Не целься в сердце. Тасос Ливадитис

Татьяна Гармаш
Страничка творчества греческого поэта - Тасоса Ливадитиса.

"Не целься в сердце"

Мой брат часовой,
мой брат часовой,
я слышу твои шаги на снегу
и кашель твой на морозе,
мой брат, я знаю тебя
и ты меня тоже знаешь.
Спорю на что угодно: в кармане твоём лежит
фотография девушки,
а в груди твоей слева, держу пари, находится сердце.

Помнишь,
в школьной тетради ты рисовал стрижей,
я мечтал шагать рядом с тобой,
на лбу у тебя белеет метка моей рогатки,
в моём носовом платке я храню твои слёзы,
в углу моего двора стоят ботинки твои воскресные,
а на старой стене ещё не потухла детская наша мечта,
она записана мелом.

Старая мама твоя подметает лестницы министерства,
вечером на углу она покупает немножко угля
у моего отца.
Они смотрят в глаза друг другу и улыбаются,
а ты заряжаешь винтовку,
чтобы застрелить меня.

Твой прежний ребячий взгляд теперь закрывает каска,
детские руки твои стали ростками винтовки.
Мы оба истощены голодом по улыбке,
по ломтику спокойного сна.

Я слышу, как на снегу скрипят твои сапоги,
скоро ты ляжешь спать.
Спокойной ночи, мой скорбный брат!
Если увидишь в небе большую звезду, знай, что это я вспоминаю тебя,
а едва ты поставишь в угол винтовку, как снова
станешь воробышком.

И когда ты получишь приказ меня расстрелять,
исполняй, но не целься в сердце:
в нём глубоко-глубоко живёт лицо твоё детское,
я боюсь, что ты его ранишь.

 ***

В 1945 году литературный журнал "Элефтера граммата" опубликовал первые стихотворения Тасоса Ливадитиса, студента юридического факультета Афинского университета. В 1948 году Т.Ливадитис был арестован. Пять лет провёл он в заточении, разделяя судьбу своего поколения, поколения Сопротивления, брошенного греческой реакцией в тюрьмы и концлагеря. В 1950 году на волю вырвалось его стихотворение "Не целься в сердце", которое вместило в себя страшную правду о национальной трагедии Греции, о трагедии гражданской войны, когда соотечественники оказались по разные стороны баррикады и убивали друг друга.

 ***

Источник: Тасос Ливадитис "Кантата для трёх миллиардов голосов" Стихи и поэмы.
Издательство "Прогресс" Москва 1968 год

Здесь опубликована поэма "Кантата для трёх миллиардов голосов" http://www.proza.ru/2015/07/02/1497