Ах если бы ты всегда был таким

Маргарита Школьниксон-Смишко
Год подходил к концу, настало время делать рождественские подарки, писать поздравительную почту, подводить итоги.
Роза отправила папе в Варшаву, у которого к тому же в декабре был день рождения,  шёлковый галстук, а Лео — книгу Д. Страусса «Жизнь Иисуса». Автор книги в то время пользовался успехом, но Лео подарок не понравился, как и Розе его подарочный Мольер. Подарок Шоенланка был более роскошным и успешным:" шеститомник C.F. Meyer в чудесном переплёте".  Из дома ей послали 30 яиц ( в каком состоянии они прибыли, осталось не известно).
На праздники Шоенланк пригласил Розу к себе в семью в Лейпциг, но она осталась дома, встретила их, как и Лео, в одиночестве.
Письмо Лео, полученное 30.12. , было на редкость добрым и даже поэтичным:

«Какую радость ты доставил мне поэтическими строчками! Моё единственное золотце, не только из-за содержания, а потому что ты можешь быть поэтичным и элегантным! Ах, если бы ты всегда был таким!»

Подводя итоги года, Роза пишет:

«Мой любимый Бобо, когда ты получишь это письмо, уже будет новый год. Я почему-то боюсь оглянуться назад и спросить себя, довольна ли я всем прошедшим. Я хорошо знаю, что не сделала и десятой части того, что должна была бы сделать. Недовольство собой  - моё постоянное физическое состояние, угрызения совести, потому что то или это не делаю,  каждый день меня удручают, каждый час. Это чувство ни на секунду меня не покидает, особенно по отношению  к тебе я постоянно чувствую себя банкротом, который не оплачивает свои долги. Но маленький прогресс всё же есть, хотя бы потому что уже зарабатываю*, не правда ли? У меня твёрдое желание использовать приходящий год как можно более интенсивно.»

В письме швейцарским друзьям, также написанном 30.12., Роза более оптимистична:

«Что касается меня, то вас, вероятно, о внешней стороне моей жизни (история с Дрезденом) Гр.** информировал. Что касается внутренней, то чувствую я себя очень хорошо, когда могу хорошо работать. Работа, напряжённая, интенсивная работа, поглощающая тебя полностью, с твоим мозгом и нервами, это же наисильнейшее наслаждение в жизни. 
Я здорова, после напряжённого времени в Штуттгарте и Дрездене уже оправилась.»

Роза слишком строга к себе, её мнение о своей работе,  в письме семье Зайдель ещё летом, был более объективным. Позже она разослала друзьям свою отредактированную и изданную книгой диссертацию и получила в прессе положительные отклики не только в Германии, но и за рубежом.
Единственное слабое место —  это её здоровье. Ежедневного часа прогулки, Розе было явно не достаточно. Уже в своём первом письме из Берлина она правильно почувствовала, когда писала:
«похоже, для жизни здесь необходимы совсем другие резервы здоровья и силы, чем те, что у меня  в запасе.»
 И 30.12. она в письме Лео признавалась, что уже три дня сидит дома, потому что натёрла ногу так, что пришлось позвать врача. (Только  5-го января Роза сможет первый раз выбраться в библиотеку.)

Постоянная жизнь в разлуке с Лео также была нагрузкой, вообще эта связь фактически и привела Розу в Берлин, привела к полному уходу в работу. Работа постепенно вышла на первый план. Вот и в конце года ей с одной стороны хочется всё бросить и поехать к Лео, но тут же она видит неприятные последствия из-за этого для своей работы. Поэтому решает перенести встречу на март, когда у Лео будут каникулы. Хочет, чтобы они при встрече отдыхали, а не параллельно работали, как это получилось осенью в Дрездене.

* Роза даже хотела  заказать для Лео в типографии  абонемент «Русских ведомостей», не заказала только потому, что людям было бы не понятно, почему она, проживая в Берлине, хочет получать газету в Цюрихе. Поэтому она просит Лео, не жадничать и заказать самому себе эту газету: «это будет такая радость, если ты каждый день утром будешь получать чудесную газету из России прямо в кровать!»

** Гр. - Гробовский — фамилия Лео в Швейцарии