виталий георгиевич хромов

Виталий Хромов 2
ВИТАЛИЙ      ГЕОРГИЕВИЧ    ХРОМОВ.-2
Родился   13  апреля  1927  года  в г.  Высоковске  ,  Московской   области. В   1941 году  пережил   немецкую  оккупацию.   В   1942  году    поступил   в  1-ю    Московскую   артиллерийскую  специальную  школу,   после  окончания   которой   был  направлен   в  3-  Ленинградское   артиллерийское   училище.   После    окончания  училища  служил    рядах   Советской  Армии   на    разных  должностях   и   в  различных  гарнизонах  до   1987  года .Ветеран Великой Отечественной  войны.  Окончил    заочно    педагогический    институт  и Военную   Академию.  Защитил  кандидатскую   диссертацию   в  1981   году.  Службу закончил преподавателем   Военной   Академии.   Женат.  имеет два  сына,   внука   и  внучку,  а  также  трех  правнуков.
                В.Г. Хромов  в Кафе  « Бродячая  Собака»  в г.  С-Петербурге. 2013 год
                ОПАЛЕННЫЕ    ВОЙНОЙ
День  22  июня  1941 года, выдался  солнечным  и теплым.Выступление В.М.Молотова о  нападении  фашистской  Германии  на  Советский  Союз, было   «громом  с   ясного  неба».Всем  всё  было   непонятно.  Но  вскоре,  это  непонимание  прошло.   Началась обыденная  «текучка»,  уже  военного  времени.Первыми ,  это почувствовали  мужчины  призывного возраста,  когда  получиди  повестки  о  мобилизации.   Ну .  а  потом и остальной  народ, понял  , что  такое  война.  Проводы  мобилизованых  были  23  июня.На ж/д  станциии собрался  весь, способный  ходить, народ. Играл  оркестр.  Толпа  провожающих  окружала уезжавших. Вышелшиее  из  здания  военкомата  военные , сразу стали  организовывать   своих  «приписанных».После  команды  «по  вагонам» ,  вся  толпа  двинулась к вагонам,  вместе  с  уезжавшими.Оркестр  заиграл  марш  «Прощяние  славяянки»  и  поезд  тронулся   ---  в  последний путь для многих мужиков.Оставшиеся,  осиротевшие  в  один  миг женщины  и  дети,   продолжили   работать  на  своих места,  с  нетерпением  ожидая  каждый  день  весточки  от  своих   мужчин.А  весточки стали  приходит разные -  от  обычных писем  до «похоронок».
        Так  было  до сентября. С августа, в  городок стали  прибывать  воинские части  с военной техникой в  виде броневиков  и артиллерийских пушек. Из  оставшихся  мужчин   непризывного  состояни,  создали  истребительный отряд,  вооруженный  винтовками,  как правило  учебными  ,  из отдела  милиции.  Да  и  их  не  хватило  на  всех.  Я  тоже  попал  в  этот  отряд,  но  не  по  возрсту,  а  по  росту.  У  меня  был  рост 178 см.После  работы,  маршировали  по  центральной  улице городка,с винтовками  «  На плечо».Потом,  из  молодых ребят, были  сформированы  команды  по  оказанию  помощи военным  артилеристам  в рытье  окопов  для орудий.У  военных был большой  некомплект личного  состава ,  так  как  часть тоже  только формировалась.    В  конце сентября,  немцы   подошли  к  городку. Мы  готовили  оборону  со  стороны  запада,  а они  появились  с  севера, после захвата Калинина (Твери). Военные,  почему  то перед этим, в  ночь , все снялись  со  своих  позиций  и  убыли в  сторону города  Клина.Там слышалась  артиллерийская канонада.Стоя  на  балконе  7-й  казармы ,  я и  другие , увидели,  как  со  стороны стадиона  , что был  на  севере  городка,  медленно  двигается  серозеленая  лента из автомашин, бронетранспортеров и  мотоциклов.Прибывшие  немцы сразу  стали занимать  дома,  предварительно  их  осматривая.  Когда  зашли  внутрь  казарм,  то сразу  же  отказались  от  них.    А  вот в  наши дома,  состоящие  из  отдельных квартир,  . стали  поселяться.  К  нам  в  квартиру  поселилось  пехотное  отделение в количестве  11  человек. Командовал  ими ефрейтор,  здоровенный  детина  лет  тридцати, рыжеватый, с громким   гортанным голосом..Это был  мой  личный  враг, который   пытался сделать из  меня раба.За  всех  солдат  , заставлял    проводить  уборку,таскать ведра  с  водой, добывать дрова, топить  печку и  убирать  помещение. За каждое  мое недовольное  слово по  русски,  отвечал  смехом  и  больным ударом кулака,  в  грудь.Приходилось  подчиняться. А что было  делать? В  соседней ,  холодной комнате , ютилась  мать  с двумя маленькими сестричками -; полутора и 4-х  годичнонго  возраста.
       Солдаты  на день уходили  к своей  технике, в  караул,  или ещё  на  какие-то  мероприятия.В это  время  у меня  была свободная минутка  и я  мог что-то  делать  для  своей  семьи. Девченок  надо было  кормить, мать  в  русской  печке  кипятила  воду  и  давала  им  этот  кипяток, с  какой- то мучной  бурдой.  Выходя  на  улицу. я  постоянно  задерживался  немецкими  патрулями  из-за  своего  роста и  мужской,  большой  отцовской  куртки, которую   носил.Первый  раз  меня  задержал  немец . одетый  в один китель  и пилотку. А  на  улице  было  уже  морозно.Держа  за  плечо,подвел  к  офицеру  руковоившему работой около  бронетранспортера и сказал  ;  «  Партизан».
         К партизанам  я имел  прямое отношение.    В  соседнем  подъезде нашего  дома , лежал  на  печи мой  дядя  Ваня  Горбунов, большевик  с  дореволюционным стажем.  Перед приходом  немцев,  ушел  в  Саньковские  болота вместе  с    партизанским  отрядом.  После  появления  немцев, ночью  вернулся  домой.Оказалось,  что партизаны  получили  задание ,  разведать  прибывшие  силы  немцев,   Троих  человек  послали на разведку в село  Воздвиженское ,  что располагалось  в Кругу ( область ,  объединявшая  двадцать  деревень ),  Старщим  был назначен  Усачев,-  начальник  пожарной  охраны   городка. Он проживал в  нашем  же  доме,    но  в  другом  подъезде, на  четвертом этаже. Все  было  хорошо,  но  подвели  собаки.  Когда  партизаны зашли в  деревню со стороныы  леса,  то  эти дворняги  подняли  такой  лай,  что  переполошили всех  немцев,  которые    находились  в  домаах. Завязалась  перестрелка  и    Усачева и  другого  партизана.убили.   Дядя  Ваня ,  как – то,  сумел  по  кустам  уйти  в  лес  и  уже  оттуда   вернуться  в городок,  до  которого  было  километров   двадцать. А  в  партизанский  отряд,  ему путь  был перекрыт немцами. Дядя  Ваня  обморозился,  когда  ночью  пробирался   домой,  да  и  простудился. Ему  уже  тогда было  далеко  за  50  лет.Вот  я  и  навещал  его.  Расказывал, что  в  городке  делается.  Кстати,    их  квартиру  .немцы  посещали, но   увидав  бабку  старую,-  мать   дяди  Вани ,  лежавшую  на  сундуке  около  входной  двери и громко  кашлявшую ,  тут  же  поворачивались  и  больше к  ним не  заходили. У дяди  Вани  с собой был  пистолет.А  у  меня  в квартире,  в  материнской  комнате ,  за  дверью   на  крюке, висело  охотниччье  ружье, закрытое несколькими материнскими  халатами  и  детскими  вещичками.   По  всему  городку  висели  немецкие  объявления,  с  требованиями  к  жителям  о сдаче  всякого  оружияя немецким  властям.  За  невыполнение  приказа, обещали    только  одно наказание  -  расстрел  на  месте.  Это  ружьё  было  не  наше.  Его  принес  к нам  младший  брат  моего  отца,   Василий,который  23  июня  убыл на  фронт.По  своей  собственной  глупости,  я  баловался  этим ружъем до  появления  немцев. Ну, а  когда немцы  поселились  у  нас  в квартире  , я уже  не знал .  что и делать.  Вот  и  спрашивал  у  дяди  Вани  .  как поступить.  От  него  мне  здорово  досталось  за  мою  глупость.Единственно,  что  он  посоветовал,  так  это  получше  укрыть  ненужным тряпьем  его высовывающийся ствол, на крюке.  А в  комнате полуоткрыть форточку,  напустить холода  , чтобы  немцы  пореже заглядывали  в  неё.Так  я  и  сделал. Слава  богу  ,  пронесло нас  от верной смерти.

          До  прихода  немцев  ,  через  наш  городок постоянно  каждую  ночь  пролетали  немецкие  «Юнкерсы».,  бомбить  Москву. Но  их  отгоняла наша  ПВО.  Вот  эти  разрозненные самолеты ,  пролетая мимо  нас,  сбрасывали  бомбы  на  ж/д  вокзал  и  хлопковые склады. Жилые дома тоже  были  их  целями. Но нас бог  миловал.  Бомбы  в  жилые  дома не  попадали,  падали  около  складов  и фабрики.  А.наш  дом был  «счастливым».  Полутонная  бомба  упала  в 50-ти  метрах от  дома.  Дом содрогнулся  и суп ,  налитый в  тарелки  на  столе,  выплеснулся  весь  наружу. В  домах,  метрах  в  150, напротив, были  выбитыы все  стекла,  а  воронка .  глубиной  до  3-х  метров  и диаметром  6 метров,  показывала,  что  направленность  взрыва была  не в  сторону  нашего  дома.Я  сам  замерял  шагами  эту  воронку,  которая еще  и  после  немцев ,  стояла  нетронутой. Этим спаслись..Зато  ,зажигалки»  потушили  все  до  одной.Тущили в  яшиках  с  песком, схватив  из  железными  клещами. А  засунув в песок , ждали.  пока  они  не  погаснут.
           Когда  этот  немец  меня  подвел  к  офицеру и   назвал  партизаном ,  до  меня  ничего  не  «доходило».  То - есть,  то,  что  меня могут  тут-же  «кокнуть».Но  спас  меня  комендант  дома,  проживавший  на  первом  этаже , Соловьев   Алексей  Григорьевич. Увидев в окно,  что меня  держит  немец,  быстро  выбежал  из  квартиры  и обратился  к  офицеру  с  вопросом.  «Was  ist  los?»  Начался разговор  на  полунемецком. полуруском.языках. Солдвт  доказывл,  что  я  партизан,  а  комендант  утверждал,  что я  из  городка никуда  не  убывал. Меня  отпустили .  И  таких  случаев   было  несколько.  Меня  «подводили»  мой длинный  рост  и  куртка  отца,  в которой , я казался взрослым мужиком.   Но  вскоре    «моих»первых  немцев  заменили  другие. Вторая  партия  поселившаяся  в квартире,  состояла из  небритых,  грязных,  с  повязками  от  ранений солдат  и  двух унтер-офицеров. Эти были  молчаливые и  больше спали  днем.  Еще бы! Стоял октябрь.  Снега  почти  не было,   морозы  превышали   двадцати  градусную отметку.  А  одеты   немцы  были  очень  даже  легко.Поэтому.  выспавшись после  появленияя  у  нас,  начали  «обследовать» комод  в материнской  комнате.Забрали  все  вафельные  полотенца на  портянки и  повязки  вокруг  туловища. Мои  валенки  тоже  забрали,  материнские  шерстяные  кофты,   стали примерять  и взяли  только  одну.  Остальные, не   подошли  по  размерам.На детские вещички  не  обращали внимания.
         В  эой  комнате висело  ружьё.  Когда  двое  солдат  рылись в  ящике  материнского  комода,  я  был  при  них.И  хорощо,  что  в  комнате было  очень  холодно.    Детские вещи  не интересовали  немцев  и  они  молча  вышли  из  комнаты,  плотно  закрыв за  собой  и мной , дверь. Мое состояние  было каким –то бездумным.Мысль  о  том, что  произойдет,  наткнись  немцы  на  ружье,   меня  как-то  парализовало.  Самое страшное было за маму  и  сестренок. Выйдя вместе с  немцами  из  комнаты ,  я  стал  одеваться, чтобы  принести  дрова  для  печки ,  под  одобрительные  голоса  солдат.        Но в теплой   комнате сидеть им долго  не  пришлось.Пришедший  офицер,  вывел  всех  на  улицу,  где они  начали  возиться около  машин  и кухни.
          Грешен я  был.  «Позаимствовал»  одну  буханку  хлеба,  в  бумажной упаковке от 1934 год.  Дело  в  том,  что  в  подъезде,  перед  лестницей на   этажи, стояла тележка с  кучей буханок  хлеба, для  раздачи  по  квартирам.  И никого  не было вокруг.  Вот я  схватил  одну буханку  и сразу  же спрятал её  между  оконными  рамами подъезда,  стекла  которых  были  запорошены на  2--3 см  льдом и  снегом. Ну,  и  видимости  --никакой, со  стороны  лестницы. Хлеба,  я  до  этого  времени,  уже  не видел и  не  пробовал ,  несколько  недель. Мать варила  мерзлую картошку,  да оставшуюся квашеную  капусту. Есть  хотелось  постоянно.А  тут , целая тележка буханок  хлеба.  Как  не странно,  но  все  прошло  благополуччно. Хлеб мы  съели сразу,  после  ухода немцев. 
        Простояли немцы  в нашей  квартире с конца  сентября   до начала  деквбря,  периодически  меняясь.В  середине  ноября,  после  Октябтьских  праздников ,  я  вышел  на  улицу,  после окончания  комендантского  часа. Около  дома  напротив,  увидел  толпу  женщин.  Человек пять,  что то  говорящих  друг    другу  и  показывющих  руками  на   нечто темное  ,  на  земле.  Подойдя  поближе, я  ахнул. На  земле лежал  Боря Щвецов.  Мой товариш,  по  дому  и школе. Рядом  с ним  торчал сломаный  клинок  от  сабли  ,  времен  гражданской  войны  и  картонка  с надписью  русскими  буквами .  «За  неисполнение приказа»,  Оказалось  ,  Боря  эту  саблю  нашел  с  брошеном здании милиции и  пошел  с  ней  по  улице.  Ну,  и  тут  же попал  немецким  патрулям, которые    его  застрелили  на  месте  задержания. У  меня    вновь  забегали мурашки  по  спине ,  когда   начал  думать  о своем  ружье.    
       А  в  конце  ноябряя  ,  ночью,  все  немцы  были  подняты по   тревоге  и убыли  в  сторону  г.Клина -  Солнечногорска,  где  проходили  ожесточенные  бои. Последними  постояльцами  в  доме  были  два  немецких  офицера-  медика. Вот  с ними  у  меня  забот  было  мало,  так  как  они с  утра уходили в  свой  госпиталь  , а  возвращались  только к  вечеру. И  сразу  ложились спать.
         Днем  15   декабря, я вышел на  улицу.  Уже  немцев  нигде  не  было.Увидел нескольких знакомых  ребят,  которые  мне  закричали;  « Айда к вокзалу,  наши подходят!» Побежал  к  ним.  Когда  добежали до  электростанции,  то   увидели ,  около гаражей  трех  немецких  солдат,  пытавшихся   завести мотоцикл  с коляской.И  тут  же  из - за  поворота   показались  нащи  солдаты с  винтовками  «на-перевес.»Увидя  нас ,  солдаты    метрах с  70  закричали  «Есть ли  немцы в  городе?»Мы  ответили, что  у  гаражей  трое  немцев  заводят  мотоцикл.  Да  солдаты  и сами увидели  их,  потому  что  все  происходило  на открытой  дороге.В  этот  момент , мотоцикл  завелся.  Немцы заскочили  на него  и сразу же рванули  в  сторону  деревни Некрасино  ,  а там дальше, к селу  «Петровское.».  Наши солдаты  подошли  к  нам  и  начали  распрашивать  про  немцев , про  ракетницы немецкие  ( нет  ли  их  у  нас,   про пистолеты  «Вальтер»).  Посовещавшись  между  собой ,  решили в городок  не  заходить ,  а вернуться  к своим и  продолжить   движение  в  сторону   Волоколамска.
            Вот тут,  у  нас  ребят ,  началась радость: « Немцам  Хана!» Все  побежали  по домам,  чтобы  сообщить об  этом  своим  родным.Ну, а потом    начали  обходить  оставшиеся   немецкие  машины ,  другую  технику. А  её  немцы просто  оставляли.    Машины на   морозе  не  заводились.  Вот  и  «шарили» по  этим  брошеным автомобилям и  мотоциклам, в  надежде найти,  что-нибудь  полезное  для  дома.Все  шоссе от  г.  Клина  до Высоковской  было  заставлено    такой  техникой.  Даже кухня  была, с  теплой  водой.  Тоже  немцы  её  бросили.  А трупов  убитых немецких  солдат  было  много .  К сожалению  и нащих  убитых  тоже было  достаточчно. Даже валялись   в  придорожной канаве и наши  и  немцы..Один труп молодого  немца лежал    на обочине  дороги.  Немец  был  в  одном  кителе  ,   с шевелюрой   белокурых  волос ,  отдельные  волосинки   колышились  от  ветра.  Одна  рука  была вытяянута  в  напрвлении   дороги.  Лицо было   мраморным   ,  замороженыым.Проходившие войска  не трогали  его.  А  гражданские -молча обходили   лежавший  труп.Вдали  темнели  темные  кучки полузанесенных  снегом мертвецов.  Не  поймешь,  кто  чей.

         Осташиеся  на   поле . занесенные  снегом трупы  пролежали  до  марта месяца , пока не  расстаял  снег  на  полях.А  в  марте прибыли   специальные  команды по  захоронению этих  труповэ  Сначала  пытались отдельно  складывать  наших, а  потом немцев.  Но за  зиму   все  трупы  так  были обезображены, раздеты. ,  что  никто  не мог  точно определить  их  принадлежность  к  тем или  другим военным. И хоронить  их стали рядом,  на опушке  леса,   во  рвах ,  которые  взрывали  или  бульдозером  копали. Впоследствии,  недалеко от  мест  захоронений   поставили памятник  советским солдатам -  освободителям.  Так  закончился  мой период  жизни в  оккупации.Ну  а а потом была  учеба,  работа  в колхозе деревни  Колосово,   поступление  в   1-ю   московскую   артиллерийскую  специальную  школу,  ,потом в  училище  и  42  года  службы  в  Вооруженных  Силах страны.