Недобрая традиция

Василий Грибовский
Праздник первого мая давно и прочно вошёл в жизнь нашего общества и не вызывает никаких вопросов. С этим днём связаны прогулки с цветами на площади, хорошая погода, мир во всём мире и, конечно, воспоминания о советских временах, которые ныне все чаще представляются в романтическом ключе. Казалось бы, что тут особенного и зачем это обсуждать? Однако у каждой даты есть исторические корни, изучение которых зачастую даёт совершенно иное представление о событии или явлении.

Празднование начала весны, которая по причине более холодного климата в дохристианской Европе наступала лишь к маю, корнями восходит ещё к временам языческого Рима. Такие гуляния с выходом на природу заканчивались, как правило, пьянством и оргиями. Люди до такой степени привыкли к такому «отдыху», что даже римским императорам, например, Тиверию не удалось их запретить. С появлением Христианства ситуация с майскими празднествами существенно не поменялась, и в средневековой Европе эти весенние развлечения воспринималось скорее как рудимент времён древности, своего рода живое воплощение человеческих инстинктов.

Считается, что в России этот праздник, который тогда символизировал день рабочих, появился в конце XIX века в связи с усилением революционного движения. Однако этот взгляд является несколько неточным, поскольку при этом игнорируется факт широких гуляний в Москве ещё при Петре I. Поначалу в них участвовали только иностранцы, которых Император усердно привечал; позже он приказал распространить этот обычай по всей Руси.

Первая революционная нотка первомая проскальзывает в 1776 году, когда профессор юриспруденции из баварского городка Ингольштадт Адам Вейсгаупт основал Орден иллюминатов. Это тайное общество, исповедовавшее идеи деизма и либерализма эпохи просвещения, позднее приняло участие во французской революции.  Со временем праздник стал обретать всё больше революционных черт, превращаясь из народных гуляний в политические демонстрации. Первый подобный случай, отмеченный в американском городе Чикаго в 1886 году, оказался окрашен в багровый цвет. В тот день анархисты устроили теракт, который стоил жизни нескольким рабочим и полицейским. В память об этом событии первый Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года принял решение о проведении ежегодных демонстраций в день 1 мая и объявлен международным праздником всех трудящихся. В Россию первомай, теперь уж революционный, а не развлекательный, как при Петре I, пришёл в конце XIX века.

Этот день так бы и оставался своего рода «объявленной катастрофой», когда революционеры выводили наивных рабочих на манифестации, если бы не революционные события 1917 года. Вполне уместно предположить, что новые власти ввели этот «праздник» в качестве очередной антихристианской меры с целью разрушить христианский мир Исторической России. Напомню, что даже красные звёзды первые коммунисты носили двумя (а не одним!) лучами вверх, что наводит на более чем определённые ассоциации из сферы оккультизма. Однако трудно обвинить советское руководство сталинско-брежневской закваски в том, что оно вкладывало в празднование первого мая какой-либо богоборческий смысл. Скорее, это стало для тогдашнего режима революционной «традицией», поводом лишний раз выгнать людей на улицы и самозабвенно уверовать в солидарность народа и партии. Тем более абсурдно упрекать в мистицизме современных властителей, чуждых всяких разговоров о духовности и с «любовью» к стране поглаживающих толстые кошельки. Первомай нужен им как дополнительный выходной или способ пиара. Празднуют этот день весны и некоторые оппозиционные политические силы, например, русские националисты. Они устраивают  театрализованные шествия, очень странные по набору людей и лозунгов, рассуждают о национализме в тот день, который в советском календаре первых десятилетий назывался Днём Интернационала. Эти мероприятия явственно свидетельствуют об исключительно формальном характере Православия в среде т.н. «борцов за национальную Россию».

Сегодня Россия – это советское государство, а потому и праздники у нас советские, например, день дезертира (23 февраля), когда пьяные красные солдатики Дыбенко в панике ретировались от немцев, или день феминистки (8 марта), ведущий отсчёт от нью-йоркской манифестации о равноправии женщин, и, конечно, языческий первомай.  Для любителей отмечать эти дни стоит напомнить, что 23 февраля совпадает с началом катастрофической февральской революции, а 8 марта – с отречением последнего русского императора. Ленин вёл отсчёт истории от социалистической революции; Медведев, судя по небезызвестному новогоднему поздравлению, от революции либеральной. Мы же, православные люди, живём в тысячелетней России, и история нашего государства начинается со Святого Крещения Руси в конце Х века. Неужели в течение десяти веков в России не праздновали День защитника Отечества или День семьи? Почему мы с каким-то исступлённым упорством следуем за советской властью, игнорируя огромный период истории, продолжавшийся до этих злосчастных революций 1917 года? Почему не утвердить в качестве дня защитника отечества 21 ноября, который в Императорской России широко праздновался как Собор Св. Архистратига Михаила, покровителя русского воинства? Почему средства массовой информации с помпой рассказывают нам о «международном женском дне», а День жен-мироносиц (православный женский день) проходит незаметно? 

Конечно, заводским и фабричным труженикам нужен профессиональный праздник. Однако пусть он не превращается в утверждение классовой розни между «буржуазными угнетателями» и «победоносным пролетариатом», как то было в советское время. Пусть он также не становится и средством пропаганды властей. Надо им выбрать достойный день, например, 3 июня, когда было установлено рабочее законодательство Российской империи. Успехи императорского правительства в этой сфере нашли справедливую оценку даже на Западе, в частности, у американского президента Уильям Тафт (1909-1913), весьма далекого от симпатии к России. Он сказал: «Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может».
 
Вернемся же к истокам, к Исторической России и её законодательству. Восстановим связь времён, разорванную трагедиями 1917 года, которые и привели нас к деградации религиозного духа, к празднованию разных языческих первомаев в православной стране.