Когда-то куры высоко летали

Вадим Сыван
                КОГДА-ТО КУРЫ ВЫСОКО ЛЕТАЛИ

      Орёл учил орлёнка летать. У орлёнка дух захватывало и от высоты, и от расстилавшихся под ним просторов земли, и от того, как он ловил своими ещё неокрепшими крыльями ветер, приноравливаясь к необычным ощущениям полёта.  Сегодня он впервые самостоятельно вылетел из гнезда, а не сидел в нём и не ждал, когда отец принесёт ему пищу. Орлёнок был горд собой. Он видел, что и отец гордится им, и от этого у него захватывало дух ещё больше. Его младший брат, вылупившийся из яйца на два дня позже, завтра тоже будет впервые летать. Но сегодня летает ОН! Восторг переполнял учащённо бившееся сердце орлёнка, и он издал радостный клёкот.
      Вон, внизу стоят странные квадратные камни, возле которых копошатся странные существа на двух ногах. Это, наверное, и есть «люди-человеки», о которых им рассказывали родители. К ним близко подлетать нельзя! Возле двуногих ходили и четвероногие существа. Так, надо вспомнить, что о них рассказывала мать. Большие, с лохматыми хвостами, это лошади. Их орлу не поднять. Существа чуть поменьше, но с рогами – это коровы; ещё чуть поменьше – собаки. А вот то существо, лежащее на крыше и внимательно наблюдающее за орлёнком, это – кошка. Ух, какие у неё глаза! Даже отсюда видно.
      Опа! А это что за существа?!.. Вроде бы – птицы… Но если это птицы, то почему они не летают? Вон, какие они большие. Ходят себе по земле, зачем-то стукаются головой о землю.
      – Папа-а-а! – закричал орлёнок.
      – Что случилось, сын? – встревоженный отец тут же оказался рядом.
      – А что это за птицы ходят возле людей-человеков? Почему они не улетают? Им что, не хочется порезвиться в небе?!
      – Мы сейчас вернёмся домой, и я тебе с твоим братом расскажу о курицах, и постараюсь ответить на твои вопросы.
      – А может, ещё полетаем, а пап?
      – Тебе пора домой, а то назад потом не долетишь.
      – Ну да, у меня уже крылья болят с непривычки. Папа, а завтра я полечу?
      – Полетишь! Теперь ты будешь летать всегда. Завтра я буду учить тебя догонять еду, падая на неё камнем.
      – Здоровско!..
      Они вернулись в родное гнездо, где отец похвалил старшего сына при матери и брате. Потом отец несколько раз слетал на охоту, принося им всем еды. После обеда мать стала подправлять гнездо, некоторые ветки которого очень уж мешались внутри. Это их орлята своими клювами повытаскивали. Но это было давно, когда они были ещё совсем маленькими и глупыми птенцами. А теперь они подросли, и настало время им летать. «Большие вы уже выросли, орлята!» – так сказала вчера мать... Орлята прижались друг к дружке, а их отец, сев на стенку гнезда, начал рассказ.
      «Давно это было: несколько тысяч лет назад. Тогда куры летали высоко в небе и соперничали с нами, орлами. Крылья у них были большими, и клюв был помощней, чем у теперешних. Это были свободолюбивые птицы. Чего уж там, доставалось порой от них и нашим предкам. Славные бойцы были их петухи. Мало кто осмеливался вступать с ними в открытый небесный бой. И лишь мы, орлы, не позволяли им считаться королями неба.
      Как-то их куриный царь, вожак всех петухов и кур, пролетал над селением, где живут люди-человеки. Надо сказать, что люди-человеки очень хитры и коварны. А свои гнёзда они строят из камня, или глины, или из толстых брёвен от деревьев, а не как мы – из веток и сучьев. На этих гнёздах они делают крыши, которые защищают их от солнца и дождя, снега и ветра. В этих гнёздах есть двери, защищающие их от зверей и других людей-человеков. Ещё они делают окна, чтобы видеть, что творится снаружи. Но, говорят, что в их гнёздах очень мало чистого воздуха. Такие же гнёзда, но без окон, они сооружают и для всех зверей, которых смогли приручить… Так вот, куриный царь увидел возле одного из человеческих гнёзд девочку, играющую с разноцветными ленточками, привязанными к палочке.
      Петухи позволяли себе иногда воровать человеческих детёнышей. Они поднимали их высоко в небо, а потом сбрасывали на камни, чтобы затем питаться мясом разбившихся детей. Вот и этот вожак решил схватить девочку и унести в горы, чтобы там бросить её на острые камни. Но девочка заметила тень, быстро передвигающуюся по земле, обернулась и, увидев петуха, успела отпрянуть в сторону. А когда петух вместо неё схватил своими цепкими когтями лишь пучок травы, то девочка кинула в петуха палочку с ленточками. Палочка застряла у петуха в хвосте, и он с криком обиды взмыл вверх. А разноцветные ленточки стали красиво развиваться вслед за куриным царём. Никак петух не мог избавиться от ленточек. Долго он летал с ними по небу и… привык к ним. Они даже стали ему нравиться. А уж когда куры стали с любопытством и уважением на него засматриваться, то захотелось петуху, чтобы эти ленточки остались в его хвосте навсегда. А чтобы это произошло, то обратился он с просьбой к Богу:
      – О, Владыка Мира! Сделай так, чтобы у меня навсегда остался такой красивый разноцветный хвост.
      Тут возопили и другие петухи, позавидовавшие своему вожаку: «Мы тоже хотим иметь такой красивый хвост!.. Владыка, помоги нам, петухам!..»
      Усмехнулся Всевышний и молвил:
      – Эти ленточки сделаны людьми, а потому я не могу сделать вам такие же хвосты. Но могу сделать настоящие – перьевые, которые смогут остаться навсегда у вас при условии, что вы останетесь служить людям, придумавшим такой красивый хвост. Чем-то всегда приходится жертвовать: или – красивый хвост, или – свобода. Выбирать вам. Только запомните, что прирученные человеком животные уже никогда не будут свободными. Потому что свобода как таковая им становится  уже не нужна: человек их кормит, оберегает и ухаживает за ними.
      – Ну, если человек и кормит, и оберегает, то мы согласны! – не раздумывая, заорали петухи. – Зачем нам тогда свобода?! Зато хвосты у нас будут красивыми, как у нашего вожака!
      – А куры ваши будут согласны с вашим решением? – спросил их Боженька.
      – Да чего их, кур, спрашивать-то?! У них ведь мозгов – как у… куриц. За такими красивыми хвостами они куда угодно пойдут, и будут служить человеку.
      – Ну, ну!.. – вновь усмехнулся Владыка Мира, – заметьте, я вас ни за язык, ни за хвост не тянул. Сами решили свою судьбу. А уж моё дело – немного помочь вам. Но сразу всех вас не сможет принять человеческая семья, а потому сначала ваш мудрый вожак с несколькими курами сегодня же и отправится к тому человеку, который сделал такую красивую ленточку для своей дочери. О том, как будет житься вожаку у человека – он сам вам и будет рассказывать. А уж вы потом в другие человеческие семьи прилетите жить-служить.
      – Уррра! У нас будут разноцветные хвосты, а не серые огрызки как у орлов, – хором заорали обрадованные петухи.
      …К вечеру куриный царь с десятью курицами подлетели к жилищу человека и опустились прямо во двор. Хозяин услышал громкий лай собак-сторожей, выглянул в окно и увидел птиц. Он вышел из своего дома, взял хворостину и загнал птиц в небольшую постройку, дабы их не съели собаки. Но птицам в постройке было очень тесно, и тогда человек обрезал им всем крылья, и только хвост петуха не стал обрезать, уж слишком он был красив. Курицы заквохтали: «А где же обещанная нам еда?!..» Хозяин смекнул, что птицы голодны, но лишнего мяса у него не было. Он насыпал в миску зерна, и стал разбрасывать зерно по полу, чтобы его казалось больше, и чтобы хватило всем птицам сразу. Когда куры начали клевать угощение, то человек произнёс:
      – Отныне вас буду кормить зерном. А мясо… а мясо добывайте себе сами: в земле много червей, а среди травы найдёте насекомых.
      Поели куры, и им понравилось зерно. Рано утром хозяин перед своей работой вновь покормил птиц, разбавив зерно горохом. Птицы с удовольствием поклевали, благодарно кивая головами. Хозяин выпустил их во двор, чтобы они сами себе искали червяков, так как ему было некогда червей копать – у него и других дел полно по хозяйству. Вожак сразу же нашёл жирного червяка и заорал во всё горло: «Меня устраивает такая жизнь! И посмотрите, какой у меня красивый хвост!» Петух даже взлетел на забор, чтобы все куры видели его разноцветный хвост. Да и не только куры, но и другие обитатели, живущие с человеком.
      Крик куриного царя услышали другие петухи: рано утром петушиный крик слышен далеко. После этого ещё один петух с несколькими курицами спустился с гор жить к другому человеку…
      После обеда бывший петушиный вожак вновь прокукарекал на всё селение, что у него самый красивый хвост… И после ужина прокукарекал… На следующее утро он вновь оповестил всех своим криком о красоте своего хвоста… После обеда – опять… Но тут человек взял хворостину и прошёлся ею по спине крикливого куриного царя: «Хватит постоянно орать! Достаточно того, что ты будешь только по утрам всех оповещать – когда солнце встаёт. А то от твоего крика уже голова болит».
      С тех пор так и повелось: живут петухи с курицами среди людей, дают им яйца и куриное мясо. Живут без свободы и без мяса. Но с красивым хвостом».
      Отец-орёл замолчал. А орлёнок, который ещё ни разу не летал, и который ещё не видел петухов, недоумённо спросил:
      – Пап, а ты зачем рассказал нам эту историю? Чтобы мы гордились своими серыми неказистыми хвостами?
      – А вы сами подумайте над моими словами, – ответил отец.
      – Пап, так получается, что только люди-человеки выиграли от того, что петухи с курами стали жить с ними? – вновь спросил младший орлёнок.
      – Люди-человеки одновременно и приобрели, и потеряли. После того, как были приручены куры, то стали люди подвержены нашей птичьей болезни – гриппу. За всё приходится платить, в том числе и людям-человекам.
      А старший орлёнок, который сегодня научился летать, задумчиво сказал:
      – А я бы не хотел быть петухом, пусть и с красивым хвостом. Ведь свободно летать там, где тебе хочется – это так здоровско!
      – Правильно, сын! Всем всегда приходится делать выбор: либо – сытая еда, а с нею – хворостина, либо – вечная охота, но и – независимость с безграничным полётом. И каждый сам решает, как ему жить.
      – Ну вот, и гнездо починили, – сказала, довольно оглядев свою работу, мать-орлица. – А теперь и я слетаю – разомну свои крылья. Засиделась я тут с вами, орлята, в уютном гнезде. Воздуху хочется глотнуть полную грудь, да на просторы земные взглянуть с высоты птичьего полёта.
      Мать грациозно взлетела, а её супруг и сыновья, высунувшие головы из гнезда, смотрели, как она красиво и свободно закружила над горами. И вдруг орлица, что-то разглядев, сложила крылья и камнем ринулась вниз. Отец гордо подмигнул сыновьям.

                04.05.2015 г.