Жизнь, как подвиг, доставляющий удовольствие

Елена Плюснина
А) Размышления над повестью Д.Гранина «Эта странная жизнь»

Почему меня привлекла и продолжает привлекать повесть Д.Гранина?
Во-первых, Гранин так своеобразно сумел преподнести жизнь ученого через искренний диалог с читателем, что у меня появилось желание, понять все-таки, что же это за система, которой Любищев посвятил всю свою жизнь?
Во-вторых, после тщательного обдумывания всей повести, почему-то возникает протест против предложенной Любищевым системы. Может быть потому, что она является своеобразным укором тем, кто живет, не считая времени? 
Нет, не только в этом дело. Что же «задело» больней всего?  -  Фраза, написанная Любищевым:  «за мою счастливую жизнь «я долг своим сыном заплатил». Любищев очень долго переживал смерть сына. Почему он так сказал? Какова на самом деле связь между жизнью родителей  и детей? Неужели дети «расплачиваются» за счастливую жизнь родителей? Что-то здесь не так.

Можно предположить несколько вариантов:
1) Дети не «расплачиваются» за счастливую жизнь родителей, а продолжают жить счастливо или не очень, но по-своему;
2) Может быть, что-то в самой системе было не совсем так, если сам автор Системы вынес себе такой суровый «приговор»;
3) Или сама Система еще до конца не понята, не осознана.

Таким образом, ответ на вопрос, 8 главы, заданный Д.Граниным, сколько все это стоит и стоит ли оно этого, пока остается открытым…

В размышлениях Д.Гранина о жизни Любищева больше вопросов, чем ответов.
Д.Граниным поделана колоссальная работа, остается только попытаться ее некоторым образом переосмыслить. Для этого предлагаю «пройтись» по всем главам с «заметками на полях». Цитаты из книги будут служить рабочим материалом и одновременно подтверждением тех выводов, к которым я постараюсь прийти в конце этих размышлений. Описание будет проводиться по трем пунктам:
 
1 – номер и название главы, 2 – наиболее значимые мысли и вопросы по этой главе 3 – «заметки на полях».
 
Глава1. Как заинтересовать читателя.
2. Правдивым изложением, без прикрас. Показ противоречивого образа ученого.
3. Задача эта удалась, поскольку  спустя 30 лет, это произведение продолжает волновать читателей.

Глава 2. О причинах и странностях любви
2. Так в чем же причины и странности любви? – В общей системе миропонимания? В том, что Любищев  оставался самим собой? В том, что Любищев понимал сокровенное значение всего того, что делал?  О какой любви идет речь?
3. Видимо о той, которая обладает особым свойством излучения интеллекта и души.

Глава 3.Сведения для удивления и раздумья
2. Чему удивляться и над чем размышлять? - Любищев умудрился работать и вширь и вглубь, быть узким специалистом и быть универсалом. Дело в том, к а к,  к а к им  о б р а з о м  он этого добивался.  По виду – чисто технологическая методика… Она обеспечивала наивысшую производительность и наивысшую жизнедеятельность. У Любищева существовали точные критерии нравственности, связанные с его Системой жизни.
3. Система жизни равняется наивысшей жизнедеятельности???
 «Этика не имеет единиц измерения (как утверждает Д.Г.) и вдруг  - точные критерии нравственности, как это совместить?

Глава 4. Какие бывают дневники
2. Зачем нужен был хронометраж своей жизни? Дневники его из года в год сохраняли канцелярскую невозмутимость, чисто бухгалтерскую отчетность. Если судить по ним, то ничто не в состоянии было нарушить рабочий ритм, установленный этим человеком.
3. Гранин пишет: «Не зная, я Любищева, дневники эти могли озадачить психологической глухотой, совершенством изоляции от всех тревог мира и собственной души. Каков смысл этого?»
Может быть, иногда в жизни нужно уметь превратиться в робота самому себе, стать рабом самого себя? (в хорошем смысле слова).

Глава 5. О времени и о себе
2. «большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь (выд.-Е.П.) в том, что мы делаем не то, что надо» (Сенека).
А если на работе делаем только то, что надо, и никогда то, что хочется, может быть, это и не та жизнь, которую нужно прожить?   
Известно, что счастливые не наблюдают часов, верно и другое – что и те, кто не наблюдает часов, уже счастливы. … Любищев добровольно … взял на себя несчастливую обязанность «наблюдать часы».
3. Уметь измерять, значит уметь беречь (экономить)? Разве это происходит само собой? Подвергать анализу свою жизнь? Этот эксперимент он поставил над собой. «Решиться на анализ времени способны немногие. Это требует больших усилий души, чем исповедь. Открыться перед богом легче, чем перед людьми». (Д.Г.)
Но это возможно, если доверять людям и предполагать, что хороших людей на Земле больше, чем плохих. Рассматривать под лупой частицы своей жизни и при этом сохранять целое, как достичь этого?

Глава 6. С чего все началось
2. С цели жизни, на выполнение которой требовалось сил, несоизмеримых с нормальными, человеческими, и времени больше, чем располагает человек в этой жизни.
3. Одержимость в науке – вещь опасная  (да и не только в науке), … одержимость мешала критически оценить происходящее даже таким гениям, как Ньютон… «Дело заменяло этику, было этикой, снимало все проблемы бытия, философии, ради дела можно было пренебречь всеми радостями и красками мира» (Д.Г.) – Как Павка Корчагин? Современную молодежь образ прикованного к постели Павки Корчагина не вдохновляет. «Любищев постепенно пробивался к человеческим слабостям, к простой человечности».

Глава 7. С чего начинается Система
2. С самовнимания – естественнейшего внимания и интереса к себе, к внутреннему своему миру.
3 Любой час засчитывался в срок жизни, они все равноправны, и за каждый надо отчитаться. Аналогия для педагогов – за каждого воспитанника (обучающегося) надо отчитаться, прежде всего, перед самим собой и учесть то, что не получилось, то, что было сделано не так. Но это не обязательно делать письменно, важно, чтобы это осознание было внутри. Вот это и будут те «внутренние весы», аналогичные атомным. Внешние результаты будут у того, кто создаст внутренние условия для этого.

Глава 8. Сколько все это стоит и стоит ли оно этого
2. ???   
3. «А может, эта система была постоянным преодолением? Или, многолетней полемикой? С чем? С обычной жизнью. С желанием расслабиться и жить расточительно, не считая минут, как жили люди вокруг него» (Д.Г.)
Постоянное преодоление – это подвиг. А подвиг подразумевает лишение своей жизни ради какой-то идеи. Как-то не вяжется. Значит, не в этом состояла система.

Глава 9. Схема, которая могла бы удовлетворить всех
2. Живой человек, и в то же время искусственное самосоздание??? Возможно ли такое?
3. Нет. Живой Любищев мешал такому описанию – делает вывод Гранин.

Глава 10. «О генофонде» и о том, что из этого получилось
2. …нигилизм творца. Ему было важно не свергнуть, а заменить, не опровергнуть, а убедиться. … искал истину там, где никто ее не видел, и искал сомнения там, где установились незыблемые истины.
3. «… надо было пройти в одиночку зону пустыни…»   «…вычислить степень своей слабости, своей расплаты за счастье». Расплаты за счастье ??? Какое же это тогда счастье? 
«Мы так отвыкли от истинного понимания терпимости, что часто всякую критику (т.е. отстаивание права иметь собственное мнение) уже рассматриваем как попытку «навязать свое мнение, т.е. нетерпимость»
Критика, как отстаивание права иметь собственное мнение?
Но есть и другая критика – критика, как поиск истины, как желание разобраться в предмете спора.
 Как можно понять слова Любищева: «люди лучше убеждений»? Убеждения – навязаны, а человек поступает в каждом конкретном случае как подсказывает ему ….сердце? интуиция? совесть? что-то неуловимое и трудноосязаемое?

Глава 11. Об одном свойстве некоторых ученых
2. О любви все систематизировать.
3. Цитолог В.Я.Александров считает, что клетка имеет душу. Интересно, за 30 лет, сколько еще ученых присоединилось к этому мнению? 
 «…… иметь чистоту и независимость ребенка….» От чего ребенок не зависит? От мнения окружающих? В чем чистота ребенка? В абсолютном доверии окружающим?

Глава 12. За все надо платить
2. Непонятно, за что же надо платить? За желание быть преданным науке? За умение быть самим собой?
3. Любищев полагал, что в науке голосование ничего не решает; наука не парламент, и большинство оказывается чаще всего неправым.
 Он обладал высокой «инциндентоспособностью». Хорошо ли это?

Глава 13. О противоречиях
2. Его жизнь была неутихающим спором. Система послушно стала служить его слабостям, как служила его силе.   …нравственные проблемы представлялись ему иногда важнее научных, и он не отставлял их в сторону   
3. «Время его жизни – это не его собственность, оно отпущено ему для работы в науке. Именно в этом его долг и радость его жизни» (Д.Г.).
Жизнь не для себя?!? Какой до боли знакомый (я бы даже сказала «заезженный») постулат. Результатом этой «заезженности» у молодого поколения возникло желание делать абсолютно наоборот. И это своеобразный крен в другую сторону.
 Его Система - это инструмент, на котором он играл, что придется. Перед противоречивостью Система была бессильна.

Глава 14. Счастливый неудачник
2. В нем жила уверенность, что то, что он делает, - пригодится.
Переписка доставляла удовольствие.
Ощущение счастья у него возникало, наверное, от полноты осуществления себя, своих способностей.
Возможность помочь делала его нерасчетливым.
3. «То, ради чего он отладил свою Систему, которая стала системой жизни, - этого сделать не удалось». «Можно ли мерить человека целью, которую он себе поставил? Чем вообще оценивать прожитую жизнь? Пользой?» «Вот что существенно: он возбуждал мысль, он пробуждал к мысли людей, давно отвыкших от этого». «Он изучил психологию своей работоспособности, наилучший ее режим»(Д.Г.).
«Я полагаю возможным формулировать такую общую формулу этики, которая может обнять все существующие формулы: поступай так, чтобы твое поведение способствовало  прогрессу человечества, выражающемуся в победе духа над материей» (Любищев) Победа духа над материей ??? Если допустить, что дух материален, то что над чем побеждает???  Если этот вопрос рассматривать по Бауэру (см. принципы живой системы), то побеждать должна живая материя. Может быть, живая материя и есть дух?

Глава 15. «Искушение»
2. Он был свободен, но окружающим от такой свободы было тяжко.
3. «Не ожидая похвал, он научился сам воздавать себе должное».   « ...вся его система была призывом к повышению человеческой активности».
 Это внешнее воздействие на самого себя.   
«Требования к себе и другим совпадают. И тогда чувствуется преимущество цельности».
  «Это счастье осуществления самого себя. А человек, который осуществляет себя и живет в этом смысле для себя, приносит наибольшую пользу…» «Он шел по кромке своих способностей, оценивал их все более точно».
Идти по кромке своих способностей? Что это значит?  Все время на пределе своих способностей??? Или все время ощущать самого себя, идти по собственному пути? Пока этот вопрос остается открытым…

Глава 16. Когда пора подумать о душе
2. «Подумать о душе» - избавиться от «суеты» жизни, подытожить все по интеллектуальной части и подумать о личном бессмертии.  Любищев – платонист. «Я надеюсь, что, когда (вероятно, после смерти) биология на совершенно новой (не биохимической основе) достигнет действительно сказочных успехов, и мое имя не будет забыто».
3. «…Учет не позволяет распускаться…»
Это означает, что есть возможность ценить достигнутое, не опускаться ниже той планки, которой уже достиг. Но это не значит, что надо быть в постоянном напряжении или перенапряжении.
Это, значит, работать на достигнутом уровне своих способностей, уметь поддерживать этот высокий уровень без ущерба для здоровья. – Это ответ на вопрос предыдущей главы.
«… комбинирую утомительные занятия с прохладными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает. Но соблюдение всех указанных условий трудно при нахождении на государственной службе и в больших городах. Те, кто при неблагоприятных условиях могут работать, - вот это действительно работоспособные люди…»  Любищев осознавал, что его система требует создания особых условий, которые невозможны на государственной службе. Или  государственная служба должна изменить условия работы, чтобы добиться повышения активности работников?

Глава 17. С грустью и признаниями
2. «Он твердо верил, что время – самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этики». Проблема обращения со временем помогает человеку понять смысл его деятельности.
Прожить нашу эпоху такой открытой жизнью – это редкость.
3. «Учить в школе «времяпользованию», воспитывать любовь ко времени» (Д.Г.). Научиться любить время безусловной любовью.
«Каким душевным здоровьем надо обладать, чтобы чувствовать счастье от ежедневного преодоления» (Д.Г.).
«Может самое трудное – достигнуть этой естественности, когда живешь каждой секундой и каждая секунда имеет смысл. То, что он получал от науки, было больше, чем он давал ей, и это было для него естественно, а для нас тоже странно, потому что, казалось бы, он все, что мог, отдавал науке» (Д.Г.).
Любищев сумел организовать взаимообратный процесс (чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Не зря же еще Л.Н. Толстой говорил: «Все твое твоим не будет, то, что отдал, то – твое»)

Именно это Любищев продемонстрировал всей своей жизнью. И может показаться, что он поставленную цель не выполнил. Но это не так. Он многого не успел сделать, но его жизнь – можно считать образцом естественной системы живого существа. Именно эту цель он себе и ставил. Но при этом Д. Гранин прав в том, что Любищев создал систему для него одного, потому что ее ведение доставляло ему удовольствие, для другого это могло бы оказаться пыткой.
         
Б) Любищев и его Система жизни

   Почему еще так интересна эта повесть? Наверное, потому, что мы предлагаем ввести в школах диагностическую систему, в которой учитывается фактор времени, а он  (этот фактор) фактически, так же как и Любищеву дает беспристрастное отражение итогов (учебной) деятельности.
Учет таких результатов - это непростой процесс. Видеть свои слабости и недостатки – это малоприятный процесс. Никому этого не хочется, но насколько это важный и серьезный вопрос для педагогики. Ведь только  в наибольшей степени объективное отражение действительности может способствовать совершенствованию, возможности изменения, продвижению вперед, т.е. полному раскрытию способностей ученика. Так? Или это заблуждение?
Это заблуждение. Потому что самое главное в системе Любищева – это поиск своего рабочего ритма и наиболее точное планирование своей работы в соответствии с ним. Именно тогда, когда, казалось бы, ритм был найден, система отлажена, именно тогда Любищев все чаще и чаще начинал отвлекаться от основной работы. И хотя Д.Гранин убедительно  пытается  нас уверить в том, что именно Система учета Любищева дала возможность иметь в два раза больше времени на все, на самом деле в его Системе жизни можно отметить следующие главные моменты:
1) Он сам жил естественной жизнью, не изменяя себе, в согласии с самим собой, а система учета была подлажена (подстроена) под его естественный ритм, который он в себе чувствовал.
2) Определение цели жизни, которая больше самой жизни. Он сеял, зная, что всходы пожинать будут другие. (Цели не навязанной кем-то, а осознанной изнутри)
3) Наличие «точных критериев нравственности».

Именно такие выводы можно сделать о жизни Любищева по повести Д.Гранина.

Эти выводы имеют отношение и к квалиметрии (метод количественного измерения качества – по А.И.Субетто) и к диагностике. Педагог, использующий диагностику с учетом времени, а в последствии и обучение с элементами квалиметрии, должен знать и учитывать эти три главные условия, которые обеспечат ученику в последствии его высокий уровень жизнедеятельности.
Итак, первая задача – помощь в нахождении учеником своего естественного ритма работы. Вторая задача – поиск своего жизненного предназначения.  Третья задача – особенная - поиск «критериев нравственности». При решении всех этих задач хотелось бы, чтобы педагог был и живой сущностью, помогающей в установлении коммуникации других живых субъектов педагогического процесса,* и посредником между миром и остальными субъектами педагогического процесса,* и помощником во взаимодействии ученика  с миром в педагогических ситуациях , т.е. педагог как живая сущность, как посредник и как помощник в одном лице.

Решение третьей задачи может оставаться либо осознанной, четко сформулированной, либо может оставаться неосознанной - тайной для самого человека. Причем совсем необязательно добиваться этих формулировок, важно, что они (критерии нравственности) есть и помогают человеку в его положительных жизненных начинаниях. (В диагностике индивидуальной обучаемости решению этой задачи частично помогает выявление и осознание аксиологической направленности речевой деятельности ).

Итак, каким предстал Любищев, как человек и как ученый.  Попробуем коротко подытожить результаты изучения.

1. Общая система миропонимания Любищева

1. Понимал сокровенное значение всего того, что делал.
2. Выработал точные критерии нравственности, связанные с Системой жизни:
а) думал о людях лучше, чем они заслуживали;
б) в полемике не преследовал личных целей и старался не свергнуть, а заменить, не опровергнуть, а убедиться. Не позволял себе пользоваться слабостями оппонента;
в) в интеллектуальной борьбе сам не чувствовал ударов и имел право наносить удары;
г) духовное освоение искусства, а не простое потребление.

2. Каким образом Любищев добивался увеличения жизнеспособности

1. Мог себе позволить открыться перед людьми;
2. Цель жизни была больше самой жизни;
3. Не удивлять мир, а жить в нем;
4. Учитывал все (любое) время.
5. Долголетие входило в его расчеты.
6. Интерес к собственному внутреннему миру.
7. Сначала изучал свою работоспособность за счет ее учета и примерного планиро-вания, затем добился совпадаемости исполне-ния намеченного и возможности точного планирования.
8. Учет не давал распускаться  и беспристрастно отражал историю прожитого дня, месяца, года.

3. Итог его жизни

1.Стал одновременно узким специалистом и универсалом.
2. Написано большое количество трудов, относящихся к разным областям наук.
3. Смог обеспечить долголетие при высокой работоспособности.
4. Смог «нащупать» свой собствен-ный естествен-ный ритм жизни и в соответствии с ним организо-вать свою жизнь

Примечание
Является ли учет времени сделанного беспристрастным показателем?
Этот показатель будет относительным при сравнении с другими людьми, потому что у каждого человека есть свой одному ему присущий природный ритм, что и доказал Любищев всей своей жизнью.
При обучении детей важно ответить на вопросы, как достичь чувствования своего ритма и как согласовывать собственный ритм с другими ритмами (Ритмы природы, ритмы других людей, ритм работы учреждения и т.д.)