Заброшенная красота

Инна Коротаева
     В июне нынешнего года довелось побывать  в селе Нагорье Переславского района. Хотелось увидеть особенную сирень, о которой доходили легенды. Но, как оказалось, последние кусты ее были недавно вырублены. Лишь  в памяти нагорьевцев еще живы тяжелые фиолетовые соцветии с густым пьянящим ароматом, мелкие блестящие темные листья.

     Говорят, что перенесена была эта сирень из нарышкинского парка, разбитого в имении графов Нарышкиных Елпатьеве в десяти километрах от Нагорья. Род этот был знаменит в России яркими своими личностями: царица Наталья, сенатор, писатель, государственные деятели. Один из них, генерал-аншеф, считался первым щеголем России. От него же пошло целое направление в архитектуре  - нарышкинское барроко, многоярусные парадные сооружения.

     Село Елпатьево, начав свою историю в XVI веке, связано с именами князей Оболенских, Дмитрия Самозванца, владимирского воеводы Вельяминова. Почти два века владели им  дворяне Нарышкины. Жили весело и красиво в своем дворце.

     Устраивали лошадиные бега, гуляли в прекрасном парке, остатки которого – древние липы, тополя и березы, ряды желтой акации и ивы – и сейчас дают пищу воображению. Нарышкины любили гостей. Побывавший здесь в 1858 году Александр Дюма потом писал камергеру Д.П. Нарышкину и его жене, бывшей французской актрисе Женни Фалькон: «Дорогие друзья. Я приехал и обнимаю вас. Женни я прижимаю к своему сердцу справа, Нарышкина слева. Ваш Дюма".

     Александр Дюма видел и самое удивительное чудо Елпатьева – церковь Вознесения Христова. Построена она была П.П. Нарышкиным в 1828 году на собственные деньги. Храм Одноглавый с 24-метровой ярусной колокольней. В строгом пересечении прямых линий первого яруса, алтаря и приделов возникает круглый второй ярус, увенчанный куполом. Затем небольшой круглый барабан с четырьмя глухими нишами, глава со шпилем. Четыре колонны дорического стиля поддерживают треугольные фронтоны южной и северной сторон. Четыре яруса освещения, красиво расписанные стены, чугунные плиты с узором –  такой была церковь сто лет назад.

     Вот как оценивают это сооружение специалисты: «Церковь резко отличается от церквей, построенных в соседних селах. Кроме религиозного своего назначения она несла в себе какие-то черты или настроения  некой  одухотворенной театральности, тем более удивительной в этой настоящей российской глубинке».

     Сейчас вид храма вселяет только острую печаль. Со стороны он все еще впечатляет своей колонадой и арками. А приблизишься –мерзость запустения, исписанные стены, раны от вырванных решеток, мусор.

     Поляна перед храмом  покрыта  незабудками и маргаритками. Местные жители говорят, что маргаритки на поляне цвели всегда, крупные и разноцветные. То ли хозяева любили их, то ли, став травой забвения, они распространились с соседнего погоста и измельчали – склеп Нарышкиных постигла печальная участь. И здесь есть своя легенда. Приезжали, мол, туристы-москвичи, выстукивали стены храма, нашли нишу, а в ней серебряную саблю. Сабля – наверное, сказка. А вот то, что прекрасный храм использовался как зерновой склад совхоза «Нагорье», - правда. И по словам главы сельской администрации С.Н. Воробьева, много лет назад совхоз якобы продал храм за мизерную сумму какому-то музею графики.

     Хозяева с тех пор о своей собственности так и не вспомнили.