Легкие деньги

Сергей Андрющенко
      Я очень хороший автомеханик. Есть люди, умеющие хорошо рисовать, сочинять стихи, разбирающиеся в химии, а мне досталось счастье понимать устройство автомобиля. Все в нем, включая систему электронного управления двигателем, для меня – открытая книга. Я уже не говорю о подвеске, коробке выбора передач и двигателе.
  Не секрет, что в ремонте автомобиля, как и в любом деле, главным является не выполнение ремонтных операций, что, собственно, представляет собой набор последовательных действий с инструментами и приспособлениями, а грамотная и точная диагностика неисправности.
     А вот диагностика - это мой конек! Каким-то чудом, на грани интуиции, мне всегда, безошибочно удается угадать причину машинного недуга. И за помощью в этом, ко мне не гнушаются обращаться и очень хорошие механики, и даже те из них, кто испытывает к моей персоне серьезную антипатию.
   И, конечно, зная себе цену, я не пойду работать на «дядю», за какие-то жалкие 25 или, даже, 30 процентов от сдельщины. Это чистой воды, грабеж и оскорбление моего высокого мастерства.
     Конечно, я  не был бы так несговорчив, не будь у меня доброго старины Джорджа, который позволял мне работать по ночам в его ремонтной мастерской. Причем, он не брал с меня ни цента за эксплуатацию подъемников и потраченную электроэнергию. 
    При всем своем добродушии, он не был простаком. Когда в его мастерской работает по ночам такой мастер, это только прибавляет  авторитета его имени и позволяет  считать эту мастерскую круглосуточной.
    Излишне говорить, что клиент у меня был «набит»,  и в любую ночь у меня было достаточно работы. Автовладелец,  однажды попавший  на ремонт,  в последующем, старался попасть именно ко мне.  Это, несомненно, было приятно и грело самолюбие.
     Вот и сегодня, несмотря на, небывалый для этих мест, мороз и пронизывающий ветер, у ворот мастерской меня ожидал серебристый «Форд» среднего класса, машина не новая, но внушающая уважение.
  Не успели мы с Джулией выйти из моего потрепанного «Ситроена» и укутаться, прячась от ветра, как дверь «Форда» распахнулась, и навстречу нам вышел озабоченный хозяин авто.
     - Представляете,- вместо здрасте, начал он, - они, на стоянке,  выписали мне штраф за какие-то масляные пятна под моей машиной.
     И торопливо добавил:
- Мне вас рекомендовали, как очень хорошего мастера. Ну, сами подумайте, не могу же я каждый раз платить по двадцатке за всякое пятнышко.
  -Хорошо, хорошо, давайте загоним машину на подъемник и все  осмотрим.- Я уже возился с замком бокса.
   Джулия закутала недовольное лицо в воротник своей богатой шубки – она так надеялась, что в такую ужасную погоду клиентов не будет, и мы проведем ночь вместе.
    Когда автомобиль был поднят, я, в считанные секунды снял защитный лист и приступил к осмотру моторного отсека снизу.
  На стыке двигателя и коробки передач, янтарной слезой, предательски блестела светло-коричневая капля масла. В этом месте ее не должно было быть, ни в каком случае.
  Я снял каплю пальцем  и понюхал. Масло было из двигателя, потому, что имело приятный, несильный запах. Масло же из коробки передач пахло бы резко и мерзко.
     - Ну, что ж, все понятно – у вас износился сальник задней крышки двигателя. Для его замены нужно снять коробку передач, узел сцепления, маховик и, собственно, заднюю крышку.
     Тут мне на глаза попался порванный пыльник привода, и я указал на него хозяину машины.
    - Этот пыльник защищает очень серьезный узел, и лучше заменить одноцентовый порванный пыльник, чем потом отвалить полторы штуки баксов за новый привод.
      Он, видимо, совсем не разбирался в машинах, и смотрел на меня с внимательным уважением:
- А вы не могли бы сделать полную диагностику моего автомобиля? У меня нет времени ездить по мастерским, но уж если я здесь, думаю, надо воспользоваться моментом.
   Пока Джулия пританцовывала в своих новомодных сапожках на меху, мы с  клиентом досконально осмотрели авто и определились с ценой. Моя работа обойдется ему в тысячу четыреста долларов. Да, мои услуги стоят немало, но он, по моему, и бровью не повел, и, оставив автомобиль до утра, вызвал такси и уехал, в приподнятом настроении.
    Тысяча четыреста долларов. Не каждый мой знакомый может похвастать, что зарабатывает такие деньги в неделю. Я же легко их делаю за одну ночь.
    - Подумаешь, - надулась Джулия, - взял бы  у меня.
   - Чтобы ты потом упрекала меня, что беру у тебя деньги.
   - А что, не брал?
Иногда она меня очень раздражает, моя Джулия. К сожалению, в моей жизни понятия «любимая» и «жена»  не совпадают. Моя жена сейчас сидит дома с двумя моими детьми и тихо меня ненавидит. Что заставило ее выйти за меня замуж? Наверное, ее представление обо мне, как и мое о ней, совершенно не совпало с действительностью, и, в конце концов, наши отношения  свелись к тому, что она смотрела за детьми, а я приносил деньги. Каждое утро на  тумбочку, у ее кровати, я выкладывал триста долларов, пока она однажды не заметила, что сумма могла быть и больше.
На следующее утро на ее тумбочке было пятьсот долларов, на что она ехидно заметила:
      - Надо же, тебе стали больше платить? Сколько же ты зарабатываешь, на самом деле?
  Что же касается Джулии, то она любила меня до самозабвения, до безумия, истязая меня своей любовью. Она очень много для меня сделала, что совсем не мудрено в ее положении. Она была заместителем главы департамента штата по продовольствию и еще чего-то там. Несмотря на то, что вокруг ее увивались министры и всякие боссы, чуть меньше рангом, она предпочла всем им простого рабочего, простого механика, т.е. меня.
 Со мною-то все ясно – она была соблазнительной самкой со всеми достоинствами и прелестями, и затащить ее в постель, было делом моего мужского самолюбия.
   Она, же смотрела на дело несколько иначе, и мой разовый опыт вышел мне боком – вот уже восемь лет она отправляется за мной во все самые безумные мои мероприятия и считает меня лучшим мужчиной на земле. Это было бы здорово, если я любил ее так же, как она меня. Ах, как часто я ловил себя на мысли, что после очередной близости с ней, мне так хочется врезать по этой холеной, довольной щеке.
   Сейчас я тоже был не в восторге от нее. Мне нужно заниматься делом, и некогда было выслушивать ее капризы. Удивительно, но все трудности, которые я себе устраивал в погоне за деньгами, она воспринимала, как игру, как забавное приключение, и переносила все без нытья. Главное условие, это чтобы я был рядом. И, если бы, я сейчас не отправил ее на такси домой, клятвенно пообещав поскорее освободиться и приехать к ней, то она, так бы и пританцовывала по воробьиному вокруг меня, до самого утра.
   В боксе было прохладно. Первым делом я включил все штатные обогреватели и переоделся. Ну-с, приступим.
  Коробка передач на этой машине снимается вниз. Правда, снимать коробку одному несколько несподручно, да и весит она прилично, но я самоуверенно решил, что справлюсь с этим.
  Работа шла легко. Я уже предвкушал, как утром получу свои денежки. Над душой никто не стоял, не ныл и не подгонял – работай в удовольствие.
 Вот последний болт крепления откручен, но коробка не собиралась отходить от двигателя по направляющей. Это было легко победить, но как я, такой опытный мастер, не догадался подстраховаться и хоть чем-то подвязать коробку сверху?
    Я подставил под передний шкив двигателя стойку и чуть опустил автомобиль. Стойка приподняла переднюю, часть двигателя, соответственно опустив заднюю часть, и коробка передач легко сошла с направляющей прямо мне в руки. Она оказалась, неожиданно тяжелой и неуравновешенной по центру тяжести, поэтому своенравно вывернулась из моих рук и грохнулась на бетонный пол. Я превратился в соляной столб. Мысли, одна хуже другой, стали быстрее пули проноситься в моей, занывшей от дурного предчувствия, голове. Я видел, как от коробки отлетел какой-то осколок, и это было равносильно приговору. В моем воспаленном мозгу заскакали цифры – новая коробка стоит двенадцать тысяч долларов, кожух - четыре тысячи, но где взять время на переборку. Я и так набрал работ до утра.
   Наконец я решился осмотреть коробку. На мое счастье, она упала на стартер, прикрученный на нее, и от стартера отлетело втягивающее реле.
 Этих самых реле у меня был полный ящик, и я, с надеждой кинулся к нему. Но, увы, такого типа реле у меня не оказалось.
      Господи, как же я ненавидел в тот момент всех производителей автомобилей, помешанных на модернизации своих изделий. 
И сейчас мне попался тип стартера, который шел малой серией, и, конечно, у меня не оказалось такого реле.
  Ладно, слава Богу, хоть коробка цела, а со стартером разберемся.
   На одной площадке с мастерской Джорджа, стояло кафе тетушки Дору, где круглые сутки работали три брата корейца. Эти Ли, Ким и Кан были нормальными парнями и мы, перекусывая в этом кафе, с удовольствием болтали с ними ни о чем.
Единственным верным решением, в данной ситуации, было купить новый стартер, но в моих карманах не было ни цента, и я поплелся в кафе, к братьям корейцам, в надежде занять у них денег до утра.  На мое счастье, они вошли в мое положение и ссудили мне две тысячи долларов. Этого, по моим расчетам, должно было хватить на новый стартер.
     Прыгнув в свой, видавший виды, «Ситроен», я помчался по объездной дороге, заезжая во все известные мне магазины, торгующие автозапчастями круглосуточно. Конечно, как я и предполагал, такого типа стартера не оказалось ни у кого, и я купил стартер другого типа, резонно решив, что лучше такой, чем никакого.
     На кассе с меня взяли… тысячу четыреста долларов. Я горько усмехнулся, какая ирония.
   Но, времени  унывать, у меня не было,  и я поспешил обратно.
   Новый стартер идеально встал на место разбитого.
Теперь снять все детали, мешающие добраться до сальника задней крышки и заменить его.  Дело опять пошло легко, но мне не давала покоя мысль, как же я поставлю коробку на место?   
      Таких мелких запчастей, как всевозможные сальники, пыльники, болты, гайки и прочее, было у меня в изобилии и превосходного качества.
   Я заменил сальник, поставил на место заднюю крышку, маховик, узел сцепления и почесал затылок. Дело было за коробкой.
   Я подвинул поближе подкатной столик для инструмента, водрузил на него коробку,  присел, подхватил ее, почти на вытянутых руках,   и, как штангист, стал быстро подниматься. Ноги мои тряслись от напряжения, руки подламывались, в голове билось: «Удержать, удержать!».
      Я уже потерял всякую надежду попасть коробкой на направляющую и   собирался опустить ее вниз, как, вдруг, она встала на место. Быстро прихватив ее болтом к блоку двигателя, я, в изнеможении, опустился на пол. Сердце колотилось так, будто хотело проломить, сдерживающие его, ребра. Руки и ноги налились свинцом, воздуха не хватало, но я был доволен собой. Я сделал это!
     Ну, дальше все просто. Сейчас я заменю пыльник привода. Эта резиновая гармошка защищает шарнир равных угловых скоростей от пыли и грязи. В таком шарнире даже смазка особая, способная работать при ударных нагрузках и помогающая плавному вращению деталей, заключенных в этот шарнир. Когда же пыльник порван, эта же смазка, насыщаясь грязью и песком, способствует ускоренному износу шарнира.
Поэтому, при замене пыльника привода, необходимо тщательно убрать старую смазку и отмыть каждую деталь до блеска.
   Конечно, у меня нет новомодных моющих средств. Это дорого, да, и не к чему. Еще мой дедушка мыл детали керосином, и я не собираюсь отказываться от этого проверенного и эффективного средства.
Я давно присмотрел в мастерской у Джорджа аккуратный поддон, который неизменно использовал для мытья деталей. После процедуры я всегда тщательно вычищал поддон и ставил на место.
 Вот и сейчас я достал поддон, налил в него керосин и начал мыть детали, разместившись прямо под автомобилем.
  В этот момент погас свет. Я криво усмехнулся, и достал свою старую керосиновую лампу. Опять для них зима наступила внезапно, опять, совершенно неожиданно, подул северный ветер и перехлестнул электрические линии. Каждый раз одно и то же.
  Света от лампы было мало, но хоть что-то было видно. Керосин необычно сушил кожу и имел резкий запах. Я принюхался и понял, что, вместо керосина, налил в поддон бензин. Ну, да ничего, детали чище будут.
   В бокс начал забираться мороз, и я, невольно, стал быстрее махать кисточкой, чтобы поскорее закончить мойку. И она действительно, закончилась быстрее, чем я думал.
    Брызги от кисточки долетели до керосиновой лампы, и, не успел я моргнуть, как поддон заполыхал, освещая зловещими отблесками бокс и грозя добраться языками пламени до двигателя, висевшего над нами автомобиля.
    И в этой ситуации, я опять оказался на высоте. В мгновение ока, я сорвал, с вешалки, какую-то тряпку и накрыл пламя. Потом распахнул ворота бокса и бегом вынес вон, подальше от греха, уже потухший поддон. Тряпкой, которой я накрыл поддон, оказалась моя новая куртка.
    Я выудил из поддона детали и вернулся в бокс. Закрыл ворота, но теплее в помещении не стало.
   Собрав злополучный узел, набив его новой смазкой и натянув пыльник, я приступил к установке его на место.
    Работа шла уже не так споро. Приходилось, то и дело, отогревать стынущие руки над пламенем лампы. Мешало отсутствие полноценного света, приходилось работать почти на ощупь, но к пяти часам утра я снова имел все основания гордиться собой – работа была закончена!
    Все было бы здорово, если бы не висящий на подъемнике автомобиль, который следовало опустить на грешную землю.
    Электричества, по-прежнему, не было, и, скорее всего, еще долго не будет. Подъемник работает от электродвигателей, вращающих стойки-винты, которые и поднимают автомобиль. Делают они это со скоростью триста оборотов в минуту.  На самом верху винта был отформован шестигранник, под ключ немыслимых размеров, за который, в принципе, можно, вращать винт.
    Ну, что ж, это единственная возможность опустить автомобиль.  Подобрав какой-то разводной ключ со сбитыми губками, я взгромоздился на переднюю лапу, удерживающую автомобиль,  и принялся вращать винт.
   Вращать – это сказано громко. Винт шел по четверти оборота, причем приходилось прикладывать серьезные усилия, а ключ, все время норовил сорваться и соскользнуть. Через полтора часа таких упражнений, мы были уже на полпути к полу, и я стал всерьез, опасаться, что могу не успеть опустить автомобиль к восьми часам,  ко времени приезда клиента.
    Лапа, на которой я стоял, опустилась достаточно низко, и я уже не доставал с нее до винта. Пришлось, рядом со стойкой подъемника, громоздить какие-то ящики и поддоны, чтобы продолжить работу.
   И я продолжил ее, с еще большим усердием и рвением – на кону стояло мое доброе имя настоящего мастера.  Я не мог допустить, чтобы клиент увидел мои потуги.  Я должен успеть!
    В семь сорок пять, красавец «Форд» стоял на улице и урчал прогреваемым мотором. Ровно в восемь, на такси, подкатил его хозяин.
    Когда он отсчитывал купюры, от него не ускользнула вселенская тоска, разлитая по всей моей физиономии, и его брови, удивленно, поползли вверх:
   - Что-нибудь не так?
   - Нет, нет, что Вы, все в порядке, - поспешно ответил я, пытаясь изобразить улыбку и принимая у него деньги сбитыми и негнущимися от холода пальцами, - приезжайте еще, если будет нужда.
   И он довольный, укатил на своем серебристом авто.
   А я стоял посреди заснеженного двора, и мысль, что эту ночь, лучше было бы  провести с Джулией, еще не пришла ко мне. Ноги мои гудели, как телеграфные столбы, все мышцы болели, будто их били палкой, а в поясницу, казалось, кто-то вогнал штопор и, при каждом моем неловком движении, пытался его выдернуть. 
   Напротив, у кафе тетушки Дору, братья корейцы со смехом разгребали снег. Я достал из кармана шестьсот долларов сдачи из магазина, присовокупил их к своему гонорару и направился к братьям.
;