Один за всех и все за одного

Магда Кешишева
   Доподлинно известно, что герои романа Александра Дюма "Три мушкетёра" - Атос, Портос, Арамис и д' Артаньян -  действительно существовали. Реальны также и некоторые герои второго плана, в частности, Миледи.

   В предисловии к роману в 1844 году Дюма писал, что приблизительно год назад, отыскивая материал для новой книги в Королевской библиотеке, наткнулся на "Воспоминания господина д'Артаньяна". Автором этих воспоминаний был некий Куртиль де Сандра, описавший французский королевский двор 17 века как сборище авантюристов, шпионов и плутов. Естественно такое "откровение" не могло обрадовать  во Франции власть держащих, и поэтому - как это было принято в то время - книга была издана за границей. Дюма не очень доверял автору: в его книге было много вымышленных персонажей, в литературном отношении она была слабой и никуда не годна исторически. А сам д'Артаньян - и это известно доподлинно -  никаких мемуаров не писал. Но интересно, что воспоминания эти были изданы в объёме трёх томов, и для Дюма стали источником правдивого описания нравов того времени.

   Итак, д'Артаньян. Настоящее имя его - Шарль де Кастельмор. Оказавшись при дворе, он взял себе фамилию матери и с тех пор назывался д' Артаньяном. Он участвовал в боевых действиях и выполнял тайные поручения. Но если романтический герой Дюма увлёкся бокалейщицей Бонасье, то реальный герой увлекался знатной аристократкой Шарлоттой де Шанлеси, которая и стала его женой. Но д' Артаньян в семейной жизни не обрёл счастья, так как тайно любил королеву Франции Анну Австрийскую. Это Дюма узнал из биографии д'Артаньяна, написанной Шарлем Самараном. Но Дюма пренебрёг этим фактом: он решил, что любовь дворянина и простолюдинки более романтична.

   Подробности быта и обычаи мушкетёров Дюма узнал из мемуаров Куртиля. Там же он заимствовал имена трёх мушкетёров. Эти мушкетёры в жизни дружили более тесно, чем в романе, так как были двоюродными братьями и воспитывались вместе. Но Дюма  одарил их удалью и смелостью, которой в жизни они не проявляли. Дюма ознакомился и с другими источниками. В одном из них он вычитал, например, что Атос - сын богатого выходца из низов, который купил себе за деньги дворянский титул. Портос - сын армейского чиновника, а Армис - потомок квартирмейстера мушкетёрской роты. Однако Дюма не очень доверял всем этим источникам, и использовав то, что ему показалось интересны, создал увлекательный роман с героями - рыцарями.

   Знаменитая история с подвесками произошла в действительности. Однако подвески были посланы тайно с нарочным, которым и оказался д'Артаньян, а не переданы из рук в руки Анной Австрийской герцогу Бэкингему.

   Другой не менее знаменитый персонаж - графиня де Ля Фер, она же  - леди Винтер, или Миледи. Подлинное её имя - графиня Жанна де Ламотт. Её историю Дюма знал, но перенёс действие на полтора века назад.

   Согласно историческим хроникам, в 1786 году по заказу Марии - Антуанетты в Париже ювелиры изготовили невероятно дорогое бриллиантовое ожерелье стоимостью один миллион 600 тысяч ливров. Его - то и решила украсть Жанна, фрейлина королевы и,"по совместительству", фаворитка короля. Именно она тайно сообщила кардиналу де Роану, что королева заказала ожерелье, но заплатить и забрать не может, так как боится гнева короля. Жанна попросила кардинала стать доверенным лицом и удовлетворить этот "небольшой дамский каприз." Графиня показала кардиналу фальшивое письмо с подлинной подписью королевы, якобы подтверждающее всё это. Но кардинал почему - то засомневался и пожелал встретиться  лично с Марией - Антуанеттой. Графиня Жанна де Ламотт умело разыграла эту встречу. Рандеву происходило в полутёмной комнате, где  переодетая проститутка сыграла роль королевы. А кардинал, до этого безуспешно искавший способ восстановления своего реноме при дворе, был доволен и купил у ювелира ожерелье, дав слово выплачивать его огромную стоимость по частям. А Жанна, в свою очередь, обещала лично передать королеве ожерелье.

   Мошенничество открылось, когда пришло время вносить первый взнос. У кардинала не было необходимой суммы, и ювелиры, оставшиеся без колье и без денег, пожаловались королеве. А хитрая графиня, получив ожерелье, переправила его мужу в Англию, где он его по частям продал. Обманом втянутого в авантюру кардинала заключили сперва в Бастилию, затем, оправдав, отправили в дальний приход, подальше от Парижа.

   А что стало с Графиней де Ламотт? Прошёл шумный судебный процесс, и хотя она была королевских кровей, её подвергли унизительному наказанию - публичной порке с выжиганием на плече королевской лилии, а затем пожизненному заключению в тюрьму Сальпетриер. Через 10 лет с помощью подкупа и связей Жанне де Ламотт удалось бежать а Англию, где следы её затерялись.

   Через какое - то время в приходской книге одной из лондонских церквей появилась запись, что графиня покончила с собой, выбросившись из окна гостиницы. Но история на этом не заканчивается.

   Иммитировав самоубийство, графиня перебралась в Петербург, где представилась эмигранткой, графиней Гаше, бежавшей от зверств французской революции. Тут она почти не лгала: её действительно разыскивали, но не за аристократическое происхождение, а всё за то же колье.

   К беглянке - неизвестно, зачем - проникся уважением сам Александр I, которому она рассказала о себе красивые небылицы. Но и в Петербурге аферистка долго не задержалась. Получив российское гражданство, она обосновалась в Крыму. Есть сведения, что она то сотрудничала с контрабандистами, то пыталась обратить в христианство местных татар. Известно также, что после смерти графини было заведено уголовное дело "О розыске в имуществе покойной графини Гаше тёмно - синей шкатулки."

   Причина возбуждения дела такова. Жанна накануне смерти разбирала бумаги, что - то бросая в огонь. Со слов её служанки, госпожа, якобы, бредила какими - то бриллиантами и завещала похоронить её в чём есть, не обмывая и не переодевая. Но эта просьба была нарушена. И, как следствие, на её плече было обнаружено клеймо в виде лилии. Вскоре о смерти графини узнали в Петербурге, и по высочайшему распоряжению в Крым прибыл курьер, чтобы изъять из вещей графини какую - то шкатулку. Однако поиски не увенчались успехом. Шкатулку - то нашли, но она оказалась пустой.

   Недалеко от нынешнего Артека, на старом кладбище, вплоть до начала 20 века можно было отыскать заросшую мхом могильную плиту с именем авантюристки. Сейчас на месте старого погоста раскинулся фруктовый сад, а старые надгробья народ растащил для возведения фундаментов своих домов.

   Украденные бриллианты Марии - Ануанетты до сих пор не найдены. Многие считают, что они закопаны где - то в Крыму, а так называемая, Белая графиня - привидение, наиболее известное среди артековских  призраков - это и есть не нашедшая покоя душа Жанны де Ламотт, охраняющая свои сокровища.

  P.S. Использован материал журнала "Тайны 20 века".