Рожденые в 1926 году

Валентин Уваров
РОЖДЕНЫЕ В 1926 ГОДУ


Были воины, внесшие в победный аккорд Советской страны свой великий вклад. Они отдали Победе самое ценное, что у них было, свои жизни. Не получив за это ничего, даже доброй памяти. Об этом, почему-то, все молчат, никто не вспоминает, не говорит, не пишет. Только один поэт написал о них песню. Хотя прямо не указал, кому эта песня посвящена. Вот один куплет из этой песни. «Последний бой, последний бой, он самый главный, а я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму. А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму!» Произнося всё вышесказанное, я этим утверждаю только одно – последний военный призыв в ряды Советской Армии, проведенный в мае, июне 1943 года был особенным. В чём его особенность? Это был последний военный призыв в ряды действующей Армии, последующий очередной призыв в Армию был проведен только после окончания войны. Вы помните песню о Гражданской войне, в которой молодой паренёк добровольцем шёл в Красную Армию, что сопровождалось фразой: «Шёл мальчишке в ту пору восемнадцатый год». Так вот, когда проводился последний военный призыв в Советскую Армию, призывникам шёл только семнадцатый год. Когда я проходил военно-призывную комиссию, мне было шестнадцать с половиной лет, остальные были немного постарше, но не выходили из семнадцатилетнего круга. Большинство из них, комиссией были признаны годными к военной службе и отправлены в армию, кроме некоторых. Но не пугайтесь, не на фронт. Не такое у нас было правительство, чтобы отправить этих мальчишек воевать. Их призвали в армию для того, чтобы после небольшой подготовки, подменить ими, бойцов старше их по возрасту, нёсших внутреннюю службу. Теперь о «некоторых». В эту группу входили, в своём большинстве, те, кто по своему состоянию здоровья к несению военной службы вообще были непригодны. А остальные, такие как я, по состоянию здоровья были признаны временно непригодными к призыву и призыв их в армию был отсрочен. Мне была установлена двухмесячная отсрочка, однако, дела сложились так, что в армию, в то время, я так и не попал..А произошло вот что. В июне месяце 1943 года на Кубани проводился набор, в том числе и в станице Апшеронской, в Ростовскую спецшколу ВВС. Отец мой внёс и меня в список претендентов на поступление в эту школу. Я прошёл комиссию и был зачислен в её состав. Спецшкола, в то время находилась в Ереване. Вот нас и повезли туда. Некоторые могут сказать или подумать, что отец мой таким образом хотел уберечь меня от призыва в армию, и ошибутся, в то время учащихся спецшкол призывали в армию так же, как, и учащихся обыкновенных школ. От призыва нас уберёг другой человек, тоже наш общий отец. Это был И.В.Сталин. Летом 1943 г. Сталин провел Реформу Армии. По этой реформе в Армии создавался офицерский корпус, и новые знаки командирского отличия – погоны. Кроме этого, по реформе из армии отзывались учителя и преподаватели, и, вдобавок ко всему, был наложен запрет на призыв в армию учащихся военных спецшкол. Интересна была реакция военных и нас, спецов, как нас кратко звали, на введение погон. Когда огласили приказ на введение погон. Многие говорили, зачем они нам. не будем их носить. Но это только до того, как выдали пагоны, а как только получил погоны так все сразу и побежали приделывать их к своим гимнастеркам.
В Ереване Ростовская спецшкола ВВС находилась до окончания учебного года. После госэкзаменов, летом 1944 года, наша школа вернулась в Ростов на Дону. Летом 1945 года, после сдачи экзаменов на Аттестат зрелости, мы прошли медкомиссию и нас определили для несения военной службы в Батайское летное, истребительное училище.
А как же сложилась жизнь тех ребят, которые были призваны в армию? Они спокойно несли свою службу во внутренних войсках, пока не наступил 1945 год. В конце 1944 года в средней Европе завязалась битва за Будапешт и Венгрию. В Венгрии совершилась революция, новая власть, которая объявила Германии войну. Немцы повели наступление на революционные районы, с целью задушить революцию. В это время Будапешт восстал. На помощь революционной Венгрии, пришли советские войска, и 13 февраля 1944 года вошли в Будапешт.
Потерпев поражение, немцы не успокоились, а начали готовить реванш. Для взятия Будапешта они стали стягивать свои войска, войска своих сателлитов,. Даже стали снимать свои воинские части противостоящие нашим союзникам. Наши войска, заняв оборонительные сооружения по рекам Тисе и Дунай и по линии озер Веленце и Балатон, также начали подтягивать дополнительные силы, людей и технику. Каждая из противостоящих сил понимала, что это не просто сражение, а сражение знаковое, решающее, кто победит в нём, тот победит и в войне. Поэтому командывание вкладывало в его подготовку, всё, что только могли и имели. Вот здесь и пригодились «рожденные в 26 году». На это время они уже достигли восемнадцатилетнего возраста. Из них были сформированы отдельные воинские части и отправили в Венгрию, на озеро Балатон.
6 марта 1945 года начались боевые действия. Советские войска держали оборону. Немецкие войска наступали. Битва была жестокая и упорная, длилась она всего 9 дней, но потери на ней, с обеих сторон, были огромные. Уже к 18 марта 1945 года, немцы прекратили наступательные операции, а советские войска начали наступление на Австрию. Я не имею данных о понесенных армиями потерях. Надеюсь, что специалисты восполнят этот пробел. Знаю только, что наши мальчишки стояли на смерть, они не дрогнули. Мне удалось, вскоре после войны, побеседовать с одним из участников этой битвы. Это был мой старый друг, мы с ним не один год сидели за одной партой. Я был в отпуске, он демобилизован по состоянию здоровья, из-за нескольких ранений. Лейтенант. Он говорил, о наших ребятах, что очень тяжелый был бой, много было убитых, ещё больше раненых, но никто не дрогнул, не побежал, и немцы не прошли. Больше своего друга я не видел. На следующий день кончался мой отпуск .и я уехал, Когда я приехал домой в следующий раз, его уже не было. Он умер от незаживающих ран. По его словам, из наших ребят последнего призыва выбыло из строя значительно больше половины. После окончания боёв, раненых отправили в тыл, убитых похоронили в братских могилах на берегу озера Балатон. Дали залповый огонь, поставили небольшой памятник. После этого оставшиеся в живых ребята, рожденные в 1926 году, были приписаны к разным частям и отправлены добивать фашистского врага в его собственном логове. Сколько из них дожили до Победы я не знаю. Думаю, что немного.
В заключение, хочу обратить ваше внимание на одну особенность данной эпопеи. После окончания сражения не составлялись наградные листы, не выдавались награды и не потому, что надо было хоронить погибших товарищей, а потому, что в этом сражении наряду с рядовыми воинами гибли и те, кто командовал ими, кто должен был составлять наградные листы и определять степень их героизма. Окончилась битва, а назвать героев было некому, да и как их выделишь, отдельных героев, когда героями были все. Вот так и получилось, что отчеты о героизме отдельных бойцов не были написаны, а массовый героизм в расчет не принимался .Так и получилось, что сейчас, когда идёт подготовка к празднованию семидесятилетия Победы, нигде в печати нет и упоминания о героях Балатонской битвы и в частности о воинах 1926 года рождения.
Некоторые могут спросить: а чего ты хочешь, о чем хлопочешь? Чего добиваешься? Хочу я совсем немногого. Во - первых, чтобы наши журналисты нашли отчеты о битве на озере Балатон и ознакомили народ с его героями. Проверили состояние братских могил героев Балатона и привели их в порядок, если это требуется. Нашли бы в Москве, где-нибудь уголок, может на Поклонной горе, и поставили бы там хотя бы небольшой памятник, к которому люди бы шли и несли цветы и кланялись молодым героям до самой земли. Они вступили в жестокую битву с врагом, за свою Родину, и победили. Оставив свои жизни на победном Алтаре. Я хочу, чтобы в день Победы, все честные люди Земли, узнав о подвиге только что вступающих в жизнь, молодых людей и низко бы поклонились им. Пусть эти мальчишки станут примером для всей молодежи России и мира. Ещё мне хотелось бы узнать, сколько в настоящее время в России живых мужчин 1926 года рождения? Может я последний. Мне уже 88 лет и 6 месяцев.
И в заключение хочу пояснить, почему я в начале этой небольшой повести заявил, что приведённая в ней цитата из песни о молодых воинах является песней о ребятах последнего призыва. За свою жизнь и тринадцатилетнюю службу в Армии, я понял, что когда молодого человека не достигшего возрастной зрелости, внезапно вырывают из семьи и переводят на казарменную жизнь и уставные законы, он попадает в несопоставимое положение. Новая жизнь, вот она, в ней все расписано, все предопределено и никуда от неё не уйдешь. Старая жизнь она уже отстала, в неё не вернешься, это уже скорее не жизнь, а воспоминания, это что-то близкое, родное, и самое близкое и дорогое - это мама. Мама постоянно вспоминается и что-то оставляет в душе, что-то из детства. И это детское остается у человека на всю жизнь. Мне не раз приходилось чувствовать детское в моем поведении, как и наблюдать в поведении солидных людей - старших офицеров. То, что закрепилось в тебе из детства, то уже не изведёшь. И главное в этом – МАМА.