Он пробежал рядом и на переходе в сторону Василеостровского метро, быстрой
знакомой походкой ,вприпрыжку, стал удалятся.
Это был он. Она узнала его среди многолюдной толпы по серому пальто с вечно
поднятым воротником и шапке -кепочке с околышком из чёрного каракуля. Над этим
головным убором хихикал весь коллектив школы. Сутулый и вечно смотрящий под
ноги; точно он, не могла обознаться...
-Бирюков!-закричала она, в панике вспоминая имя...
-Иван!!!-отчество абсолютно не приходило на память...
Трамвай перегородил путь, толпа спешащих в метро людей, скрыла знакомый силуэт.
Она побежала вместе с толпой и опять закричала:
-Иван ...Денисович!- Крик отчаяния вспомнил отчество...
Светило майское солнце, предпраздничное настроение, люди торопились домой -предстояли майские праздники. Никто не оглянулся.
Она остановилась. В ужасе ,что её могут не так понять , замолчала .
Как жаль, что он её не услышал. Могла бы пригласить его в гости-рядом ведь с её
домом и муж был бы очень рад встретиться с Бирюковым, который напутствовал его
при призыве в Армию... Посидели бы, вспомнили былое...
Второй волной ужас накрыл, когда она вспомнила, что так Бирюков выглядел 40
лет назад . Ему сейчас должно быть больше 90...
Он подрабатывал для пенсии в районе Крайнего Севера.
Дети его любили, он вёл кружок рисования и большие полотнища картин,
выполненные масляными красками, на тему "Быт и жизнь ненцев" украшали стены
актового зала.
Бирюков был мастером и по подшивке валенок: из старых голенищ вырезалась
подошва; подошва склеивалась с валенком синтетической толстой верёвкой.
Верёвка плавилась над фитилём керосиновой лампы, а затем её надо было быстро
просунуть между следом валенка и вырезанной из голенища подошвой. Из этой
синтетической верёвки рыбаки плели сети.
Починка валенок и рисование картин происходила под рассказы о Великой
Отечественной Войне . Бирюков был призван на войну почти с первых дней из своей
родной Сибири. Интернатские детки завороженно слушали его рассказы, виртуозно
лепили подошвы на валенки ,и, как обязательный "атрибут" этих уроков
-"одинокий художник" рисующий очередной шедевр, под советы друзей-
одноклассников...
Вспомнилось, как какой-то старшеклассник - "творец ", решил нарисовать
картину под названием " Шаман". С интересом слушал Бирюков и вся
его "команда сапожников" легенды ,рождённые в буранные дни у кочевников
-оленеводов. У этого старшеклассника, в годы ВОВ, семья снабжала
фронт шкурами оленей для пошива курток военным.
-Иван Денисович ,где это Вы научились так лихо валенки ремонтировать?-
поинтересовалась я однажды...
Не успел ответить учитель, как его ученики, перебивая друг друга, стали мне
рассказывать, как воевал , за что был награждён боевыми наградами, и они
видели эти ордена и медали, как он был ранен, как спас бойцов от обморожения
ног...
Много я тогда услышала интересного о Бирюкове. А он , слушая рассказ о себе из
уст учеников , загадочно улыбаясь, вырезал по лекалу очередную партию заготовок
для ремонта обуви на следующий учебный день. Это был 1971-72год.Посёлок
Гыда. Ямало-Ненецкий национальный Округ.