лес и непременно с ружьём, причём одного ружья мало – заставил взять у тебя второе).   Шихан с сегодняшнего дня в отпуске. Заявил, что минимум 2 недели погреет животик у себя на даче. Вадима долго собирались провожать в экспедицию, но отложили это мероприятие до августа месяца.
Вот, пожалуй, и все новости. Привет от ребят.
                Петя  04/07- 66г.
08.04.72
Дорогому Александру Фёдоровичу.
Итак, наш Санчес разменял
Тридцатку как рублёвку1
Достоинств он не растерял
И говорит всё так же колко.
Ну, что же, Лофич, ты герой
И есть тебе чем похвалиться
Но вот теперь уж дорогой,
Придётся и тебе жениться.
Желаю чтобы и потом
Твой хвост стоял трубой,
Желаю чтобы и потом
Ты оставался сам собою.
Но бросим рассуждения эти!
Прими скорее поздравленья!
Желаю хорошо отметить
Твой юбилейный день рожденья!
Пётр Мурый