Сдаётся мне, что практически любой человек согласится со мной, если я скажу, что в повседневной текучке мы никогда не задаемся вопросом о результатах своего труда ни в ближайшем будущем, ни в отдаленной, тем более, перспективе. Мы просто работаем, выполняя порученное дело. Скажем, машинист поезда вряд ли думает о том, какие товары, куда и как перевозятся в вагонах его состава, и что и как будет с ними после того, как он их доставит по месту назначения, продавец, продавая нам товар, не думает о том, как мы будем его использовать, принесет ли он нам пользу, и какие будут отдаленные последствия, скажем, этой сиюминутной торговой сделки. Вот так и я, работая преподавателем в вечерней школе, редко задумывался о будущем пути своих учеников, их успехах и неудачах, месте в жизни , и о своей роли в этом процессе. Все люди разные, а ученики, как предполагает наука педагогика, тоже люди, и к каждому нужен свой подход, если ты, как преподаватель, чувствуешь свою ответственность за уровень знаний по твоему предмету в их головах.
Пришло время, и я завершил свой семилетний учительский труд, поскольку жизненные обстоятельства достаточно жестко переместили меня совсем в иные сферы человеческой деятельности. Само собой, что годы учительства оставили в моей душе достаточно глубокий след, в котором было место самым разнообразным ощущениям и чувствам. Чем дальше в прошлое уходило это время, тем теплее и приятнее становились воспоминания о нём. Чувство это еще усиливалось и случайными встречами на жизненном пути со своими бывшими учениками.
Разговаривая с теми, с кем там или там встретился, я начал задумываться о том, что роль учителя все-таки гораздо весомее в действительности, чем мы как-то бессознательно ее оцениваем в повседневности. И заключается она не только в умении дать знания, но есть в ней еще что-то сверх этого, что так или иначе способствует формированию образа мышления и действия того или иного твоего ученика.
Малозначительный случай, о котором я хочу поведать, как мне кажется, достаточно убедительно говорит о правоте моих предположений и мыслей об учительском труде. Подобные встречи в разные годы и в разных концах страны у меня случались довольно регулярно, хотя и не особо часто, и я сам, пожалуй, не могу объяснить, почему я выбрал в данном случае именно этот.
Лет эдак около пятнадцати тому назад вздумалось мне слетать в любимую Караганду, город моей юности, и город, где я как раз и работал учителем. Захотелось повидать родственников, оставшихся в живых друзей по студенческим годам, просто пройтись по приятным памятным местам. Сказано – сделано. Время побывки пролетело незаметно, пришла пора улетать. В аэропорту, зарегистрировав билет, и дождавшись посадки, я уселся в самолет. Все шло, как обычно, разбежались, взлетели, стюардесса привычно объявила всю информацию, как положено в таких случаях. Однако, её последняя фраза заставила меня насторожиться. Когда она сказала, что командир корабля пилот первого класса Бархет, я вспомнил, что у меня был когда-то очень давно ученик с такой фамилией. Вспомнил, что он учился у меня два года, в 10 и 11 классах, сидел на самой последней парте среднего ряда, даже внешность его мне вспомнилась. Поскольку такая фамилия встречается весьма нечасто, да к тому же самолет был карагандинский, я решил узнать, не мой ли это ученик. Я подозвал девушку и спросил, как имя командира корабля. Ее ответ немного меня обескуражил, ибо она сказала, что летит с этим экипажем первый раз и имени командира не знает. Я ее попросил узнать, не Юрием ли его зовут и добавил, что если это так, то он – мой ученик, и мне хотелось бы встретиться. Через пару минут девушка вернулась. Сказала, что имя командира действительно Юрий, и что он сам скоро ко мне подойдет.
Минут через пятнадцать дверь пилотской кабины отворилась, и оттуда вышел мужчина в пилотской форме, в котором я, не смотря на годы, без труда опознал своего бывшего ученика. Надо сказать, что и он, окинув взором салон машины, безошибочно направился прямо к моему креслу. Я привстал ему навстречу, мы поздоровались и он сказал мне, что через час с небольшим будет промежуточная посадка в одном из аэропортов, и мы там сможем поговорить. После приземления я остался в салоне, все пассажиры вышли, экипаж тоже покинул машину, остались только мы с моим бывшим учеником. На этот раз мы немного обнялись, похлопав, как водится, друг друга по плечам и спинам. Юрий сказал, что времени у него мало и он должен по своим делам еще побывать где-то там в своих служебных инстанциях, выражаясь высоким канцелярским штилем. Мы наскоро обменялись парой десятков фраз о том, о сем, о своих пройденных путях и обо всем таком, что в подобных случаях говорят. Времени было мало, мой бывший ученик спешил, и мы начали прощаться. Буквально в последнюю секунду я спросил его, а как же ты оказался в пилотах, ты же помнится, где-то на шахте работал и ничего об авиаторских наклонностях не говорил, на что Юрий мне ответил, что винить в этом нужно меня, потому что я, рассказывая на своих уроках скучнейший для большинства учеников материал о силах, воздействующих на крыло самолета, и рисуя на школьной доске поток воздушных струй вокруг крыла, проронил фразу, которая его буквально околдовала. Оказывается, его поразил факт, что во время полета самолета он, благодаря особому раскладу сил, попадает в некотором роде в состояние невесомости и именно поэтому не падает на землю. Вот эти слова о невесомости и запали ему в душу, привлекли его внимание к аэродинамике, а дальше все пошло по цепочке. Сначала книги, потом аэроклуб, далее по нарастающей. Вот так, дескать, я и стал летчиком благодаря вашим урокам физики.
Полет продолжился, уже в Новосибирске, расставаясь, мы, пожав руки, пожелали друг другу удачи. Напоследок он мне еще сказал, что очень рад этой встрече, не раз думал о ней, и что в некотором роде считает меня человеком, сделавшим его жизненный путь. Я направился в здание аэропорта для оформления билета к дальнейшему полету, а мой ученик, бывший ученик, пошел по своим служебным делам.
Уже потом, спустя несколько часов, сидя в самолете, летевшем на Дальний Восток, я долго еще размышлял о прихотях судьбы, о своих учениках, с которыми мне приходилось встречаться… Не скрою, что меня охватило приятное чувство некоей теплоты и гордости за то, что мой простой труд как-то положительно повлиял на людей, помог им в избрании жизненного пути. Убаюканный приятными мыслями, я незаметно заснул и проснулся только от звуков голоса стюардессы, которая извещала нас о том, что через несколько минут наш самолет приземлится в аэропорту города Хабаровска, что температура воздуха в Хабаровске восемь градусов, и так далее, и так далее…Путешествие в прошлое завершалось, меня ждал дом.