И в каждом случайном прохожем

Анатолий Тимеев
07.05.12.
 
И в каждом случайном прохожем
Твои знакомые вижу черты.
Улица зимняя  безлюдна. Мороз загнал всех в дома. На повороте, неожиданно, появилась фигура. Захолонуло в груди. В подростке в этом я сына узнал. Всё верно: тот же рост, та же походка. Только он же погиб, уж не вернётся домой. Но знакомые я вижу черты и одежду его узнаю. Подкосились ноги, как ватные стали они. Поверил глазам своим сразу, и сердцу чуточку, хотя б на миг, захотелось тоже поверить. Но разум мой меня в реальность вернул. Проходил мимо мальчик другой. Но что это было? Сладость свидания и разлуки боль? И осенило меня: судьба заранее дала знать об этом, что мне сейчас пришлось пережить. Предначертание это из детства, из далёкого прошлого. Подобное тогда мне пришлось пережить и напомнило о себе через столько лет. Оно ждало своего часа…
Гордо восседал я на телеге. Едем мы с дедом на базар продавать боровка. Не близка до райцентра дорога  и выехали мы на рассвете. Покупатель нашёлся быстро, быстро и в цене сошлись. Осталось до места товар довести. Улыбкой радостной хозяйка встретила нас на крыльце. Взгляд её споткнулся на мне, и встретились наши глаза. Вдруг улыбка её застыла на лице и побледнела она. Тихо прошептала, вцепившись в перила:
-Сыночек…. Сынок…
И на ступеньки медленно обсела. Бережно поддерживая, муж завёл жену в комнату. Уже за накрытым столом, успокоившись немного, объяснили причину происшедшему. Месяц назад потеряли они дошкольника сына. Спозаранок убежал на рыбалку на утренний клёв. Больше  домой не вернулся. Остались удочки на берегу, а мальчика нашли лишь через несколько дней ниже по течению реки.
-Как похож он на нашего сына, - гладя меня по голове, тихо сказала она.- И возраст один, и белый цвет волос.
Не знала уж как мне угодить. То конфетку подаст, то печенье и чаю ещё ближе  пододвинет. Смущён я от такого внимания, вымолвить слово не в силах.
-А скажи мне мальчик, как зовут тебя?
-……… 
-Не смущайся, не молчи. Скажи, как зовут?
-Толик.
-Толик,- выдохнула она, выронив ложечку чайную из рук.- Это правда? Ты Толик? О, Господи!
Уткнувшись в ладони лицом, убежала на кухню. За столом тишина, а там, у плиты, громко рыдает она. Весь бледный, губы кусая, отец  пояснил, что так звали их сына в семье. Именно ласково так: «Толик», они обращались  к нему. В объятьях её, от слёз материнских сырой, детским наитием понял тоску родителей по сыну и тяжесть утраты. Почувствовал, но ещё не осознал, что судьба уже примерила на мои детские плечи тяжкий крест. Предстояло и мне выпить эту чашу горькую до дна. Предстояло:
Увидеть в случайном прохожем
Знакомые сына черты.
 
Прощаясь, отец с напутствием дал мне в руки удочку сына на память. Слишком тяжело было им видеть ежедневно и ежечасно его рыболовные снасти. И получилось так, что подхватил я печальную эту эстафету. Спустя годы испытал такое же горе. С разницей лишь небольшой:  утонул их мальчик в воде, мой погиб от огня.
  -Папа. Мне больно! Я буду жить?
Держись, сынок, держись!
Папа, мне больно! Сделай что-нибудь.
Держись, сынок, держись.
-Вся жизнь твоя - одна строка
И бумаги чистый лист
Вернись, сынок, вернись.
-На сердце тревога и грусть
Не хочется падать в пьяную муть
Вернись, сынок, вернись.
-Без тебя росла трава, созрел малины куст.
Ищу тебя среди ребят
И голос твой хочу услышать.
Но ты вдали от друзей и подруг
Вернись, сынок. Вернись.
-Ты жив, мой мальчик!
Не ушёл от нас навек.
Из дома вышел лишь на миг:
-Вернусь я, папа! Я вернусь!