Ответы на вопросы и критику

Смбат Багратуни
   
   Господин Геннадий Дик опубликовал на проза.ру следующие комментарии, почему-то не прислав их мне.

К статье Смбат Багратуни
"Великие россияне - потомки евреев"

Эту страсть выяснять, кто из "великих и значительных" был евреем, можно объяснить только ярко выраженным комплексом неполноценности. В ход для подтверждения еврейских корней какого-либо писателя, генерала, султана... идут любые доказательства, которые любой беспристрастный суд признает недостаточными или смехотворными.
В конце  концов,  какая разница, была в ком-то капля еврейской крови или нет. "Где родился, там и пригодился" - люди обычно живут, руководствуясь этой простой формулой.
А те, что стараются всем доказать - евреи великий народ, выставляют этот действительно великий народ в смешном и неприглядном свете.

Для примера

Бытует мнение, что фамилия Блок имеет семитское происхождении. Так способны думать только люди, которые не владеют ни одним из германских языков.  Имя Лев (Leo), как и многие имена греческого, еврейского, римского происхождения широко распространены среди немцев, голландцев, австрийцев, англичан,  американцев...
В статье много "высосанных из пальца" сведений:
"Предки Блока - перешедшие в лютеранство во второй половине 17 века немецкие евреи.

   1. Христиан Блок (Christian Block). Видимо, первый лютеранин в роду Блоков.
   2. Сын 1. Людвиг Блок (Ludwig Block) (1698-1752).
   3. Сын 2. Иван Леонтьевич Блок (1735-1811). Основатель рода Блоков в России.
   4. Сын 3. Александр Иванович Блок (1786-1848).
   5. Сын 4. Лев Александрович Блок (1823-1883).
   6. Сын 5. Александр Львович Блок (1852-1909).
   7. Сын 6. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК."
 
На самом деле все предки Блока по отцовской линии немцы.

Блок Лев Александрович
(1823 – 1883)

• Чиновник. Тайный советник.
• Происходил из дворянской семьи немецкого происхождения. Окончил Институт правоведения в Петербурге (1843), где учился вместе с И.С. Аксаковым и К.П. Победоносцевым. Служил управляющим Новгородской казенной палаты, вице-директором Департамента таможенных сборов Министерства финансов. Был камер-юнкером, гдовским уездным предводителем дворянства.
• Отец юриста А.Л. Блока (1852-1909). Брат генерал-лейтенанта К.А. Блока (1833-1897).
• Дед поэта Александра Блока (1880-1921).
• Умер 17 августа 1883 года. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

   Мой ответ господину Дику.

   Во первых, надо читать то, что вы хотите прочесть, внимательно. Я отметил, что я указываю в родословных лишь браки потомков еврейских родов. Моим читателям понятно, что если у меня написано: "1. Христиан Блок (Christian Block). Видимо, первый лютеранин в роду Блоков",а жёны последующих Блоков мной не не указаны, то они были нееврейского происхождения. Кто эти жёны  были по этническому происхождению и  то, что после принятия лютеранства Блоки женились на немках и онемечились, я  не отмечаю. Моя работа о родах еврейского, а не немецкого или какого-либо другого происхождения. 

  Основное замечание. Меня  поразило обращение господина  Дика к давно оставленному в западном послевоенном (посленацистском)  и постколониальном мире понятию "великий  народ". Если господин  Дик считает, что есть великие народы,  тогда, следуя его логике, есть народы не великие, неравные великим народам.  Это совершенно расистский подход и, насколько я знаком с современной немецкой исторической литературой, эти человеконенавистнические  идеи, которые когда-то доминировали в оценке немцами себя и других народов,  не входу у современных немцев после тотального поражения третьего Рейха.

   В связи с приверженностью господина Дика к отошедшим понятиям прошлого звучит  и его заявление: "Бытует мнение, что фамилия Блок имеет семитское происхождении."  Термин семитский не применяется в современной литературе за исключением работ по истории древнего мира и языковедению. В Германии 19 века  этот легитимный термин лингвистики был переиначен националистами  в расовый термин  и стал одним из краеугольных камней нацистской идеалогии.  Господин Дик явно живёт в разладе с современной Германией или же он откровенен в том, что другие немцы решаются высказывать лишь в своём тесном кругу.  Возможно,  господин Дик позволил себе  расслабиться на русском сайте, освободиться от германской политической корректности и выразить  свои заветные мысли. Я был бы рад ошибиться в моей оценке Weltanschauung господина Дика, но оснований для этого он мне не дал.

  Касаясь цели моей работы, господин Дик обнаружил её в том, что я де ищу капли еврейской крови в знаменитых людях. Мне же просто нравится следить за людскими судьбами на протяжении поколений. Почему я выбрал евреев, да потому, что, к несчастью, у родов еврейского происхождения, вернее, у их родоначальников, судьба гораздо драматичнее, чем у любого другого народа.   Читатели могут сделать из моих исследований выводы, отвечающие их  мировоззрению, симпатиям, предрассудкам. Предвидеть использование ими моего исследования я не могу.

   Что же до обнаруженного господином Диком и крайне разгневавшего его прославления еврейского народа в моей работе, то странно видеть что-либо славное в  основателях описанных мною еврейских родов, которые ради своего личного успеха изменили вере своих предков и своему народу. Мы говорим о времени, когда люди принимали свою веру серьёзно и шли за неё на смерть. И о какой славе может идти речь, если среди  "героев"  моего исследования изверг  Иван Грозный или двуличная Екатерина II, "реформировавшая" правовое состояние русских крепостных  крестьян до положения рабов, в то же время ханжески  представляя себя  парижским философам в качестве просвещённого и  гуманного монарха. Немного чести и в крепостниках помещиках, хотя некоторые из них могли быть дельными  военачальниками, компетентными коллекционерами произведений искусства или талантливыми художниками, музыкантами, писателями. 

   Вернёмся к вопросу о происхождении Блоков.  Мне малопонятно  обращение господина Дика к ономастике фамилии Блок и к рассуждениям об имени Лев с целью показать ошибочность моей позиции. Я не ссылаюсь на фамилию в качестве признака  еврейского происхождения этого рода. Господин Дик, видимо, прочитал подобные утверждения где-то на интернете, в википедии, но зачем же приписывать их мне.  То, что фамилия Блок в Германии в 17 веке встречалась не только среди евреев, но и среди северных немцев, включая родину Блоков Мекленбург, это хорошо известно каждому, кто знаком с литературой о немецких фамилиях. Тем более я не аппелирую к имени Лев как к доказательству еврейского происхождения Блоков. Это просто смешно. Извините, но вести дискуссию на таком "научном" уровне!      

   Исходя из каких фактов я считаю род Блоков еврейским? Несколько фактов слились вместе, подкрепляя друг друга. Позволю себе процитировать написанное мною о происхождении Блоков: "Двоюродный брат Блока ленинградский литературовед, писатель и переводчик Георгий Петрович Блок (1888 - 1962) говорил своим знакомым о еврейских корнях рода Блоков. (Сообщения ленинградцев, собранные Савелием Дудаковым). Упоминания об еврейском происхождении  Блока нередки в  высказываниях о Блоке его современников."   

   Господин Дик может обратиться в архивы Мекленбурга и поискать в них документы о предках русских Блоков. До тех пор пока нет документов, показывающих, что Блоки были старым христианским родом, я верю заявлению Георгия Блока и мнению современников поэта об еврейском происхождении рода Блоков.