Мои военные песни

Татьяна Гусарова
Недавно была по приглашению в Консерватории на концерте, посвящённом Дню Победы. Прекрасные коллективы и солисты исполняли песни военных лет. Уревелась вся.

На словах «из сотен тысяч батарей За слёзы наших матерей, За нашу Родину огонь, огонь» слёзы потекли рекой. Вспомнила, как пели эти песни за праздничным столом мои родители со своими друзьями. А ещё они любили «Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу», «Песню военных корреспондентов», «Пора в путь-дорогу» и много других. Ещё почему-то любили песню о Ленинграде («Город над вольной Невой…»), кстати, любимую песню президента Путина.

А еще вспомнила рассказ мамы о том, что, когда, ещё задолго до войны, она пела песню со словами:

Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы,
Не видать им красавицы Волги
И не пить им из Волги воды,

мой умный дед, сказал:
- Доченька! И увидят Волгу, и воды ой как напьются…

Деда своего я не знала. Его расстреляли фашисты. Он был в составе истребительного батальона (такие батальоны создавались для подрывной деятельности в тылу на оккупированной территории) в г. Новосокольники Псковской области – крупном железнодорожном узле, где скрещивались дороги с севера на юг и с запада на восток. Его стали бомбить в первые дни войны. А вскоре после прихода немцев (уже в июле 1941) нашёлся предатель, и все члены отряда на глазах у жителей города, в т. ч. его жены, моей бабушки, были казнены.

В прошлом году мы со старшим сыном впервые побывали в музее города Новосокольники, и, когда я на одном из стендов увидела дедушкино фото, которого не было в семейном альбоме, ощущение было непередаваемое.

А ещё вспомнила, как в свой последний, 86-й день рождения, 10 апреля 2011 года, мама при большом стечении народа пела много-много песен, в том числе военных, да так, что лопнул воздушный шарик! А моя кузина Лена вдруг заплакала. На мой вопрос, почему она расплакалась, она ответила, что у неё вдруг возникло ощущение, словно видит мою маму в последний раз. Так и вышло – через три месяца мамы не стало.

Любимой песней моей мамы, бабушки и маминых братьев была песня «Враги сожгли родную хату». Когда они пели её, часто - под гитару дяди Володи и баян дяди Лёни, то тоже плакали. Вероятно, потому, что родной город был полностью стёрт с лица земли, так как Новосокольники постоянно бомбили и немцы, и свои. Наше родовое гнездо тоже было разрушено, а маме чуть не оторвало руку. Зашивал её и выхаживал маму врач-немец. Мама вообще говорила, что из оккупантов самыми злыми были финны.

А мои любимые песни войны - «Песня защитников Москвы», когда её поёт мощный мужской хор, «Ой, туманы мои, растуманы» в исполнении хора им. Пятницкого и «Соловьи».

Из песен советского периода всегда с удовольствием слушала «Поклонимся великим тем годам» в исполнении непременно Зыкиной (мороз по коже!) с хором Александрова. Сейчас её поёт Кобзон. Извините, Иосиф Давыдович, но совсем не то….

А мои дети военных песен, увы, не знают.