Исповедь труса. Эпилог

Владимир Караевский
                Эпилог.

          Что-то  изменилось во мне после маминых похорон. Видимо, такое количество связанных со смертью размышлений и переживаний под воздействием стресса не могло не перейти в качество. Предчувствие чего-то особенного, важного не покидало меня на следующий день.

          Вечером на автобусе возвращался домой, мозг прокручивал слова и образы последних суток.

          Вот сын Женя подходит к гробу проститься с бабушкой. Слегка наклоняется над покойной, не прикасаясь губами ко лбу. Никто этого не замечает, но я стою с другой стороны и мне все видно и все понятно. Пять лет назад к гробу родной тетки я вообще не смог подойти. Похоже, сыночек испытывает чувства, схожие с моими.

          Вот отец говорит мне, что ему теперь незачем жить и лучше умереть, а на мои возражения отвечает:

          - А знаешь, мне совсем не страшно. Раньше боялся, думал - как это так, я умру, и меня не будет?! А теперь не боюсь, хоть завтра помирать, честное слово. Ты ведь меня похоронишь, сделаешь все как надо?

          И я понимаю, что это не просто вопрос, это очень важный вопрос, и на него надо обязательно ответить.

          - Папа, за это не волнуйся... Ты только живи, пожалуйста... Не надо торопиться.

          А еще вспоминаю слова жены о том, что горько, конечно, что мама умерла, но такова жизнь. Хочется, чтобы родители жили во здравии как можно дольше, но и 78 лет неплохой результат, и неизвестно, что нас ждет. И это нормально, когда дети хоронят своих родителей, а не наоборот, слава богу.

          Не поспоришь...

          Я еду и вспоминаю, еду и думаю...

          Главный закон жизни состоит в том, что жизнь конечна, все люди смертны. Как это ни парадоксально звучит, но Главный закон Жизни есть Смерть! Вот чему нужно учить с детских лет, чтобы мы умели ценить этот драгоценный дар - нашу жизнь.

          Ведь как мы живем? Как будто мы бессмертны, как будто впереди у нас вечность! Тратим жизнь на всякую ерунду, на какие-то мелочи. Постоянно "доживаем": до понедельника, до зарплаты, до отпуска, до нового года, до нового века. Всё время чего-то ждем: выходных, дня рождения, у моря погоды, удачного расположения звезд. Привычно откладываем нужные дела, важные разговоры, ответственные решения на завтра, на послезавтра, на "после выходных", на "после отпуска", на следующий год. Из-за этих доживаний, ожиданий, откладываний обесцениваем нашу жизнь Сегодня, живем одним только Завтра. Теряем драгоценное время такой короткой, единственной, уникальной жизни.

          А жить нужно Сегодня! Наполнять каждый день значимыми событиями, яркими впечатлениями, полезными делами. Узнавать что-то новое, учиться, читать правильные книги, общаться с умными людьми, делиться с друзьями, влюбляться и любить, творить красоту, добро, радоваться жизни и быть счастливым! Сейчас, сию минуту, сию секунду! И это никак не зависит от материального благополучия, хотя и оно не будет лишним. Это все в голове! "Хочешь быть счастливым - будь им!" - известная фраза. Чтобы быть счастливым, нужно перестроить свое сознание.

          И перестройка уже началась…

          По дороге домой, в полупустом автобусе я ясно представляю себе, как настанет день, и я умру. Мой сын будет меня хоронить. Он у меня умный мальчик, он все сделает, как надо. И если понадобится, он закроет приоткрывшиеся глаза и поправит скрещенные руки, а в минуту прощания ощутит губами ледяной холод когда-то теплой и живой плоти.

          Так и должно быть, дети должны хоронить своих родителей, а никак наоборот. Это нормально, это жизнь.

          Я думаю о своей смерти и с удивлением понимаю, что мне не страшно. Нет смысла бояться, ведь страх ничего не изменит. Смерть - закон жизни. И ужаса больше нет! Есть печаль, сожаление, но не ужас! Я испытываю колоссальное облегчение - я свободен, я больше не боюсь!

          Мама столькому научила меня за всю свою жизнь! Но и смертью своей она сумела дать мне очень важный, бесценный урок. Благодаря ей, я избавился от самого большого страха в своей жизни - страха смерти. Я знаю, что в свое время я умру, что меня больше не будет, но я осознаю и воспринимаю это без паники и без страха. Таков закон жизни. Я понял. Я принял. Я больше не боюсь!

          Спасибо, мама!

                Калининград-Советск
                12 июня 2014 г.