17. Виталий Крылов в эвакуации. 1942-43 гг

Владимир Пузиков
17. ВИТАЛИЙ КРЫЛОВ В ЭВАКУАЦИИ

В феврале-марте 1943 года из эвакуации возвращались благодарненцы, покинувшие район в августе 1942 года.

В 2010 году сын партизана И. Л. Крылова – Крылов Виталий Иванович, работавший с 1963 года фотокорреспондентом районной газеты, рассказал нам об эвакуации их семьи в Узбекистан и возвращении на родину: «…Сотрудники учреждения «Наркомзаг», в котором мой отец работал уполномоченным по заготовкам, получили эвакуационные удостоверения и отправляли свои семьи на восток. Уезжали мама, я и три сестры. Отец уходил в партизанский отряд.

Из Благодарного подводы с людьми и вещами поехали в сторону села Спасского по левой стороне Мокрой Буйволы. Дорога была забита отступающими военными и гражданскими. Механизаторы перегоняли технику, животноводы – скот. Отступало много женщин с детьми. Из Буденновска мы двигались на Хасавюрт. Через мост на Тереке не могли пройти трое суток, так как представители крайзо перегоняли скот и овец, эвакуируемых из колхозов и совхозов края. Как только мы перешли мост, наши военные его взорвали.

Пришли в Чечню, жили там несколько дней. Сами чеченцы ушли в горы, в своих домах разрешили жить русским, а евреев выгоняли. За Тереком все люди завшивели, боялись заболеть тифом. На пропускных постах работали пункты санобработки, где прожаривали одежду. Без талона о прохождении санобработки вперед не пропускали. Так было и в портах Махачкалы и Красноводска.

В Махачкалинском порту мы долго ждали своей очереди на баржу. Дождались. В большой давке и тесноте разместились на барже 2,5 тысячи человек. Образно говоря, людьми «забили под завязку» трюмы и палубу. Переход через Каспий занял почти две недели. Ломался буксир, возвращался в Махачкалу, ремонтировался, возвращался назад и тянул баржу в Красноводск. Очень сильная волна многих укачивала, люди страдали, лежали пластом.

Над нами пролетали немецкие самолеты, но нас они не бомбили. Хотя некоторые транспорты с людьми и грузами были потоплены. В то время снабжение Северного Кавказа материальными ценностями, вооружением, техникой, личным составом шло из Красноводска и других портов в Баку и Махачкалу.

Из Красноводска эшелоном нас перевезли в Узбекистан, где мы жили несколько месяцев. Я увидел, как в Узбекистане выращивают хлопок. У нас он низкорослый, а там растения очень большие. По улицам с двух сторон устроены арыки, по которым все время течет вода. Во дворах большие бассейны, глубиной до трех метров. В них напускают воду. Ее используют на хозяйственные нужды, поят скот, поливают хлопок и овощные культуры. В войну хлопок выращивали не только на полях, но и во дворах. Во время цветения хлопчатника у детей болели глаза.

Когда Ставрополье освободили, отец вызвал нас домой, в село Благодарное. Обратная дорога заняла мало времени, Каспий пересекли за двое суток.

Моя младшая сестра осталась в Ташкенте, поступила учиться в фабрично-заводское училище, работала на авиационном заводе, прошла путь от токаря-станочника до начальника цеха. В их цеху американские станки-автоматы выполняли полностью все операции по изготовлению снарядных гильз. Надо только вставить заготовку и снять уже готовую гильзу».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...