Сказ о том, как Микулашек водную силу усмирил

Кузнецов Николай 2
Идет Алена, Микулашека жена по тропке от берега реки. Воду несет, коромысло через плечо, два ведра водой полны. Идет Алена, будто лебедь белая плывет над травой. Неподалеку, возле стога сена Микулашек сидит, видит жену и говорит:
- Аленушка, дай подмогну тебе.
Хохочет Алена:
- Микула, да меня бабы засмеют. Где это видано, чтобы мужики воду таскали? Ты вон ка лучше крышу иди поправь. Или забор укрепи.
- Да поправил я крышу Аленушка, еще вчера. А забор давеча настроил. Не могу я смотреть как тебе трудиться приходится, воду тащить от самой то реки.
- Да всю жизнь наши бабы от реки то воду тащили и ничего,- улыбается опять Алена…


Зашел Микулашек в реку до колена, опустил ладонь в воду. Чувствует он силу в воде, руку так и отбрасывает. А на стремнине не каждый то и мужик рискнет переправиться через реку. Больно сильно ее течение. Лег на пригорке думку думает.

Вот рука, вода ее толкает. А ведро если взять не умеючи, то и вовсе из рук вырвет. Вот ежели бы сподобиться, чтобы ведро не вырывало,- тут Микулашек припомнил прошлую ярмарку, как детвора весело крутилась на карусели: колесо от телеги закрепили на одном конце столба, подвязав к ободу веревки. И вся детвора с веселым гиканьем лихо выписывала круги, в воздухе, вокруг столба, вкопанного в землю. «Колесо»!
«А если к нему прикрепить ведерок несколько штук. И с тем бревном на воду то и положить?» - думает Микулашек. – может получится штука. – Сидит, думает, а пальцем тем временем на песке рисует чертежи…

 Дедок Силантий тем вечером, по-соседски, зашел к Микулашеку, покалякать за жизнь. Слышит опять в сарае что-то стучит. Интересно стало. Заходит и видит: стоит Микулашек мастерит что-то непонятное. Колесо от телеги сподобил. На нем крючки металлические набитые. Рядом оглобля на козлах лежит.
- Больно хитро ты задумал Микула Селянинович, а? – Интересуется дедок Силантий.
- Да какое там. Хочу силу воды приручить. Ты видел дед, как сильна река?
- Ну а как же, даже сам на своей шкуре не раз спытал. Вот прошлой весной, как лед сошел, помню Трифона вместе с сыном река и утащила, с плотом. Да так утащила, что только через десять ден и вернулись, злые как черти.
- Вот и я думаю. А если эту силищу в руки взять, да и на доброе дело, а?
- Ну ты и Микула даешь. Где ж это видано, чтобы силу реки в свои руки то взять? – смеется и не верит Микулашеку дедок Силантий.
-  Это еще ворона нам на двое не сказала,- насупился Микулашек,- а ты пока вот, что старый. Подсоби мне, вот тут поддержи. Завтра на реке спробовать будем.

Долго ли быстро ли дело делается. Не раз и не два Микулашек с помощником дедком Силантием спробовали на речке свою штуку. Пока наконец не вышли и не встали у реки перед всем честным народом, как раз после Пасхи поспели. Алена ведра принесла, стоит рядом и волнуется.
-Давай,- кричит Микулашек,- запускай. Дедок Силантий суетится, веревку крутит. Оглобля, да непростая, а с набитыми на нее досками на манер лопаток и с другого конца колесом тележным с вёдрами, опускается в воду, умостясь прямо на деревянные козлы, устроенные в реке. Таким образом, что вода из ведер подаваемая прямо в деревянные лотки, течет сразу под ноги к Алене в большой чан.

- Ах! – воскликнула Алена, когда струя воды шумно рванулась в чан,-  как все затейно придумано.
- Ах! – подают голос бабы и принимаются набирать воду из чана,- это же надо такую штуку придумать, чтобы вода сама в чан бежала. Больно хитро все устроено…

Сидит Микулашек на пригорке, опять думку думает. Сам вида невидного: «Рост «метр с кепкой», нос картошкой, губехи,- две лепехи, на голове плешка, чайным блюдцем не прикрыть. Руки длинные до колен, мосластые такие, жилы одни и кулаки как две дыньки не уродившиеся. Словом, «соплей перешибить можно», ну если кто не в курсе, конечно». Зато большого ума человек. Вот и сейчас, сморит на свою водную качалку и думает, о том, как бы еще к этой штуке приладить мельничные жернова…
Видел он как-то мельницу в волости соседней. Правда ветряную.
«Стоит такая где повыше, размахнула свои лопасти и крутит жернов мельничный. Правда, ехать в те края далеко. Да и ветров у нас не бывает. И такую штуку здесь не сробить. А вот вода быстрая, завсегда пожалуйста. И если устроить еще один водяной вал с лопатками, а дальше протянуть его на берег и сделать передачу на жернова, то получится у нас, водяная мельница…»

Николай Кузнецов aka kraft-cola 29.04.15