Родился 13 марта 1907 года в городе Владимир Владимирского района Ивановской области (Россия). Русский.
В РККА с мая 1931 года.
В звании лейтенанта командовал звеном в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 года по 27 марта 1937 года в качестве пилота истребителя И-16.
После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен на должность командира отряда 1-й истребительной авиационной эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 октября 1941 года.
В звании майора был сначала заместителем, а потом с ноября 1941 года - командиром 590-го истребительного авиационного полка (позже стал 590-м штурмовым авиационным полком, а в феврале 1943 преобразован в 43-й гвардейский штурмовой авиационный полк). Воевал на Южном фронте в 1941 году.
«…Погода выдалась хмурая. Над донецкой землей низко плыли косматые облака. Временами шел дождь. Боевых вылетов не предполагалось. Используя вынужденный перерыв, неутомимые техники ремонтировали подбитые самолеты.
Неожиданно поступил приказ - всеми исправными самолетами нанести штурмовой удар по движущейся колонне танков врага.
Инженер части доложил командиру, что готовы лишь пять И-153. Соколов, оценив обстановку, подобрал наиболее подготовленных летчиков. Решил вести их в бой сам. Взлетели всей пятеркой и сразу же скрылись в густой пелене облаков. Так, невидимые с земли, пересекли они линию фронта. Но там, на территории, занятой врагом, погода начала несколько улучшаться.
Соколов осмотрелся. Война в Испании, воздушные бои, проведенные там, научили его быть зорким. Не случайно друзья-летчики за дальнозоркость звали его «Саша - соколиные глаза». И на этот раз командир первым увидел на темном облачном фоне несколько силуэтов.
«Делай, как я!» - подал он команду летчикам и тут же вошел в облака. «Важно, чтобы враг не заметил», - так поняли его ведомые. Инстинктом учуяв дерзкое намерение командира, они прижались к нему крыло в крыло. Соколов мелким креном разворачивался в облаках на угол перехвата и, рассчитав время, стал снижаться. Когда пятерка вывалилась из облаков, буквально метрах в 300 - 400 впереди оказались пять транспортных самолетов противника.
Фашистские летчики не успели опомниться, как были накрыты дружным залпом реактивных снарядов. Потребовалось несколько секунд, чтобы все пять самолетов вспыхнули. В них, как стало потом известно, находились видные чины гитлеровского штаба, прибывшие для руководства операцией по захвату Ростова. Выполнив дерзкую атаку, соколовская пятерка не менее успешно вышла на главную цель и уничтожила немало фашистских танков…»
(Из газеты «Красная звезда», 6 ноября 1969 года)
К середине июня 1942 года имел общий налет 1.540 часов, произвел 22 боевых вылета, в том числе 18 – на штурмовку, 4 – на разведку. Уничтожил 10 автомашин, 1 зенитное орудие, 1 зенитный пулемет, 55 солдат и офицеров.
Воевал на Закавказском фронте.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
Весной 1943 года окончил краткосрочные командные курсы в Москве.
Участвовал в освобождении Крыма с ноября 1943 года по май 1944 года, произвел 8 боевых вылетов.
В боях за освобождение Белоруссии в июне-июле 1944 года произвел 2 боевых вылета.
Участвовал в освобождении Польши, в боях за Германию, произвел ещё 12 боевых вылетов.
До самого конца войны командовал 43-м гвардейским штурмовым авиационным полком.
Летал на самолетах И-15бис, И-16, И-153, ЛаГГ-3, Ил-2.
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
24 марта 1947 года в звании подполковника уволился в запас.
Работал в гражданской авиации.
По состоянию на 1969 год проживал в городе Москва (Россия).
Награжден орденом Ленина (09.09.1942), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937, 13.08.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (22.05.1945), орденом Красной Звезды (06.05.1946), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и другими.