Моя история

Максим Глушаков
Семьдесят лет. Семьдесят лет назад закончилась война. Уже нет моего прадеда – последнего свидетеля тех событий из нашей семьи. И пусть он не воевал – так получилось, что он служил в этот момент здесь, в Сибири.  Пусть он не воевал, но этот человек будет ассоциироваться у меня со словом ветеран. Я попробую объяснить.

Когда где-нибудь по ТВ или просто кто-то рассказывает про своих родных, воевавших на фронте, погибших, я невольно завидую им. Не то чтобы эта такая зависть в прямом смысле слова – просто эти люди знают: из рассказов дедушек, бабушек, мам и пап. Пусть и не досконально, но они знают. «Мой дед воевал там-то, там-то», «моя бабушка воевала там-то там-то». Я знаю, что три моих прадеда погибли на фронте. Я знаю, что один из них погиб под Ленинградом. Но все равно – наши с отцом поиски где и когда точно воевали прадеды не увенчались, пока, успехами. К огромному нашему сожалению.

Я не буду связывать этот факт с тем, что я очень давно интересуюсь историей – историей Великой отечественной войны в частности. Но со школьных времен я хотел знать, что было тогда. Уже семь десятков лет назад. Я искал, черпал почти любую информацию: из фильмов, из статей из книг – художественных и исторических. Из воспоминаний - наших ветеранов и немецких. Что говорить – я был единственным в классе, кто так знал ту войну. И это не преувеличение. В какой-то мере мне даже стыдно за свое поколение, что мы так мало знаем о тех событиях. Хотя я надеюсь, что это не так.

Но все таки я расскажу про своего прадеда, которого я застал живым. Он не рассказывал о Великой Отечественной войне – он просто не воевал там. Он воевал на реке Халхин-Гол, в 1939 году. Служил после этого, выучился на офицера и в середине пятидесятых годов уволился из рядов Советской армии. Но его считали ветераном – и я тоже буду считать ветераном. И все по одной простой причине. Вообще, люди, пережившие ту ужасную, тяжелую, кровавую войну, не важно где – на фронте, или в тылу – могут считать себя ветеранами.

И мой прадед – он тоже ветеран. И единственный дед в моей жизни. Единственный дед, которого я застал в добром здравии. И я запомню его таким. Он прожил девяносто два года, ничего для себя не просил, был скромным, добрым человеком.

Семьдесят лет прошло с тех событий. Но война не закончена. Не закончена, пока не похоронен последний солдат. Закончилась только активная фаза боевых действий. И я хочу верить, и, надеюсь, приложу все усилия, чтобы узнать о своих родных, погибших на фронте. Не забывайте о тех, кто когда-то воевал и погибал.