Прокол

Юрий Берг
...а вчера её не стало. Вечером Первый канал изменил сетку вещания, и за это им - огромное спасибо: был показан двухчасовый фильм "Личная жизнь Майи Плисецкой". А я вспомнил свою неожиданную встречу с ней. Я тогда написал миниатюру об этом. Вот она.

Сегодня со мной случился досадный профессиональный прокол – в случайно встреченной женщине я не узнал Майю Плисецкую!
...Городок Тегернзее в Баварии – один из известнейших курортов Германии, город миллионеров и азартных игроков. Город, где прячутся в горных складках Предальпья роскошные виллы Горбачёва, Шварценеггера и Гельмута Коля, где отдыхают и лечатся звёзды мирового спорта, театра, кино. После долгих блужданий по серпантинам, мы наконец находим место, откуда я смогу снять великолепную панораму города, уступами сбегающего к горному озеру. Оставив друзей в машине, иду вниз. Впереди меня по ступеням, ведущим к площадке летнего кафе, спускаются две женщины, говорящие по-русски:
- В этом городе восстанавливалась после травмы балерина "N", - продолжает, по-видимому давно начатый разговор одна из них, - и нам тогда удалось снять здесь отличный гостиничный номер с видом на озеро.
У этой женщины отличная спина. И походка королевы, и маленькая породистая головка с гладко зачесанными рыжеватыми волосами, и "дулька" на затылке, выдающая в ней танцовщицу. Поровнявшись, искоса бросаю взгляд на неё: тонкие, нервные черты лица с высоко поднятым подбородком и взгляд... Знаете, как смотрит женщина, когда она тебя не видит?
Что-то знакомое было во всем этом, но что?
Делаю вид, что не понимаю русский и начинаю съёмку. День клонится к вечеру, и горы, обступившие котловину с четырёх сторон, служат отличным фоном для разворачивающегося вечернего представления: солнце, пробиваясь сквозь тяжёлые дождевые облака, подсвечивает озеро, и черепичные крыши домов, отсюда, с террасы кафе, кажутся разноцветными панамками разбредшихся по склону детей. Небольшой кораблик, резво бегущий от селения к селению по спокойной глади озера, пушит водяные усы, постепенно тающие в двух десятках метров позади кормы, и буйная зелень отражается в озёрной глади. Тем временем дамы усаживаются за столик, где их поджидают двое мужчин: один из них, типичный баварец в зелёном сюртуке, внезапно переходит на русский, приветствуя подошедших женщин, второй, невысокий крепыш, приветливо здоровается с возникшим из ниоткуда официантом. Не знаю почему, но меня вдруг потянуло к этим русским:
-Простите, - говорю, - не хотите ли получить снимок на память о вашей встрече?
Вздрогнув от неожиданности, чернявый крепыш решительно отказывается от моего предложения, второй мужчина тоже отрицательно качает головой. Смутившись, я отхожу в сторону и задаю себе вопрос: отчего эти русские так испугались моего предложения? Может быть, у них была конфиденциальная встреча? Или они подумали, что очередной папарацци желает заработать на этом снимке?
-А ведь я узнала эту женщину - говорит моя спутница, - это Майя Плисецкая.
...Жаль, очень жаль, что так получилось - непрофессионально. Вместо того, чтобы расположить к себе человека, я его напугал. А может быть, это произошло оттого, что люди в эмиграции становятся более замкнутыми? После этой встречи я долгое время не мог понять, почему меня вдруг потянуо к этим людям. Может быть, мне захотелось сделать для них что-то хорошее? Подошёл бы я к ним, если бы узнал Плисецкую? Скорее всего - нет. Но, наверное, сделал бы несколько снимков "из-за угла". Куда денешься от вьедливой профессиональной привычки? Да и память бы о той встрече осталась.
А вчера её не стало.

13.07.2009 - 03.05.2015