Игумен Феодорит

Марина Алексеевна Завгородняя
НАСТОЯТЕЛЬ АЛЕКСАНДРО-ОШЕВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
1909 – 1914 гг.

ИГУМЕН ФЕОДОРИТ


Феодот Григорьевич Григорьев родился 11 мая 1868 г.
 
Уроженец деревни Задниково, Тверской губернии.
Отец - Григорий Парфеньевич, мать - Анастасия Ивановна.
Из крестьян. Национальность – карел.
Закончил курс сельской школы. Поступил и закончил курс Свеаборгской Крепостной Учебной Команды.
В 1890-1894 гг. Старший Унтер-офицер Царской Армии, запасной взводный фейерверкер.
Поступил в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (5 августа 1896 г. по Увольнительному Свидетельству Тверской Казённой Палаты).
Определён в послушники (28 июля 1898 г.).
Переведён в Санкт-Петербургское Подворье Александро-Свирского монастыря на послушание (10 августа 1898 г.).
Проходил послушание свечника при подворье.
В монашество пострижен 17 января 1899 г.
Иеродиак с 5 августа 1899 г., иеромонах с 6 августа 1899 г.
За усердную службу и хорошее поведение награждён набедренником (10 июля 1901 г.). Исполнял чреду священнослужения при Подворье.

Указом Священного Синода 24 марта 1909 г. назначен Управляющим Александро-Ошевенского монастыря.
10 июня 1909 г. назначен благочинным Кирилло-Челмогорской Пустыни.
Награждён серебряной медалью в память к 25-летию церковно-приходской школы на двойной Владимирской и Александровской Ленте.
За попечительство Клюшиногорской церковью Награждён наперсным крестом от Синода (6 мая 1910 г.).
«По прошению по болезни», уволен (18 июля 1914 г.) от должности Управляющего Александро-Ошевенского монастыря и назначен (7 августа 1914 г.) исполняющего должность Управляющего Муромского монастыря.
В 1915 г. по болезни отозван в Александра Свирского Подворье, и возвращён в число братии на должность духовника Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.(1918)
Вернулся на родину в Тверскую губернию в 30-х годах.
По возвращении жил в селе Толмачи по улице Тракторная дом 11 кв.1 у Цветковой Ирины Андреевны.

Его родительский дом с пахотной землёй 0,5 га. был конфискован в 1918 году. Игумен Феодорит получил место служения и должность священника церкви Богоявления села Толмачи, Новокарельского (ныне Лихославльского) р-на. Калининской обл. (Тверская область). (Храм с тремя престолами: главный посвящен Богоявлению Господне, правый предел – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левый - во имя св. Николая Чудотворца. Кладбищенская деревянная церковь Казанской Б.М.). До него в Богоявленской церкви служил священник Введенский Николай Михайлович (к тому времени расстрелян, по словам родственников Введенских).

В 1936 г. по подозрению в шпионаже был под следствием и привлекался к уголовной ответственности по ст.125 ЛК за сбор сведений о наличии верующих в районе. В сентябре 1937 г. был арестован вторично.
О готовящемся аресте Игумен Феодорит был предупреждён родственниками и накануне, вечером, передал свои награды и личные вещи Введенскому Егору Петровичу, попрощался и сообщил, что на этот раз его расстреляют.

Сотрудники НКВД пришли забирать Игумена Феодорита утром, просидев в засаде всю ночь. Они ворвались в Богоявленскую церковь села Толмачи, во время службы Литургии.

 
ФЕДОР

Староста храма Введенский ( фамилия не настоящая) Федор стал препятствовать их входу в Алтарь и аресту священника. Старосту вывели на улицу, поставили к стене церкви и расстреляли. Свидетели тех событий рассказывали, что ужас и страх напал на всех жителей села. Они попрятались, и потом ещё долго не выходили из своих домов. Спустя десятки лет многие ещё помнили этот страх и звенящую тишину во время тех событий. Вспоминали, что даже собак по улицам не было видно, животные долго боялись выходить из своих дворов.
 
Когда жена старосты Федора, Введенская Анастасия, приехала в Толмачи, село встретило её пустынными улицами. Она подъехала к церкви, но ей не позволили приблизиться к мужу. У церкви поставили часового и никого не подпускали к Феодору трое суток. Ночью пришли монахини из ближайшего монастыря, и, не обращая на охрану никакого внимания, взяли тело старосты церкви, обмыли, и похоронили. Сотрудники НКВД им не препятствовали, сделав вид, что ничего не заметили.

Анастасия, жена старосты, всю свою дальнейшую жизнь прожила в д. Задниково, Лихославльского района под присмотром семей сотрудников НКВД. Те следили, чтобы к ней никто не подходил и не разговаривал, даже родственники. И все боялись. Она – жена врага народа. Ей доставалась самая тяжёлая работа в колхозе. Над её детьми в школе издевались учителя и школьники. Её дети стали для односельчан детьми врага народа. Её материнское сердце разрывалось от бессилия помочь своим детям.

С началом Великой Отечественной войны её старший сын Василий был призван и пропал тут же, на Призывном Пункте. Анастасия о его судьбе не знала до 1956 года. Потом пришёл официальный ответ, что пропал без вести. Она сразу поняла, что сына врага народа не допустили воевать. Василия замучили в лагере НКВД. Мать вскоре после этого сообщения умерла от горя. Официальный документ на Введенского Василия Фёдоровича на сайте Министерства Обороны: «Пропал без вести в 1941 году. Из списков части исключён в 1943 году».
 
Дочь Анастасии Клавдия, вышла замуж в другой район. Перед своей смертью она принесла в церковь священномученика Святителя Фаддея Архиепископа Тверского икону «Распятие Христово с предстоящими». Клавдия Феодоровна рассказала священнику о. Анатолию, что её отец Феодор сидел в тюрьме вместе с Архиепископом Фаддеем Тверским, тогда Владыко и благословил его своей иконой. Икона и по сей день находится в этой церкви.(Тверская область, Вышневолоцкий район, пос.Красномайский).


Игумена Феодорита арестовали Новокарельским РО УНКВД по Калининской области. Он был признан виновным (по Ст.58-10, 58-11 УК РСФСР) в том, что является активным участником контрреволюционной фашистско-монархической группы в Карельском округе и систематически проводит контрреволюционную агитацию среди населения и церковников, направленную против Советской власти. (Руководитель группы Архиепископ Фаддей Тверской).

Игумен Феодорит был осуждён тройкой при УНКВД Калининской области (11.11.1937г.) и приговорён к расстрелу. В ночь на 13.11.1937 г. он был расстрелян в Калининской тюрьме вместе с другими священниками Новокарельского района Калининской области.

Вместе с ним были расстреляны: свщм. Алексий Васильевич Сибирский (священник села Козлово), Михаил Петрович Соколов (священник с. Козлово –Карельское), Орлов Митрофан Иванович (благочинный Новокарельского района, священник д. Ерзовка), Лисицын Иван Федорович (священник с. Петровское), Зайцев Михаил Сергеевич (священник с. Селище), Зайцев Михаил Ефремович (священник с. Ветчино), Нарцисов Алексий Иванович (священник с. Змеево), Муравьёв Михаил Иванович (псаломщик села Козлово).

После расстрела священников перевезли на лодке на противоположный берег реки на священническое кладбище г. Твери и прикопали в часовне «Неопалимая Купина» (по рассказам сотрудников НКВД родственникам игумена Феодорита).

Среди священников был предатель, завербованный ещё в 1933 г. как агент СПО УНКВД, находящийся на централизованном учёте. Он получил срок 10 лет лагерей без конфискации имущества.

Игумен Феодорит реабилитирован 04.04.1989г. Прокуратурой Калининской области.