Прусский Железный крест

Вольфганг Акунов
       REX LUPUS DEUS

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

       Прусский Железный крест (das Eiserne Kreuz) был учрежден королевским указом 10 марта 1813 года и предназначен для награждения, прежде всего, всех чинов прусской королевской армии – от генералов до рядовых солдат и ополченцев-ландверовцев (ратников), отличившихся в Освободительной войне против наполеоновской Франции (единственным исключением из этого правила было массовое награждение сразу 12 000 русских союзников Пруссии в борьбе с Наполеоном за доблесть, проявленную ими в битве с французами под Кульмом 29-30 августа; впрочем, пожалованная русским чудо-богатырям прусским королем боевая награда была вскоре переименована в Кульмский крест). Именно этот не узко-сословный, как у прежних королевских орденов, а общенародный характер новой награды, пожалование которой не зависело от знатности, чина или звания награждаемого, самым радикальным образом отличал ее от всех предыдущих наград, носивших (впрочем, не только в Пруссии, но и во всех других тогдашних европейских государствах!) строго сословный характер. Поэтому встречающееся иногда (даже в специальной литературе!) определение Железного креста как «ордена», строго говоря, неточно. Награждение орденом в описываемое время имело своей необходимой предпосылкой (или же, наоборот, следствием) возведение награждаемого в дворянское (кавалерское, или рыцарское) звание и знаменовало собой как бы его причисление к некоему избранному рыцарскому братству, главой (Гроссмейстером) которого являлся (или считался) правящий Монарх. Нижний чин ни в коем случае не мог получить Орден, оставаясь при этом по-прежнему нижним чином. Именно поэтому лица, пожалованные Железным крестом, именовались отнюдь не «кавалерами», или «рыцарями» (Ritter), а «обладателями» (Inhaber) Железного креста. Даже после введения, уже много позднее, при Гитлере, придавшем изначально прусскому Железному кресту общегерманский статус, дополнительной степени «Рыцарского креста Железного креста», награжденные крестом этой степени лица именовались все-таки не «кавалерами», а «носителями Рыцарского креста» (Ritterkreuztraeger).

       Тем не менее, существование определенной преемственности между крестом духовно-рыцарского Тевтонского ордена (основная территория «орденского государства» – «орденсштата» – которого исторически располагалась на территории будущего Прусского королевства) и Железным крестом 1813 года (учрежденным не где-нибудь, а именно в этом Прусском королевстве!) отрицать невозможно.

       Все объясняется наступлением в Пруссии (как, впрочем, и по всей Германии) наполеоновской эпохи, эпоха чужеземного владычества и борьбы с ним «сумрачного германского гения» (эпоха Освободительных войн).

       В эту эпоху средневековые тевтонские рыцари не только перестали казаться «просвещенным умам» спесивыми и жестокими фанатиками католицизма (какими они казались «образованным сословиям» еще совсем недавно, в конце прошлого, XVIII столетия), но даже превратились в своего рода образец для всех «честных пруссаков», и, более того – для всех «честных немцев» (причем не только военных). Ведь они, будучи выходцами из всех земель Германии (а не только из какой-то ее отдельной части), создали не одно из бесчисленных «удельных» карликовых германских государств, а государство Тевтонского, то есть (Обше-) «Немецкого» ордена, имевшее принципиальные «немецкие» устои и видевшееся немецким патриотам эпохи наполеоновских войн воплощением государственной идеи, равным образом заложенной и в Прусском государстве того времени. Все более распространялось мнение, что между государственной идеей древней клерикальной (теократической) духовно-рыцарской державы Тевтонского ордена и государственной идеей светской (секулярной) Прусской державы под скипетром королей из династии Гогенцоллернов имелись черты очевидного сходства.

       Данное обстоятельство иллюстрируется историей учреждения Железного креста, не случайно появившегося в 1813 году, в период Освободительной войны. Железный крест был почти полной копией символа средневекового Немецкого ордена – черного креста, который братья Ордена носили на своих белых плащах напротив сердца. Впрочем, сходство было парадоксальным, ибо прусский Железный крест, несмотря на свое внешнее сходство с тевтонским орденским крестом былых времен, как бы напоминающее о прошлом, являлся, в силу своего упомянутого выше «общенародного» характера, во всех других отношениях наградой Нового времени.

       Известный поэт эпохи Освободительных войн Макс фон Шенкендорф воспел связь новой прусской награды с былым Тевтонским рыцарским орденом, в следующем стихотворении, посвященном прусскому королю Фридриху-Вильгельму III:

       Лента сего ордена обвивается
       Вокруг духов отважных героев,
       А ее магистр – король,
       Отыскавший сей древний знак.

       Иными словами, современный автору стихотворения король (Пруссии), отыскавший (то есть вновь начавший почитать) былой символ ордена, стал его новым (Верховным) магистром-«гохмейстером», а современное автору Прусское королевство – возрожденным средневековым орденским государством в Пруссии. Чтобы особо подчеркнуть преемственность Прусского королевство по отношению к средневековому рыцарскому ордену, стихотворец даже пошел на сознательную неточность, назвав прусский Железный крест «орденом» (хотя отлично знал, что тот в действительности орденом отнюдь не является)!
      
       В связи с этим в восстановленном орденском замке тевтонов Мариенбург (средневековой резиденции Верховных магистров Тевтонского ордена в Пруссии) спустя несколько лет появился витраж, на котором был слева изображен средневековый рыцарь Тевтонского ордена, а справа – прусский ратник-«ландштурмман», участник Освободительной войны 1813-1815 годов против Наполеона Бонапарта.

      Добровольцы-«ландштурмисты» («ландверовцы») 1813 года виделись создателям витража преемниками рыцарей Тевтонского (Немецкого!) Ордена (как защитника «общенемецких» или «общегерманских» интересов, в существовании которых в эпоху средневековых рыцарей-тевтонов мы очень склонны усомниться!).
      
      Одновременно с учреждением Железного креста прусский король временно прекратил выдачу всех иных наград (в том числе и из соображений экономии). Новый крест изготовлялся, в полном соответствии со своим названием, из железа и, в отличие от прочих наград, не обладал сам по себе материальной ценностью. Впрочем, стремление к экономии поначалу завело прижимистого прусского короля так далеко, что первые 12 награжденных получили кресты, «железные» только по названию, в действительности же состоявшие из двух наложенных крестообразно друг на друга черных, с белой каймой, шелковых ленточек. Но «ленточный» крест не прижился. Некоторое время «железные» кресты вырезались из черного бархата (причем при этом порой вставлялись в серебряную рамку по форме креста) и пришивались к мундирам. Затем награды стали изготавливать все-таки из металла, покрывая лаком или краской и оставляя по краю серебристый рант (см. фотографию, помещенную в заголовке настоящей фалеристической миниатюры в качестве иллюстрации к ней). Кстати говоря, кокарды, украшавшие головные уборы упоминавшихся нами выше ратников прусского народного ополчения (ландштурма или ландвера), также имели форму Железного креста – причем за трусость в бою, недостойное поведение, ополченец мог быть лишен права на ношение этой почетной кокарды, как бы приравнивавшейся тем самым к боевой награде, хотя и не представлявшей собой материальной ценности.

       Единственным исключением была эксклюзивная форма данной награды, изготовленная всего в одном экземпляре для прусского фельдмаршала Гебгарда Леберехта фон Блюхера, князя Вальштатского, за победу над Наполеоном при Бель-Альянсе (Ватерлоо) в 1815 году – Железный крест в обрамлении сияния из золотых лучей – так называемая «звезда Блюхера» (Bluecherstern). Эта не предусмотренная Статутом «экстраординарная» степень Железного креста, вопреки широко распространенному даже среди фалеристов (в том числе и столь авторитетных, как автор одной из любимых книг нашей молодости «Беседы о фалеристике» И.В. Можейко, издавший ее под псевдонимом «И.В. Всеволодов», в то время как свои научно-фантастические произведения он издавал под другим псевдонимом - «Кир Булычов») заблуждению, несмотря на свое (неофициальное!) название, отнюдь не являлась «звездой к высшей степени ордена», «полагающейся к его большому кресту» - во-первых, поскольку Железный крест, как мы уже знаем, собственно орденом не являлся и, во-вторых, поскольку никакой звезды к нему не полагалось. В 1820 году «звезда Блюхера» расплавилась во время пожара, уничтожившего замок Крибловиц. Восстановить ее не удалось, однако прусский король повелел изготовить аутентичную копию погибшей в пожаре награды, находящуюся по сей день во владении семейства Блюхеров. Точно такими же уникальными, эксклюзивными, изготовленными в единичных экземплярах формами Железного креста являлись, например, шейный Большой крест Железного креста, изготовленный во время Великой (Первой мировой) войны специально для германского фельдмаршала (а также будущего второго и последнего рейхспрезидента Веймарской республики) Пауля фон Гинденбурга унд Бенкендорфа с золотым обрамлением (хотя обрамлению для всех степеней Железного креста по Статуту полагалось быть не золотым, а серебряным!), или «парадный вариант» уже не прусского, а общегерманского шейного Большого креста Железного креста, изготовленный во время «Европейской гражданской войны» 1939-1945 годов специально для рейхсмаршала Германа Геринга (награжденного Большим крестом уже не прусского, а общегерманского Железного креста 19 июля 1940 года - причем не за личные боевые заслуги, а за роль, сыгранную возглавляемой Герингом германской военной авиации в победе над Францией) не из железа, а из полудрагоценного камня оникса с платиновым обрамлением (!).

       Прусский Железный крест имел всего три уставные степени (класса):

       1)Большой крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes), для пожалования выдающихся полководцев за победу в решающем сражении;

       2)Железный крест I степени, или I класса (сокращенно ЕК1);

       3)Железный крест II степени, или II класса (сокращенно ЕК2).

       При этом для «простых смертных» (исключая коронованных особ, их близких родственников и выдающихся полководцев) невозможно было получить сразу Железный крест I степени, в обход креста II степени.

       Большой крест Железного креста носили на шее, на черной шелковой ленте с двумя белыми полосками по краям (цветов черно-бело-черного прусского государственного флага, заимствовавшего свою цветовую гамму от черно-белых цветов династии Гогенцоллернов, в свою очередь, перекликавшихся с черным, на белом поле, крестом рыцарей Тевтонского, или Немецкого, ордена).

       Железный крест I степени (на булавке) прикалывали к мундиру (хотя первоначально существовал и вариант Железного креста с «петельками», или «ушками», по краям, для пришивания награды к мундиру).
 
       Железный крест II степени носили на ленте в петлице (причем, если награжденный им военнослужащий позднее жаловался Железным крестом I степени, то вместо полученного им ранее Железного креста II степени он носил только соответствующую ленточку в петлице, да и то не всегда – например, фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер, последовательно награжденный за храбрость и спасение в бою командира Железными крестами обеих степеней, обычно носил только крест I степени, без ленточки креста младшей степени в петлице).

       В годы Первой мировой войны Железный крест, вопреки ошибочному утверждению, содержащемуся, в частности,в упомянутой выше книге И.В. Всеволодова «Беседы о фалеристике», продолжал оставаться прусской (а не общегерманской) военной наградой (которая, однако, жаловалась не только пруссакам, но и другим немцам, и не только немцам). В связи с общей нехваткой драгоценных металлов, серебряную окантовку на Железных крестах II и I стали в ходе войны заменять посеребренным белым металлом. Эта традиция была продолжена и в годы Второй Мировой войны, когда Железный крест уже имел не прусский, а общегерманский статус и считался (с 1939 года) не просто крестом, а военным орденом.

       Железный крест вручался ТОЛЬКО за военные заслуги, поэтому утверждение Лиона Фейхтвангера в его известном романе-памфлете «Успех», будто «Железный крест - военный орден, выдававшийся только при получении очень высоких постов, владельцам больших богатств или за действительно геройские подвиги» соответствует действительности лишь в части, начинающейся со слова «или» - не говоря уже о его логической несообразности: как может ВОЕННЫЙ (по утверждению самого же Фейхтвангера) орден (хотя прусский Железный крест был именно крестом, а не орденом!) выдаваться ТОЛЬКО ВЛАДЕЛЬЦАМ БОЛЬШИХ БОГАТСТВ? Но это так, к слову...

       Другое дело, что, наряду с Железным крестом за военные заслуги на поле боя (жалуемым на черной ленте с двумя белыми полосками по краям), жаловался и Железный крест за военные заслуги не на поле боя – лента к этому кресту была не черная с двумя белыми полосками, а как бы «зеркальной расцветки» - белая, с двумя черными полосками по краям. В период Освободительной войны 1813-15 годов против Наполеона I Бонапарта за военные заслуги на поле боя шейным Большим крестом Железного креста на черной ленте были пожалованы всего пять человек, Железным крестом I степени – около 700, а Железным крестом II степени на черной ленте – 16 000 генералов, офицеров и нижних чинов (в подавляющем большинстве своем – подданных прусского короля). В то же время шейный Большой Крест Железного креста на белой ленте за «гражданские» заслуги в войне (военные заслуги не на поле боя) был пожалован всего двум, а Железные кресты I и II степени на белой ленте за «гражданские» заслуги в войне – 380 нонкомбатантам. Как видим, в общей сложности Железным Крестом был награжден почти каждый 20-й пруссак – участник Освободительной войны с Наполеоном. Из той же пресловутой экономии были непосредственно вручены награжденным лишь 9 000 Железных крестов. Остальным представленным к кресту пришлось дожидаться переселения в мир иной тех «счастливчиков», кому крест был пожалован раньше, после чего возвращенные в королевскую казну (Орденского капитула прусского Железного Креста не существовало, поскольку он - подчеркнем это еще раз! - не являлся орденом в строгом смысле этого слова и жаловался непосредственно королем) кресты вновь выдавались «очередникам». Последние из этих «переходящих по наследству» боевых наград «нашли своих героев» только в 1839 (!) году. По окончании Освободительной войны пожалование Железным крестом на белой ленте с двумя черными полосками возобновлялось лишь единожды – в период Франко-прусской войны 1870-1871 годов (именуемой немцами «Германо-французской войной», что более точно).

       Как уже говорилось выше, в период Освободительных войн против наполеоновской тирании состоялось всего пять награждений Большим крестом прусского Железного креста. Этой высшей степенью Железного Креста были награждены:

       1) Гебгард Леберехт фон Блюхер (31 августа 1813 года)

       2) Фридрих Вильгельм Бюлов фон Денневиц (15 сентября 1813 года)

       3) Kронпринц Kарл Юхан Шведский - бывший наполеоновский маршал Жен-Батист Жюль Бернадотт - перешедший на сторону противников своего прежнего повелителя (осенью 1813 года)

       4) Богислав Фридрих Эмануэль фон Тауэнтцин (26 января 1814 года)

       5) Иоганн Давид Людвиг граф Йорк фон Вартенбург (31 марта 1814 года)

       В годы Франко-прусской (Германо-французской) войны 1870-1871 годов Большим крестом прусского Железного креста были награждены следующие девять немецких военачальников:

       1) Гельмут граф фон Мольтке (22 марта 1871 года)

       2) Август Карл фон Гёбен (22 марта 1871 года)

       3) Принц Фридрих Карл Прусский (22 марта 1871 года)

       4) Кронпринц Альберт Саксонский (22 марта 1871 года)

       5) Август Карл фон Вердер (22 марта 1871 года)

       6) Эдвин фон Мантейфель (22 марта 1871 года)

       7) Kронпринц Фридрих Вильгельм Прусский (22 марта 1871 года)

       8) Король Вильгельм I Прусский (16 июня 1871 года)

       9) Великий герцог Фридрих Франц II Мекленбург-Шверинский (4 декабря 1871 года)

       В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов награждения Большим крестом прусского Железного креста удостоились следующие пять германских военачальников:

       1) Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф (9 декабря 1916 года)
 
       2) Король Вильгельм II Прусский, Император Германский (11 декабря 1916 года)

       3) Август фон Маккензен (9 января 1917 года)

       4) Кронпринц Леопольд Баварский (4 марта 1918 года)

       5) Эрих Людендорф (24 марта 1918 года).

       Как уже упоминалось выше, Пауль фон Гинденбург (как в свое время - Гебгард Леберехт фон Блюхер) вместе с Большим крестом Железного креста был пожалован и особым знаком Железного креста в обрамлении сияния из золотых лучей, предназначенным для ношения на левой стороне груди и получившим неофициальное название «звезда Гинденбурга» (Hindenburgstern). В отличие от не имевшего никаких цифр, букв и изображений знака Железного креста на «звезде Блюхера», изображение Железного креста на «звезде Гинденбурга» имело на верхнем луче изображение прусской королевской короны, в перекрестье заглавную латинскую литеру «W» («В»), а на нижнем луче – цифры «1914». В последние дни Второй мировой войны восьмиконечная «звезда Гинденбурга» при невыясненных по сей день обстоятельствах исчезла из Прусского Армейского Музея, в котором хранилась со дня смерти престарелого фельдмаршала и рейхспрезидента. С тех пор местонахождение этой уникальной награды остается неизвестным.

       Любопытно, что турецкая Османская империя – союзница Германии и Австро-Венгрии в Великой войне 1914-1918 гг. – ввела для награждения отличившихся на поле брани офицеров и нижних чинов турецкой и союзных с нею армий аналогичную Железному кресту награду - Медаль за отвагу - более известную под неофициальным названием «Железный полумесяц»  или «Галлиполийская звезда» (в форме красной пятиконечной звезды с наложенным на нее железным полумесяцем рогами вверх и «фетвой» – росписью султана), также считавшуюся весьма почетной. Именно этой турецкой боевой наградой в форме красной пятиконечной звезды был награжден знаменосец «Окровавленного знамени» НСДАП эсэсовец Якоб Гриммингер (что дало Григорию Климову, а вслед за ним - и нашим отечественным любителям «перепевов» климовской «Красной каббалы» повод утверждать, будто «большевики, нацисты и масоны делали одно общее дело»).

       В то же время, как уже говорилось выше, прусскими Железными крестами было награждено в годы Первой Мировой войны за боевые заслуги немало военнослужащих вооруженных сил Османской империи. Так, например, генерал Мустафа Кемаль-паша - будущий основатель национального светского Турецкого государства и великий реформатор Кемаль Ататюрк - удостоился награждения Железным крестом II и I степени.

       В годы Великой войны 1914-1918 гг. в германской армии существовали масонские полевые (военно-походные) ложи (Feldlogen). Одной из них была полевая ложа «К Железному кресту» (Zum Eisernen Kreuz), действовавшая в Люттихе (Льеже), на территории оккупированной кайзеровской армией Бельгии. Другой - полевая ложа «К Железному кресту на Востоке» («Zum Eisernen Kreuz im Osten»), действовавшая в 1915-1916 г.г. в оккупированной кайзеровскими войсками Варшаве. В этой ложе состояли высокопоставленные офицеры штаба германской городской военной комендатуры. Знаком ложи (Logenbijou) был Железный крест, окруженный сиянием из лучей, обрамленный масонскими символами - наугольником и циркулем, и увенчанный черным щитом с изображением сирены - геральдической эмблемы Варшавы - с кривым мечом в правой и круглым щитом - в левой руке, и с белым одноглавым польским орлом в левом верхнем углу (в знак симпатий, испытываемых членами ложи к идее польской государственной независимости, хотя они и были представителями германских оккупационных войск).      
    
      Здесь конец и Господу нашему слава!