Ч. 2 Эпизод из жизни капитан-лейтенанта Чулкова

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/05/01/1892

Каждому конвою, который отправлялся в Советский Союз и обратно, присваивалось буквенно-цифровое обозначение. Конвой JW-58 отправился из Ливерпуля 27 марта и прибыл в Кольский залив 4 апреля 1944 года.   Когда конвой возвращался в Англию, ему присвоили другой номер -  RA-59. С этим конвоем и отправили в Англию без малого три тысячи краснофлотцев и офицеров.

Ответственность за комплектование команд и за всю операцию была возложена на Народного комиссара Военно-морского флота  Николая Герасимовича Кузнецова. Он дважды выезжал на Север в Архангельск и в Мурманск, чтобы проверить экипажи и ещё раз проинструктировать командование.

Смотр экипажа линкора и подводных лодок состоялся в апреле Архангельске, где был их пункт сбора. А смотр экипажей эсминцев – в том же месяце в Росте.  Экипажи эсминцев сформировали из моряков Черноморского, Балтийского  и  Тихоокеанского флотов. После прибытия кораблей из Архангельска, конвой был готов к выходу в море.

Он состоял из сорока пяти (в некоторых источниках говорится о сорока четырёх) транспортов  и английских кораблей эскорта, состоявшего из маленького эскортного авианосца, на котором разместились в качестве пассажиров командующий советским отрядом вице-адмирал Гордей Иванович Левченко со своим штабом из семнадцати человек, а так же крейсера и шести эсминцев.

От Мурманска и Архангельска до острова Медвежий прикрытие осуществляли корабли и авиация Северного флота, а дальше – силы британского флота и авиация. Поэтому к конвою, помимо английских военных судов, присоединились  эсминцы  "Гремящий",  "Разъяренный", "Куйбышев", два тральщика и два больших охотника за подводными лодками. С воздуха прикрывала авиация Северного флота.

Корабли растянулись по фронту на несколько миль, шли по пять транспортов в колонне. Так было удобнее управлять судами, и обеспечивало большую безопасность при атаке подводных лодок. У союзников накопился немалый опыт проводки конвоев ещё со времён первой мировой войны.

 После ухода советских кораблей, которым адмирал Левченко передал по семафору благодарность за эскортирование, к конвою присоединились дополнительные силы охранения британского флота.

 Учитывая вероятность потерь при переходе, советские моряки, следовавшие на кораблях в качестве пассажиров, были распределены таким образом, чтобы в случае потопления какого-либо транспорта или боевого корабля, погибала лишь часть личного состава. Но почему-то не разделили только команды эсминцев.

Весь личный состав будущего эсминца «Достойный» и группу подводников разместили на американском транспорте типа «Либерти» под названием «Уильям С. Тейлор». В конце войны у американцев насчитывалось свыше двух тысяч четырехсот таких транспортов. Конвоем командовали англичане, и американские капитаны транспортов им подчинялись.

 Часть транспортов, как и те, на которых находились советские моряки, были приспособлены для перевозки войск: кормовые трюмы оборудовали нарами, установили камельки типа «буржуек», которые топились углём, потому что в трюмах царил холод. В апреле и мае температура забортной воды  порядка трёх градусов. Поэтому камельки топились постоянно. Туалеты устроили на корме между четвёртым и пятым люками.  Условия, прямо скажем, спартанские, но нашим людям не привыкать.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/05/02/1891

На фотографии: транспорт типа "Либерти"