Благочестивое недоумение

Андрей Незванов
Когда мне усиленно внушают, что я есмь свободная суверенная личность, опирающаяся на разум, могущая выбирать мораль, религию,  политическую идеологию, или даже самому создавать их; что я вершина Эволюции, и Вселенная служит моему личному духовному развитию; что я сам созидаю свой мир; имею абсолютное право выбора и несу персональную ответственность за человечество и цивилизацию; что я могу изменять собственную природу и требовать от других приятия этих изменений, etc. etc. – то я невольно спрашиваю себя: разве всё это не искушение Дьявола?

Сторонники персональной автономии, говоря о «свободе», выставляют в витрине сферу символических обменов, где имеет значение свобода слова и свобода мнений; на практике же персональная автономия призвана обеспечивать эксплуатацию человеческого скотства: вовлечение его в хозяйственный оборот. Здесь значение имеет не личное мнение, но личная выгода.  А персональная свобода служит  огораживанию индивидуального профита от вмешательства общественной морали, идеала или веры.
Именно поэтому болтовня о гуманистических ценностях успешно сочетается с войной, рабством, колониализмом, эксплуатацией труда, общественным неравенством, оглуплением масс и т.д., и т.п.