Питер

Виктория 10
На Московском вокзале


В положенную наземь шляпу
катились звонкие монеты...
Ах, знала б мама, знал бы папа
шальной судьбы моей моменты!

Как пелось славно на Фонтанке!
Не хуже пелось на Неглинной, -
хватало на бычков две банки
и булку хлеба с белым тмином.

Потом - билет в любимых залов
переплетенья в Эрмитаже...
Потом - преддверие вокзала,
"Казбека" пачка ("made in Russia"), –

для однокурсников, чтоб знали,
что побывала в Ленинграде!
Гитаре на плече мешали
густых волос тугие пряди...

Что ж я волнуюсь так при встрече?
Вокзал Московский, будь мне другом! –
Приобними меня за плечи,
как стародавнюю подругу...


Встреча в Питере


- Здравствуй! Приехали. Выглядишь классно!
- Ночь напролёт не спала от волнения...
- Чудно доехали. Поезд прекрасный!
- В Питере холодно до опупения!

- Мужу найдётся дублёнка заёмная?
Он задубеет под питерским ветром!
- Лучше такси. Чемодан неподъёмный...
- Как же нас всех разбросало по свету!

- Ну, наготовила! Впрочем, с мороза...
Ты говоришь, что летит с Белоруссии?
Поездом? Сбрендила! Лётным извозом
 проще и лучше. Чудила, Натуся!

- Бабы! Да сколько же мы не встречались?
- Скайп подключай на Америку! Танька!
- Что пригорюнилась? Выпьем не чаю.
- Ну-ка, единственный муж, наливай-ка!

- Витка, готовься - в Израиль приедем!
Хохот и смех после стопочки пятой.
Долго в тот вечер не спали соседи,
слушая песни из семидесятых...


В Петропавловской крепости


Петропавловской крепостью окружена, -
ни жива, ни мертва, не расстреляна, -
ни опальна княжна, ни царёва жена,
к казематам бреду неуверенно...

Что же так неспокойно мне, - звоны звонят
петербуржских ославленных пленников...
Чем, не знаю, казнят, в чём, не знаю, винят
никого не предавших изменников?

Слышу голос распятых и временных лет
и интригу великодержавную, -
чей затоптанный поступью века скелет
стонет жалобой противоправною?

За какую провинность наказаны мы
странной смерти безвинной причастием?
На свинцовой воде всенародной тюрьмы
только утки безмозглые счастливы!

Императорская усыпальница


Фотографировать давали.
Здесь саркофаг зелёной яшмы
для Александра-храбреца –
освободителя России.
Из розового орлеца - 
напоминая день вчерашний,
букетом свежим украшали
императрицын, - для Марии...*

А символ настоящих дней –
свежепоставленные склепы, -
всей Николаевской семьёй,
убитой в Екатеринбурге...**
Над ними - розовой звездой
навис плафон великолепный!
Так чествует своих царей
Собор центральный в Петербурге.

Не траур и не мавзолей.
Присутствует подобье скорби.
Над туристической вуалью
витает гул экскурсоводов.
А нынешних? Соборовали –
и через год никто не вспомнит.
Ни яшмы, ни - речей елей,
ни поклонения народа...
 

*В 1887—1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца. 13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю.
**17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году.


Дари мне веру, славный Невский!


Необъяснимую любовь - к колоннам серым Петербурга,
к барочным сводам куполов и к ренессансу площадей,
к щадящей влажности веков, хранивших разводное чудо
его эпических мостов, его несолнечных аллей, -

вдруг ощутила я на Невском... Огромным воздухом пространства,
широким жестом созиданья надисторичности домов,
меня несёт, как водной веной несутся льды в весенних танцах,
меня по Невскому проносит, освобождая от оков

фертильности иносказаний и обязательства респекта,
стрихнина полу-лжи и правды, полу-наложенной на стих...
И разрешаются проблемы прямою линией проспекта,
и усмиряются конфликты - прямым нокаутом, под-дых!

Дари мне веру, славный Невский, что можно выстоять и выжить
с прямой спиной (прямой колонной) под разномастным арт-огнём!
А те, кто не был на проспекте, - пусть восхищаются Парижем!
Я здесь была в сознаньи полном, что я души не чаю в нём...


Гостинка


В Гостинный двор* не удалось зайти –
я просто как-то проходила рядом,
к экскурсии на "Пушкин" по пути,
а слева - шла торговая палата...

Мы шли как-будто вместе, но - поврозь:
я - с тростью, а она - колонной стройной!
Над нею три столетья пронеслось,
а шаг её был гордым и достойным...

Наверное, припомнила, как встарь,
в средоточенье моды и гламура
захаживал высокий Государь,
а вместе с ним - его номенклатура!

Стекались книгочеи отыскать
в развалах книг новейшие романы.
Быть продаваемым в Гостинке - значит стать
посланником Пегаса для гурманов...

Теперь Гостинка тянется к заре
высокой моды в Северной столице,
на подиумах мысли кутюрье -
цветут успехом молодые лица!

Санкт-Петербургу - вольно молодеть,
упрятав возраст в реки, как в морщины...
И это всё поведала мне сеть
идущих рядом ярких магазинов!


*Большой Гостиный двор — памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века - универмаг. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Находится под охраной ЮНЕСКО. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, занимает квартал между Невским проспектом (дом номер 35), Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро "Гостиный двор".


Мариинка


Я встретилась с семьёю императора, -
Мариинка в честь Марии Александровны...*
Стою у старого и нового театров,
у парапетов тёмной речки каменных...

Я так мечтала о намеченном спектакле,
что ожидание его казалось вечностью!
Метро, автобусом, по чуточке, по капле
я двигалась маршрутом бесконечным...

И вот оно - фойе и ветви гиацинтовы,
и вот она - судьба Карениной и Вронского! -
танцоры так легки! - балетами воспитаны,
трагичная судьба с финалом на перроне...

Я музыкой измен наполнена до края,
а танец – заменил собой язык Толстого!
Последний жест руки балетной, умирая,
рисует руны одиночества людского...

От Мариинки я взяла дыханье новое, 
кредиты отдала, сдержала обещание...
Я Питером таким весенним очарована,
и сражена балетом страсти пламенной!


*Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Основан в 1783 году. В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.


Царское Село


Я в Пушкине хожу аллеями и парком*
(экскурсии держу, как спринтер, быстрый стиль!).
Остаться бы на день - немыслимым подарком!
Остаться бы навек, бессрочно погостив...

Я б вдоволь побрела припарковым ансамблем,
взамен приобрела б смятенье и восторг!
Я б к пушкинской скамье - с почтением неслабым...
Я б в пушкинский Лицей** - передохнуть часок...

Про двух Екатерин*** - не сплетнею, а правдой
продуманных куртин здесь дышит парк и пруд:
державна и умна, безудержно богата...
нелюбая жена (а может, люди врут?)

А Александров стиль, учёный и вальяжный,
военных трудных миль и радостных побед, -
классическим дворцом истории отважных
венчает весь ансамбль, как золотой брегет!

Я в Пушкине брожу - мне хорошо и славно
("спокойно" не скажу, - людьми наполнен сад).
Усталость дней и лет - в автобусе оставлю...
Возьму полёт души вдоль царственных палат!


*Царское Село — музей-заповедник в г. Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1992 году. В состав музея-заповедника входят: Большой Екатерининский дворец, Екатерининский парк, Александровский дворец, Александровский парк, Императорский Царскосельский лицей.

**С 1811 по 1817 год здесь воспитывался А. С. Пушкин. Пушкин окончил Царскосельский лицей в числе двадцати девяти воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты В. К. Кюхельбекер и А. А. Дельвиг, канцлер А. М. Горчаков, мореплаватель Ф. Ф. Матюшкин и др.

***В 1710 году Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными к ней деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XVIII века. Резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который в основном сохранился до нашего времени. Это произошло при Екатерине II. С тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.


Вдоль царских покоев...


Вдоль царских покоев*
походкой хромою
иду, ковыляя, под шёпот веков...
Отчётливо вижу:
в Версале, в Париже,
бедней обходился "наместник богов"!

А садом английским
на эпикурийских
гуляниях знати шатался бомонд, -
и кушал печёнки
лесного зайчонки,
и тёк расстегаями царственный рот...

На плясках у знати,
на выгуле стати,
уже зарождался "российский" гормон, -
и воинством ладным
в посланиях складных
блестящей культуры зачат эмбрион!

Иду в галереях
такой колыбели,
где горстка отважных и стройных гусар,
румянцем пылая,
сонеты слагая,
писала грядущего репертуар!

*Царское Село — музей-заповедник в г. Пушкине, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1992 году. В состав музея-заповедника входят: Большой Екатерининский дворец, Екатерининский парк, Александровский парк, Александровский дворец, Александровский парк, Императорский Царскосельский лицей.


Лицей


"Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов."

24 сентября 1911, Анна Ахматова "Царское Село"


Цесаревичам Павла наследным,
дабы быть глубоко образованными,
возведённый Кваренги-легендой,
Царскосельский лицей был основан.*

Ах, как счастливы были там мальчики
из семей, государем отмеченных!
Кюхельбекер, и Дельвиг, и Матюшкин, -
были царскою милостью венчаны...

Ну, а Пушкин... Кудрявого юноши
ртуть живая и муза блестящая
намекали на славу грядущую,
целовали его настоящее... **

Лицеистов содружество вешнее
прикоснётся в течение времени
к в Петропавловском кронверке вешанным***,
на Сенатской - к повстанцам расстрелянным...****

Всё оттуда - начало Восстания
зародилось науками главными, -
о гуманном противостоянии
самодержцу великодержавному!

... Стайкой бродят в саду лицеисты,
обсуждая стихи и уроки: -
- Браво, Пушкин! Какими искристыми
получились финальные строки!


*По указу Александра I во флигеле Екатерининского дворца, построенном в 1791 году архитектором Кваренги для детей цесаревича Павла Петровича, учредили новое учебное заведение — Императорский Царскосельский лицей. Лицей основали с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составляемого из отличившихся воспитанников знатных фамилий».

**Императорский Царскосельский лицей размещался в этом здании с 1811 по 1843 год. С 1811 по 1817 год именно здесь воспитывался А. С. Пушкин. Пушкин окончил лицей в числе двадцати девяти воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты В. К. Кюхельбекер и А. А. Дельвиг, канцлер А. М. Горчаков, мореплаватель Ф. Ф. Матюшкин и др.

***Приговор Верховного уголовного суда о смертной казни пяти декабристам был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

****14  декабря 1825 началось восстание, которое было в тот же день подавлено (расстреляно картечью). По данным чиновника С. Н. Корсакова, в этот день погибло 1 271 человек.


В Мариинской гимназии


В гимназии писалось о любви,
о Пушкине, о северных аллеях...
Украинскою девочкой живи,
российскою поэзией болея!

Как тайны амфибрахия в тиши
садов, разгадывать значенье притяженья
двух любящих сердец... Потом - пиши
талантливой рукой стихотворенья!

Потом - живи вдали, уязвлена,
как музою, - предвиденьем любови...
Потом вернись, как мужняя жена,
на царскосельскую аллею, пруд и поле.

Глубинным словом выпотрошив ночь
возможных и запретных сочетаний, -
всё остальное улетало прочь... -
ей доставалась истина страданий!

И всё затем, чтоб рифмой, как пращой,
проникнуть в грудь коснувшегося строчки...
Светлела ночь и северным плащом
скорей являлась ранним днём, чем ночью.


*Первые литературные опыты молодой Ани Горенко (Анны Ахматовой) относятся ко времени ее учебы в Царскосельской  женской Мариинской гимназии. В Царском Селе она познакомилась со своим будущим мужем – поэтом Николаем Гумилевым, имевшим серьезное влияние на формирование ее поэзии. Выйдя замуж за Гумилева, Анна Ахматова возвращается в Царское Село после пятилетнего расставания с любимым городом. Многое в лирике Анны Ахматовой посвящено Царскому Селу, который занял особенное место в ее поэзии.


Кваренги


Он не зря заслужил дворянство*,
и в масоны не зря был принят:
засучив рукава, пространства
Петербурга творил, как знал!
Решено в окруженье узком,
по высказыванью Екатерины, -
самым лучшим из зодчих русских
итальянец заезжий стал!

Он не зря заслужил квартиру
в примыкавшем к театру доме:
в этом доме детей растили,
жён одну за другой терял...
Неудобный, колючий, жёсткий,
он ни йоты, - фасадов кроме
и пропорции совершенной, -
в этой жизни не понимал!

Этот скрытый масон и гений,
итальянской роднёю проклят**,
окружаем кольцом гонений,
и в завистниках зная толк, -
возводил анфилады Смольного
и Английский дворец в Петергофе,
на душе не храня крамольного,
разве - "каменщика" молоток...***


*Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в аристократической семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Своей профессиональной деятельностью Джакомо Кваренги заслужил потомственное российское дворянство, стал кавалером ордена святого Владимира.


Фальконе


"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".
                Этьен-Морис Фальконе, автор  "Медного всадника".


Три года снов о скакунах и скалах,
о воле царской над "объезженной" страной, -
Россия Фальконе к себе призвала,
к строеньям Петербурга над Невой...

Проект Екатерины был не промах:
решила благодарная страна
воздвигнуть памятник Петру! В её хоромах
Сенатской площади судьба предрешена!

Ему за пятьдесят. Известный скульптор.
Он заболел проектом, видит бог!
Из Лахты, под отлитую фигуру,
"Гром-камень" для основы приволок!*

Потом учился отливать из бронзы –
чтоб воплотить эскизы в конный бег.
Вступал с Екатериною в серьёзный
конфликт. Уехал. Завершил свой век,

ни к одному другому монументу
не приложив свой разум и талант...
Взлетает Пётр над скальным постаментом!
По леву руку высится Сенат.


*В 1760-х гг. недалеко от Лахты был найден громадный ледниковый валун («Гром-камень»), использованный в качестве основания для знаменитого монумента Медного всадника.



**В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия.

***У масонов молоток является символом облагораживания камня и Человека. Лишь совершенный камень может быть положен в фундамент или в стену Храма.


Эрмитаж


          с французского  ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество

Мой Эрмитаж - приют уединения и таинства
среди огромного количества людей шатающихся,
среди бессчётного цветения картин блистательных
в дворцах, построенных для петербургской знати.

В моём любимом Эрмитаже отшельник чувственный
себя опутывает шёпотом в толпе искусственно
и надевает часто маску, слёз скрывая борозды:
совсем один - среди таких же сотен боязных...

А в каждом зале - звуки тишины особенные,
к паркету и к картинным рамам приспособленные,
чтоб было проще в шоке прошептать: "О, господи!"
перед фламандским натюрмортом или картиной Босха...

В каждом отделе Эрмитажа - свои выставки,
у каждой выставки - защита от сравнений выспренных, -
иммунитет от передозировки слов праздничных,
чтоб не губить в их сердцевине свойств праведных!

И то, что выстроено всё это на берегах невских,
имеет смысл сакральный от чистоты детской,
и цену слёз спонтанных в круге малом жертвенном,
когда одна среди других гляжу в божественное...


Зимний дворец


Я его видела в мартовском свете.
Бело-Зелёный. В прыжке над Невою.
Главный. Роскошный. Пронизывал ветер.
Жаль - не добралась до царских покоев...

Жаль, не крутилась в преддверии бала
пред зеркалами, осыпана пудрой,
в книксене подданном не приседала
пред императорской личностью мудрой...

Не танцевала мазурку, каретой
выехав в свет развлечения царского
(Бал опьянялся огнём эполетов
гордого воинства в форме гусарской!)...

Екатерины барочными залами
воздух пронизан гламурностью стольной,
Багратиона военною славою,
волей Кутузова в битвах достойных!*

Зимний. Историей не обделённый.
Встроен в музей в современном обличии.
Царственный. Мартовский. Бело-зелёный.
Я возвращусь - прикоснуться к величию!


*В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года.

На иллюстрации: М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года.


Фрики


Назвать их фриками - язык не повернётся, -
поскольку статусны и великодержавны!
Актёрством их служение зовётся
в столице северной, историею славной.

Актёрским костюмированным трюком
костюм екатериненской эпохи
весенним ветром развевался! Букли
и декольте холодным утром плохи!

На петропавловских аллеях, в Эрмитаже,
на набережной площади Сенатской
они играли в пафосность - и даже
порою умудрялись улыбаться!

Мне было жаль служителей искусства,
в такую стынь, в такой морозный полдень
(как было жарко фрикам голливудским
и барселонским в облаченьи потном!).

В суровой нравом северной столице
актриса-фрик костюм служебный носит
с открытым декольте императрицы, -
трёт посиневший от мороза носик...


Крейсер Аврора


"Аврора" - крейсер 1-го ранга Балтийского флота. Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к штурму Зимнего дворца, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на стоянку у Петроградской набережной.


Он возвратится. Он придёт к ступеням
у Петроградской набережной. Свежий
балтийский ветер освятит мгновенья
прибытия домой объятьем нежным.

Сто метров* славы тех гардемаринов,
что отправлялись в Порт-Артур на подвиг.
Сто метров стойких боя под Цусимой,
когда изорван флаг, но всё же - поднят!

Сто метров палубы, что на постой вернутся
(а под прицелом - жизни миллионов!),
что отделяли мир от революций:
по Зимнему - да холостым патроном!

Вернётся крейсер - цел, отполирован, -
слуга столетний, преданный отчизне!
Он, говорят, не будет пришвартован,
а возвратится вновь к привычной жизни...


*чуть больше ста метров - такова длина палубы крейсера.


Ледоход на Неве


Петербург! Я болею тобой, вспоминая
ледоходную стынь твоих рек и каналов, -
я в тебя влюблена! Я тебя обожаю!
Сколько видов и улиц твоих наснимала!

Понимаешь, мы очень с тобою похожи, -
ты не узок в кости, бредишь порослью новой,
кровью в венах бурлят под натянутой кожей
реки в марте, сорвав ледяные покровы!

Ледоход на Неве. Ледоходною сутью
я живу, прорываясь сквозь льды и торосы...
Ледокол на реке. Полноводною грудью
прёт река, увлекая в форватер вопросы!

Проплывают в воде прежней жизни осколки,
между мною и ними - гранит парапета...
Ледоход в Петербурге! И радости столько,
словно в жизни впервые увидела это!


Набережные Питера


Бродить по набережным Питера и нежно
рукою гладить парапеты рек...
На фотографиях сбор дат стоит прилежно
той встречи с Питером спонтанной. Человек

я любопытный, - после Петроградской
и после посещения Петра, -
я бы на набережной площади Сенатской
глоток речного воздуха взяла...

А на Дворцовой площади объёмной,
придя сюда через десятки лет,
я бы впитала, - статусный, огромный,
речной с зелёным, - Эрмитажа свет!

Ростральная колонна и Дворцовый
мост на Неве - основа всех основ!
Опять к реке, опять к касаньям новым
к граниту петербургских берегов...

Облокочусь. Привольно уткам пёстрым
средь льда, плывущего по мартовской Неве!
Река встречает сдержанно и просто
свой ледоход в весенней синеве.


В автобусе


Автобусом, - да долго так! –
морозным тихим вечером,
проспектом длинным питерским
и цепью площадей,
я еду к спальной гавани,
насыщенная встречами
с театрами, музеями
санкт-петербургских дней...

Сюрпризом, - лица славные,
кондукторские шуточки,
с кокетливыми шляпками
старушек местных шарм...
И пахнет по-домашнему
ванильно-сладкой выпечкой
в автобусе приветливом,
под говор милых дам...

В дремотном благодушии
прислушиваюсь бдительно
к названьям незнакомых
остановок и к речам, -
идёт автобус питерский
с воспитанным водителем,
плывёт ковчегом ноевым
по мартовским ночам...


Питерское метро


Сегодня в Петербург глубокий
спускалась сводами метро.
Всё, как обычно: ни намека
почувствовать земли нутро!

Сто метров ниже дельты речки
и ниже эрмитажных ваз,
сто метров мысли человечьей,
проделавшей подземный лаз, -

чтоб миллион спешащих сели
в вагон, дела свои верша,
чтоб поезд проезжал туннели
к соседней станции спеша...

Всё, как обычно. Только воля
создателей подземных рельс
творила, с "input"ами* споря,
блестящий "output"** чудес!

Сто метров, давшиеся трудно,
глубокие, как жизни смысл...
Наружи, над надземным утром,
высоко облака неслись!


*input - (техн.) входные даные;
**output - (техн.) то, что получается на выходе.


Пулковский меридиан


К оси отсчёта, - пулковской, не гринвичской, -
в России относили дальность стран*.
Я нынче ощутила, как не призрачен, -
вполне реален тот меридиан!

Сквозь центр обсерватории, сквозь башню, ось
проходит главной линией земли, -
в моей судьбе "до Питера" и "после"
пунктир астрономичный провели...

Что было б с поэтической судьбою,
не встреть я ледохода на Неве,
не замерев пред Невского красою,
не испытав Сенатской на себе?

А прелесть Пушкина на том меридиане
лишь начиналась, душу зацепив, -
гимназии ахматовской страданья
и царскосельской вечности посыл...

К оси отсчёта питерской счастливой, -
я возвращусь к тебе издалека,
я выберусь из прозы суетливой,
я прилечу, - дождись меня, река!



*Пулковский меридиан проходящий через центр главного здания комплекса на Пулковских высотах был точкой отсчёта для всех географических карт России. До принятия в 1884 году за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре Гринвического меридиана, все корабли России отсчитывали свою долготу от Пулковского меридиана.


Юродивая


Юродивой историю послушайте
о Ксении*: как верная жена
(в посёлке петербургском малом Шушары**
ей церковь ныне сооружена),

она хранила память мужа, строгая,
и называлась именем его,
в мундир его одета. И дорогами
бродила, бедная. И больше ничего.

Как просто: умерла за мужем Ксения –
воскрес Андрей... Голодная, в пыли,
она несла с собою восхваление
супружеской немыслимой любви!

Своей непритязательностью славила
его любовь, и чин, и честь семьи...
Святую память о себе оставила.
В часовню к ней за исцеленьем шли!

В наш век священных нанотехнологий
я б так любви отдаться не смогла!
Брела простыми длинными дорогами
юродивая - боль свою несла...


*Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым, и жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжёлый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла.

**Поселок Шушары расположен в в Пушкинском районе. Он имеет давнюю историю и не менее давнее происхождение  и не совсем привычное для уха название. Причем ученые до сих пор не определились, какой же вариант происхождения слова более правильный. Одна из версий заключается в том, что слово происходит от финского «Сус-Саари», что переводится как «Болотистый островок».
В поселке построено сразу две церкви: церковь Ксении Петербургской и церковь Воскресения Христова.


Пулково


Пулково. Он приближается –
вылет из питерской вотчины.
С аэропортом кончается
пулковских банов обочины,

питерских храмов предания,
рек и каналов излучины...
Я ненавижу прощания,
я улыбаюсь измученно...

Сделать походку упругою
и пробираться сквозь сканеры, -
запоминаю подругу я,
за турникетом оставленную...

Мы одинаково думаем, -
той же среды обитания...
Быстро смахнула слезу мою –
я не люблю расставания.

Над Ленинградскою областью
дуют балтийские ветры!
Мы раздавали по молодости
не расставаться обеты...