Алёнушка

Ирина Кашаева
Эта правдивая история о моей прабабушке, звали её Алёна. События, о которых я хочу вам рассказать, произошли примерно в 1885г, задолго до революции, и рассказал мне о них папа, а ему, соответственно, его бабушка Алёна. Рассказ от лица героини. Устраивайтесь поудобнее, я начинаю.
"Я девчонкой совсем была, 15-ти лет. Семья большая, все мал мала меньше, я же старшая. Папа умер. Семью надо было кормить. Маманя и отправила меня, соплячку такую, к местному барину в батрачки. Бывало, в поле работали, бывало, если торжество у хозяев, меня на кухню прислугой брали. Кухарка барская, Катерина, не взлюбила меня. Я кухарить с малолетства ловкая. Как-то Катерина занемогла, а у барина гости понаехали. Ну, он и вызвал меня: "Становись у плиты, Алёнка, да кухарь!" Я, деваться некуда, всё своё умение постаралась применить. Гости, знай, нахваливали мою стряпню. Барин же, довольный, спросил: "Чего хочешь за работу?" Я тут вспомнила о голодных братиках и сестре годовалой, да и брякнула: "Батюшка, отдай мне еду, что гости не доели, со стола." "Дура ты, девка! Могла б ведь и денег попросить! Дал бы! Да ладно, бери объедки, что свиньям, что тебе да всем вашим ублюдкам малолетним!" Барин-то наш недобрый был. Ну, накормила я всех своих и на следующее утро явилась на работу. Барин же сказал: "Ты, Алёна, будешь теперь на кухне, старшей тебя ставлю над Катериной!" Я в отказную, мол, как старшей? Я, сопля совсем, а Катерина в летах уже... "Проваливай тогда да подыхайте с голоду!" Согласилась я тогда. Кухарить мы стали на пару с Катериной, она же старалась пакости мне всякие чинить. То пироги спалит в печи, то щи на пол опрокинет. Я терпела, покуда барин её не поймал за этим. Отругал он Катю, прогнать хотел, да барыня, жена его, молоденькая такая да добрая, вступилась. Прекратились Катеринины козни на этом, А тут ещё беда, да какая! Помирает молодая барыня, не хворамши, внезапно. Схоронили горемычную. только слух был: связалась она с конюхом барским, да барин сам поймал их... Не знаю, правда ли, но конюх тот пропал с усадьбы! Барыню жалко до страсти было! Так вот, девятый денёк ей, сердешной, был. Барин наш гостей назвал на поминки, мы кухарим с Катей. Отработав день, я домой засобиралась, да решила пирога кусочек ребятне своей взять, а спросить постеснялась хозяина. Катя видела, как я кусочек этот в чистую тряпицу завернула да в пазуху сунула. До сих пор думаю: неужели же она барину об этом сообщила? В общем, иду домой я, гостинец несу, воображаю, как детишки будут рады! А тут лай собачий сзади, крики! Я в ближний лесок свернула, они - за мной, вот-вот нагонят! Вдруг барыня покойная откуда-то взялась и руку вперёд себя на собак вытянула! Охотничьи ведь псы-то были! На медведя, волка хаживал барин с ними! А тут заскулили, хвосты поджали и ну покойнице ножки лизать! Она что-то шепнула им, и мне ласково так говорит (голосок у неё, как что родничок в лесу!): "Алёна, не бойся, подойди!" Я оробела до страсти, ноги не слушаются! Так она сама, голубушка, подошла да говорит: "Иди спокойно домой, дитятко моё! Никто тебя больше не тронет! И никогда никого не бойся!" Я смотрю на неё, а от неё лучики золотые идут... Тут она пропала. Собачья свора дружно так в усадьбу повернула, а я - домой что есть духу! Назавтра с большой опаской пришла на работу, а там... барин помер. Доктора сказали, от разрыва сердца... Приехал новый хозяин, племянник покойного барина с семейством. Я осталась кухарить, Катерина ушла из кухарок ухаживать за барскими детьми. Я работала на кухне до замужества, потом уже села дома, за своими детками приглядывать. Как и сказала мне голубушка-барыня, у меня всё наладилось и я никогда уже никого не боялась..."
 Алёна Васильевна Тарева дожила почти до 100 лет, вырастив 3 детей, многочисленных внуков и правнуков. Прожила она непростую, но счастливую жизнь! Этот рассказ я посвящаю её светлой памяти.