Свекровь

Наталия Будник
  Был в моей жизни человек, воспоминания о котором согревают душу и заставляют болеть сердце. Это – моя свекровь, Лидия Григорьевна Мельникова. Единственным, может быть счастьем в её жизни, был сын.
  Когда я выходила за него замуж, родственники предупредили, что семья их из поколения в поколение – неряхи и бороться с этим бесполезно.
  Я бы сказала – бардачники – всё лежит где попало, а они пребывают в вечном поиске чего-нибудь. Поэтому, видимо, не сложилась личная жизнь моей второй мамы. Так звать её я стала сразу, ставя рубцы на сердце родной матери.
  Но и она, я думаю, почитала сваху за большую её душу. Она делала добро незаметно, мимоходом, и этим люди бессовестно пользовались, судача за её спиной.
  Увезла я от неё сына далеко. Наведывался он к ней в отпуск один, но с моими подарками. Это были импортные вещи – она работала в Горисполкоме, всегда на людях.
  Предметы обихода точно растеряла бы по углам. Всякий раз она открывала шкаф и хвасталась подружкам, чего я ей надарила. А те слабо в это верили, потому, что от своих снох  подарков не получали вовсе.
  Когда мы разошлись с мужем, она скрывала это от подруг, с ним же перестала общаться. Я велела ей помириться. Каким бы он не был - сын. А мы со временем отойдём на второй план.
  Он работал главным инженером проекта ГИПом и как-то мог заказы проводить так, что значительные суммы не облагались алиментами. А те небольшие деньги, что выплачивали мне, достатка создать детям не могли.
  Зато хоть небольшой, но помощью были для свекрови. Уже продукты выдавались по талонам, а на рынке у частников стоили дорого.
  Мать голодала. Я просила бывшего мужа забирать её на зиму к себе подкормить. Но вторая его жена не горела желанием привечать свекровь, а ко мне она не ехала, чтобы не обидеть сына.
  И с любыми попутно ездившими людьми я передавала ей, что успевала собрать. Благо, люди всегда об этом помнили и накануне отъезда звонили.
  А назад везли, тяжеленные коробки с урюком, орехами – всем, чем богата была её дача. Побывали мы у неё в гостях лишь однажды – с детьми и моей мамой.
  Потом жизнь скатилась к безденежью, да и вторая семья с внуками стала совершать наезды за богатейшей библиотекой. Надо было отходить на вторые позиции. Она, десятью годами младше моей матери пережила её на пять лет. У  неё остановилось сердце. В тот день, когда я пересекла границу государства с мечтой о том, что заберу её к себе на новое место жительства.