Территория - кинороман

Александр Козловцев
       Фильм «Территория» Александра Мельника, по одноименному роману Олега Куваева (1934-1975), большая, серьезная работа. Произошла удивительная качественная трансформация, и знаменитое в свое время литературное произведение стало красивым и содержательным видеорядом, не потерявшим содержание и смыслы. Это подлинный кинороман, стоит особняком в нашу эпоху телесериалов, где одни и те же замечательные актеры перебегают из одного «названия» в другое, и кажется, на их пути стоит вагончик с костюмером и гримером, а им стоит только попудрить носик и переодеться.

       События фильма происходят в 1960-1961 годах: геологоразведка на крайнем севере, уже найдены месторождения олова, но стоит сверхзадача – найти золото. Пожалуй, для аннотации достаточно этого одного предложения. Пересказывать сюжет неблагодарное дело.

       «Территории» вышедшей в прокат 16 апреля, отвели не самые лучшие сеансы. И, тем не менее, в зале были зрители самого разного возраста, а преобладала молодежь.

       Нет сомнения, что «Территорию» через некоторое время, возможно даже осенью, покажут по ТВ, ведь кураторами выступили и наш президент, и премьер, и географическое общество во главе с Шойгу, и МЧС. Только чарующую работу операторов, монтажеров в полной мере не передаст даже самый большой домашний кинотеатр. Многочисленные дальние планы северных суровых пейзажей завораживают. Они придают киноленте, если не подлинную документальность, то, несомненно, достоверность происходящего действа. Они придают и драматичность – человек лишь малая точка на фоне снежных сопок и скованных льдом рек, но его воля, жажда жизни, честь главенствуют над промерзшей и враждебной к людской судьбе природой.

       Хочется отметить и крупные планы - это, несомненно, мастерская игра актеров. И эпизоды с диалогами, где вскрываются конфликты интересов, выплескиваются откровения героев, завязываются отношения, убедительны и этим чрезвычайно интересны. Крупные планы – это клеймо качества работы актеров и здесь оно высшей пробы. Константин Лавроненко, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов, Владимир Абашин, Петр Федоров, Тамара Обутова…

       Несколько эпизодов не выходят из памяти: кофе на льду стылой реки, трактор, провалившийся в промоину и умирающий водитель, Апрятин Жора из последних сил тянущий по замершему руслу своего раненного товарища Баклакова Сергея. Мне так же понравились по своей сути бытовые эпизоды, рассказывающие о жизни на базе, в городке на берегу Ледовитого Океана. О том, как журналистка Сергушова, оценивала двух мужчин: Баклакова и Гурина. Ее выбор, конечно же, как во все времена для женщины: внешняя привлекательность, умеренная дерзость, и ум, пусть даже нарочито показной. Ее выбор – харизма Андрея Гурина.
      
       Кинопроцесс это и осветители, и звукорежиссеры, и костюмеры… Я выделю художника по гриму Лиззи Лоусон. Ее работа стирает грань между искусственностью и достоверностью. Детали делаю игру реальностью: обветренные и обмороженные лица, потрескавшиеся губы, темный налет на зубах и т. д. Я опять возвращаюсь к лубочным сериалам последних лет о Великой Отечественной войне, где у солдат на воротниках белоснежная подшива, форма сразу после химчистки и отглажена, а волосы хорошо промыты и высушены. Господа режиссеры! смотрите кинохронику.

       Пожалуй, единственный недочет это отсутствие диких животных в кадре. Их упоминают в разговорах. Оружие, включая автомат ППШ у геологов, подтверждает их наличие. Но их нет. Может один из последних эпизодов красноречиво говорит, что главный враг человека сам человек с его затмевающий рассудок алчностью?

       Закадровый текст содержит несколько кратких пафосных вставок, но в данном случае пафос уместен и даже необходим, он расставляет акценты, он подводит зрителя к оценке собственных поступков и выборов, которые тот совершал и делал в своей жизни. Один из персонажей, Монголов Владимир, которого играет Егор Бероев, говорит, - «Во время войны люди боролись со злом, и тогда было понятно, что захватчик и есть зло, в мирное время зло тоже существует, и каждый человек должен с ним бороться, бороться своим честным трудом». Я привел текст монолога приблизительно, но смысл, разумеется, сохранен, и смысл заключен в том, что честный труд и самоотверженность ушедшего поколения – это ценности, которые мы нынешние должны осознавать, и преклонятся перед ними. Но осознания и преклонения недостаточно, нужны плоды нашего собственного созидания. И неважно, висят ли на домах плакаты с социалистическими лозунгами или кругом реклама капиталистической реальности, мы единая страна, мы приемники и не имеем права терять достоинства.

                26 апреля 2015 г.